|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методические рекомендации по применению квалификационных требований к профессиональной деятельности педагогаМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по применению
КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ С РЕЛИГИОЗНЫМ (ПРАВОСЛАВНЫМ) КОМПОНЕНТОМ (дополнительные требования к профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
Москва, 2016 Актуальность документа. Одной из ключевых проблем современной России является качество образования вообще и качество профессиональной деятельности педагогических кадров, в частности. В полной мере эта проблема касается и православного образования. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем выступлении на первом православном форуме «От сердца к сердцу», который прошел 31 августа 2014 года в г. Тамбове, сказал: «Образ педагога, учителя, воспитателя является непременным фактором успеха школы. Без этого фактора процесс ослабляется… Педагог – это тот, кто показывает пример своей культурой, своей манерой общения, своей компетентностью, своими жизненными принципами. Вот тогда ребенок имеет перед собой немеркнущий пример, который будет сопровождать его всю жизнь». 18 октября 2013 года Приказом № 544н Министерства труда и социального развития Российской Федерации был утвержден профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»(зарегистрирован в Минюсте России 6 декабря 2013 г., регистр. № 30550). Стандарт вступает в силу с 1 января 2017 года. На основании ст. 87 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ № 273-ФЗ), предусматривающей новый тип школ – образовательные организации с религиозным (православным) компонентом, Синодальный отдел религиозного образования и катехизации счел необходимым и целесообразным разработать в качестве дополнительных к основному документу[1] квалификационные требования к профессиональной деятельности педагога с учетом специфики педагогической деятельности в образовательной организации с религиозным (православным) компонентом. Данные образовательные организации имеют значительные особенности, требования к ним в части программ религиозного образования должны утверждаться централизованной религиозной организацией. Квалификационные требования применяются только в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом (прошедших конфессиональную аттестацию Русской Православной Церкви и включенных в реестр православных образовательных организаций). При внедрении документа необходимо учитывать следующие федеральные нормативные документы, в которых сформулированы задачи применения профстандарта педагога: ·Трудовой кодекс Российской Федерации, ст. 195.17. ·Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ № 273–ФЗ, ст. 87. ·Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2015 № 23. ·Приказы Министерства труда и социального развития (№ 544н, № 514н, № 613н, № 608н). Применение Квалификационных требований предполагает реализацию образовательной организацией Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего общего образования для образовательных организаций с религиозным (православным) компонентом в Российской Федерации, утвержденного решением Священного Синода 27 июля 2011 года (в редакции от 28 апреля 2015 года), и Положения «О выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви и конфессиональной аттестации образовательных организаций», утвержденного 28 ноября 2010 года Патриархом Московским и всея Руси КИРИЛЛОМ (в редакции от 7 июля 2015 года), где также прописаны требования к педагогической деятельности. Цель применения документа: определение и обеспечение необходимой квалификации педагога для повышения качества православного образования. Функции документа: нормативная: является основой содержания и оценки профессиональной деятельности педагога в образовательной организации с религиозным (православным) компонентом; критерием на право занятия педагогической должности; мотивационная:направлена на поддержку и повышение мотивации педагогического труда педагога в сфере православного образования, его стремления к личностному и профессиональному росту. Квалификационные требования являются основой для: – регламентации профессиональной деятельности педагогов в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом; – определения особенностей служения православного педагога в условиях нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартов, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года; – полноценной реализации церковной стратегии православного образования, Стандарта православного компонента общего образования; – повышения качества православного образования; – объективной оценки профессиональной деятельности педагога в сфере православного образования и его права на занятие данной должности; – подготовки педагогических кадров для православного образования; – разработки трудового договора и должностных инструкций в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом всех организационно-правовых форм; – аттестации педагогов. В Квалификационных требованиях личностные качества педагога неотделимы от его профессиональных качеств. При применении Квалификационных требований рекомендуется учитывать то, что православный компонент пронизывает все сферы деятельности образовательной организации: урочную и внеурочную деятельность, систему обучения (содержание образования, технологии обучения, формы и методы работы с детьми) и воспитания, уклад образовательной организации, дополнительное образование, внешкольную деятельность, работу с семьей. Задача образовательной организации – выстроить христианско-антропологическую модель образования, которая основана на трех онтологических принципах православного образования: христоцентричности, экклесиоцентричности (церковности) и антропосообразности (педагогичности). Столь высокие задачи требуют от педагогов высокого профессионализма и понимания специфики работы в образовательной организации с религиозным (православным) компонентом. В Квалификационных требованиях выделяются две обобщенные трудовые функции: первая определяет специфику деятельности по реализации целостного образовательного процесса на основе единства Церкви, семьи и школы в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом, т.е. по сути, формирование православной образовательной среды (уклада), направленной на становление и развитие личности православного христианина; вторая – педагогическую деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ с религиозным (православным) компонентом, т.е. проектирование и разработку православного компонента в основном документе образовательной организации – основной образовательной программе. В Стандарте православного компонента общего образования прописано, в какие разделы основной образовательной программы рекомендуется встраивать православный компонент. Согласно п. 4 ст. 87 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», централизованная религиозная организация утверждает примерные основные образовательные программы с религиозным (православным) компонентом и вносит их в профильный реестр. В Квалификационных требованиях все педагогические работники образовательной организации с религиозным (православным) компонентом подразделяются на три группы. Учителя, преподающие: 1.Предметы, в которых вероучительная проблематика не присутствует в явном виде. 2.Предметы, затрагивающие междисциплинарную проблематику (история, литература, языки, биология). 3.Обязательные предметы Стандарта православного компонента общего образования: основы православной веры, церковнославянский язык, церковное пение (для гимназий: классические языки и логика). Рекомендуется такие трудовые функции, как воспитание на основе православных традиций и обучение на основе православного мировоззрения прописывать в должностных инструкциях всех педагогов образовательной организации. Однако при этом необходимо учитывать, к какой группе относится педагог, и, соответственно, определять меру выполнения им этих трудовых функций. Например, у преподавателя литературы и истории больше возможностей для интеграции в содержание этих предметов православного компонента, чем у преподавателя математики или физики, но это не умаляет воспитательных возможностей предметов естественнонаучного цикла (приложение 2). При проектировании и разработке православного компонента основных образовательных программ по уровням образования рекомендуется учитывать возрастные особенности обучающихся, закономерности их личностного (духовного и нравственного становления и развития) в контексте православной педагогики и православной антропологии. Рекомендуется всем педагогам, осуществляющим свою профессиональную деятельность на определенном уровне образования, владение этими знаниями и применение их в своей практике. Администрации образовательных организаций с религиозным (православным) компонентом во исполнение Квалификационных требований рекомендуется организовать для педагогов курсы повышения квалификации по православной педагогике, а также курсы катехизации. Для преподавателей обязательных предметов Стандарта православного компонента общего образования в п. 3.2.4. Квалификационных требований прописаны трудовые функции предметного обучения по каждому обязательному предмету. Важно, чтобы преподаватели этих предметов профессионально разбирались не только в своем предмете, но прежде всего в возрастных особенностях обучающихся и в особенностях усвоения религиозного знания и приобретения личного духовного опыта обучающимися на определенных этапах взросления и личностного развития. Рекомендуется следующая последовательность применения документа: подготовительный этап и этап внедрения (приложение 1). Особое внимание следует уделить подготовительному этапу и осуществить следующие мероприятия: 1)Ознакомление с документом и информирование всех педагогических работников образовательной организации с религиозным (православным) компонентом). 2)Разработка локальных актов, составление плана мероприятий по подготовке педагогического коллектива к внедрению документа. 3)Проведение первичной диагностики соответствия компетенций педагогов образовательной организации Квалификационным требованиям (анкетирование, опрос, самооценка и др.). 4)По итогам анализа полученных результатов определить стратегию (концепцию, программу) профессионального роста педагогических работников, в целом повышения качества педагогического труда в образовательной организации (в документ могут войти: переподготовка, повышение квалификации педагогов, катехизация педагогических работников, процедура аттестации педагогов и др.). На этапе внедрения проводится вторичная диагностика педагогических работников на соответствие их компетенций Квалификационным требованиям. Учитывая, что процедура аттестации педагогических работников на право занятия должности проводится самой образовательной организацией, желательно совместить профессиональную аттестацию (на основании государственного профессионального стандарта «Педагог») и аттестацию, основанную на Квалификационных требованиях. В Приложении 3 дано примерное положение об аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности. В данном документе рекомендуется особое внимание уделить квалификационным испытаниям педагогов в период аттестации на соответствие занимаемой должности. В аттестационную комиссию рекомендуется привлекать специалистов епархиальных ОРОиК, региональных институтов развития образования, ученых, других специалистов в области педагогики и религиозного образования. При разработке примерных документов приложения были использованы материалы, предоставленные ЧОУ РО «Гнилицкая православная гимназия» Нижегородской епархии, ЧОУ РО «НЕРПЦ (МП)» «Саровская православная гимназия» Нижегородской епархии, ЧОУ РО «Православная гимназия имени святого благоверного великого князя Александра Невского (Городецкая епархия)», НОУ «Православная гимназия» Свято-Никольского Черноостровского монастыря Калужской епархии.
Приложение 1 ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН внедрения Квалификационных требований к профессиональной деятельности педагога в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом в образовательную организацию ______________________________________________________
Цель:Обеспечение перехода образовательной организации с религиозным (православным) компонентом на работу в условиях применения Квалификационных требований к профессиональной деятельности педагога в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом с 1 сентября 2016 года. Задачи: – определение (оценка) соответствия педагогических работников образовательной организации Квалификационным требованиям; – организация повышения квалификации и переподготовки, катехизации педагогических работников образовательной организации в соответствии с Квалификационными требованиями; – внесение изменений в процедуру аттестации педагогических работников в соответствии с Квалификационными требованиями; – создание нормативно-правовой базы для внедрения Квалификационных требований. Процедура внедрения проводится в два этапа: подготовительный и этап внедрения. Подготовительный этап
Этап внедрения Квалификационных требований
Приложение 2
Частное общеобразовательное учреждение «_________________________________________________»
Примерная должностная инструкция учителя Основ православной веры 1. Общие положения 1.1. Должность учителя основ православной веры (далее – учитель) относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется _________________________________________________________________________ 1.2. На должность учителя основ православной веры назначается лицо, имеющее высшее образование по направлению подготовки «Теология» или высшее религиозное образование или высшее образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Теология» в объеме, соответствующем программе профессиональной переподготовки;
1.3. Учитель должен знать: – приоритетные направления развития системы образования в Российской Федерации; – законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации, включая нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральные государственные образовательные стандарты общего образования; – основы законодательства о правах ребенка; – основы трудового законодательства; – Устав (Положение) образовательной организации и иные нормативные акты, документы, инструкции, регулирующие правила внутреннего распорядка образовательной организации, а также связанные непосредственно с трудовыми функциями; – программы и учебники по преподаваемому предмету; – требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; – средства обучения и их дидактические возможности; – основы научной организации труда; – уставы и каноны Православной Церкви в объеме, необходимом для сознательного участия в богослужениях и таинствах Церкви и для компетентного педагогического взаимодействия с обучающимися и их семьями; – основы законодательства о свободе совести и религиозных объединениях, нормативные правовые положения, регламентирующие преподавание учебных предметов, курсов, направленных на формирование знаний о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях христианства (православия); – церковные нормативные документы в сфере образования: Образовательная концепция Русской Православной Церкви, Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего общего образования для образовательных организаций Российской Федерации, Положение «О выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви и конфессиональной аттестации образовательных организаций» и др.; – теорию и методологию православной педагогики и православной антропологии; – принципы православного образования, особенности функционирования системы православного образования на современном этапе; – преподаваемый предмет в пределах требований Стандарта православного компонента общего образования и примерных программ Стандарта; – технологию планирования и организации обучения на основе православного мировоззрения в образовательной организации с религиозным (православным) компонентом; – методы и формы обучения на основе православного мировоззрения, особенности использования современных образовательных технологий в православной образовательной среде; – особенности православного компонента начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии со Стандартом православного компонента общего образования; – программы и учебники с религиозным (православным) компонентом; – общие закономерности духовного, личностного и физического развития детей и подростков, юношей и девушек старшего школьного возраста в контексте православной педагогики, православной психологии и православной антропологии; – эффективные практики православного воспитания; – основы духовной, информационной безопасности личности и семьи; – основные результаты новейших исследований (достижений) в сфере духовно-нравственного воспитания; – технологию планирования и организации воспитания в образовательной организации с религиозным (православным) компонентом, оценки педагогической деятельности и использования ее результатов; – методы, формы и принципы православного воспитания, особенности использования современных педагогических технологий в православной образовательной среде; – педагогику семейного воспитания на традициях православия; – содержание, методы, формы и средства организации взаимодействия с социальными партнерами по вопросам духовно-нравственного воспитания; – методику организации духовного краеведения, паломнических поездок и экскурсий; – региональные конфессиональные и этнокультурные особенности; – современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; – объективно оценивать знания обучающихся в части религиозного (православного) компонента разными методами контроля в соответствии в реальными учебными возможностями детей; – методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися разного возраста, их родителями (иными законными представителями), коллегами по работе; – технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; – закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологические особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ; – ИКТ-технологии; – иные документы, регламентирующие его деятельность в ОО. 1.4. Учитель в своей деятельности руководствуется: – действующим законодательством Российской Федерации; – Уставом (Положением)___________________________________________ (наименование образовательной организации) – положениями коллективно договора и правилами внутреннего трудового распорядка; – приказами и указаниями непосредственного руководителя и руководителя образовательной организации; – настоящей должностной инструкцией; – иными документами, инструкциями, распоряжениями, непосредственно связанными с исполнением трудовой функции учителя_____________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ 1.5. В соответствии со статьей 48 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» учителю запрещается: – оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов; – использовать образовательную деятельность для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации. 1.6. Учитель назначается на должность и освобождается от нее приказом_________________________________________________________________ (указать должность руководителя) 1.7. На время отсутствия______________________________(отпуск, болезнь и пр.) (Ф.И.О. полностью) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за качество и своевременность выполнения обязанностей, возложенных на него в связи с замещением. 2. Трудовые функции 2.1._________________________________________________________осуществляет: (Ф.И.О. полностью)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________[2] – обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета__________________________________________ (указать предмет) 2.2. Обеспечивает: – духовную и информационную безопасность обучающихся; – охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.
3. Должностные обязанности На учителя возлагаются следующие должностные обязанности:
·обучение основам православного вероучения и нравственности в соответствии с примерной программой по Основам православной веры; ·формирование у обучающихся православного мировоззрения и христианской картины мира; ·приобщение к участию в таинствах и богослужениях Церкви, к церковному образу жизни; ·знакомство обучающихся с современной жизнью Церкви, с основными документами, событиями, миссией Церкви в современном мире; ·формирование религиозной культуры, культуры общения в православном сообществе; культуры диалога с миром, социумом вне ограды Церкви; ·обучение работе с источниками религиозных знаний, в том числе с электронными ресурсами; ·организация публичных выступлений, научно-практических конференций, семинаров по православной тематике; ·обсуждение с обучающимися основных вызовов современного мира, проблем современной молодежи, различных сообществ, формирование у них правильного представления о данных проблемах; ·обсуждение с обучающимися явлений современной православной культуры; ·обучение проектной деятельности по православной тематике; ·консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по проблемным вопросам современной религиозной жизни в России; ·использование воспитательного потенциала вероучительных предметов; ·сотрудничество с другими учителями в системе межпредметных связей по ключевым мировоззренческим темам; ·помощь в выборе профессии, знакомство с основными видами профессиональной деятельности в современной церковной жизни; ·разработка рабочей программы по Основам православной веры; ·овладение методами и приемами обучения вероучительным знаниям; ·содействие духовному осмыслению базовых знаний по гуманитарным и естественнонаучным предметам; ·содействие обучающимся в приобретении на основе вероучительных знаний духовного опыта, нравственного сознания и нравственного поведения; ·развитие способности у обучающихся к самоанализу и самооценке собственных поступков; ·разработка дидактических и учебно-методических материалов по вероучительным предметам; ·управление учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения православной вере и нравственности; ·оценивание рисков и принятие решений в нестандартных ситуациях, возникших в процессе взаимодействия участников образовательного процесса в вопросах православного образования; ·анализ проблем, возникающих в процессе обучения вероучительным знаниям и поиск пути их решения; ·корректирование содержания и методики проведения занятий на основе анализа и оценки поведения и нравственного развития детей; ·ведение консультационной работы с родителями по проблемам обучения вероучительным знаниям детей; ·определение задачи профессионального и личностного саморазвития, занятие самообразованием, повышение квалификации в области преподавания вероучительных предметов и педагогики; ·систематизирование и оценка педагогического опыты и образовательных технологий православного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов; ·представление собственного опыта деятельности в сфере православного образования на открытых мероприятиях: научно-практических конференциях, семинарах, чтениях и др. в виде публикаций учебно-методических разработок, проектов, творческих работ; ·владение преподаваемым предметом в пределах требований Стандарта православного компонента общего образования и примерных программ Стандарта; (черный кружок см выше) соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики; (кружок) выполнение иных указаний непосредственного руководителя в рамках действующей должностной инструкции.
4. Права Учитель имеет право: 4.1.На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии: – сокращенную продолжительность рабочего времени; – дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года; – ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации; – длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы; – досрочное назначение трудовой пенсии по старости. 4.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности. 4.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков. 4.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей. 4.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководства). 4.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т.д. 4.7. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации. 4.8. Учитель имеет все академические права и свободы, предусмотренные действующим законодательством.
5.Ответственность Учитель несет ответственность: 5.1. За нарушение Устава (Положения) образовательной организации. 5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося. 5.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации. 5.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в порядке, определенном административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации. 5.5. За причинение материального ущерба образовательной организации в порядке, установленном действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации. 5.6. За разглашение сведений конфиденциального характера, утрату документов, содержащих такие сведения, нарушение установленных правил обращения с конфиденциальной информацией; передачу посторонним лицам любых документов образовательной организации, не предусмотренную законодательством или интересами организации, осуществляющей образовательную деятельность__________________________________________________ _________________________________________________________________________ (наименование образовательной организации) 6.Заключительные положения 6.1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с____________________ _________________________________________________________________________ (наименование, номер и дата документа) 6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора). Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается росписью (указать где) – в листе (журнале) ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции и хранящемся у работодателя; – в экземпляре должностной инструкции: «С инструкцией ознакомлен»__________________ (Ф.И.О., дата) – иным способом. Лист ознакомления с должностной инструкцией учителя основ православной веры:
Приложение 3
Частное общеобразовательное учреждение __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Утверждено приказом директора от « » _________201___ г. Протокол решения педсовета от « »_________201____ г. Директор _________________
Примерное положение об аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности
1. Общие положения 1.1. Настоящее положение регламентирует порядок аттестации педагогических работников ЧОУ_______________________________________________________________(Далее – положение, организация) с целью подтверждения соответствия занимаемой должности (далее – аттестация). 1.2. Нормативной основой для аттестации педагогических работников являются:
1.3. Аттестация проводится на основе оценки профессиональной деятельности педагогических работников. 1.4. Аттестации в обязательном порядке подлежат педагогические работники организации, не имеющие квалификационных категорий (первой или высшей), включая педагогических работников, осуществляющих педагогическую деятельность помимо основной работы, а также по совместительству, кроме педагогических работников, указанных в пункте 1.8 данного Положения. 1.5. Сроки проведения аттестации. 1.5.1. Аттестация проводится один раз в пять лет. 1.5.2. В случаях, когда у руководителя организации (далее – руководитель) имеются основания для осуществления оценки профессиональной деятельности педагогического работника в межаттестационный период (жалобы обучающихся, родителей на низкие показатели результатов работы, качества образования, воспитания и др.), руководитель вправе принять решение о проведении внеочередной аттестации педагогического работника, в том числе независимо от наличия у него первой или высшей квалификационной категории, по правилам, предусмотренным настоящим Положением. 1.6. Основными задачами аттестации являются: – стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного и профессионального роста; – определение необходимости повышения квалификации педагогических работников; – повышение эффективности и качества педагогической деятельности, выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников; – учет требований Стандарта православного компонента общего образования и Федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организации. 1.7. Основными принципами аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации. 1.8. Аттестации не подлежат следующие педагогические работники: а) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в данной организации; б) беременные женщины; в) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; г) находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; д) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев в связи с заболеванием. Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктами «в» и «г» пункта 1.8 данного Положения, возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков. Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктом «д» пункта 1.8 данного Положения, возможна не ранее чем через год после их выхода на работу. 2. Аттестационная комиссия 2.1. Аттестацию педагогических работников осуществляет аттестационная комиссия, самостоятельно формируемая организацией. 2.2. Формирование, структура и состав аттестационной комиссии. 2.2.1. Аттестационная комиссия создается распорядительным актом руководителя в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии и формируется из числа работников организации, в которой работает педагогический работник, представителей коллегиальных органов управления организации.[3] 2.2.2. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемое аттестационной комиссией решение. 2.2.3. Численный состав аттестационной комиссии – не менее 3 человек. 2.2.4. Персональный состав аттестационной комиссии утверждается приказом руководителя. 2.2.5. Срок действия аттестационной комиссии составляет 1 год. 2.2.6. Полномочия отдельных членов аттестационной комиссии могут быть досрочно прекращены приказом руководителя по следующим основаниям: – невозможность выполнения обязанностей по состоянию здоровья; – увольнение члена аттестационной комиссии; – неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей члена аттестационной комиссии. 2.3. Председатель аттестационной комиссии: – руководит деятельностью аттестационной комиссии; – проводит заседания аттестационной комиссии; – распределяет обязанности между членами аттестационной комиссии; – определяет по согласованию с членами комиссии порядок рассмотрения вопросов; – организует работу членов аттестационной комиссии по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб аттестуемых работников, связанных с вопросами их аттестации; – подписывает протоколы заседаний аттестационной комиссии; – контролирует хранение и учет документов по аттестации; – осуществляет другие полномочия. 2.4. В случае временного отсутствия (болезни, отпуска, командировки и других уважительных причин) председателя аттестационной комиссии полномочия председателя комиссии по его поручению осуществляет заместитель председателя комиссии либо один из членов аттестационной комиссии. 2.5. Заместитель председателя аттестационной комиссии: – исполняет обязанности председателя в его отсутствие (отпуск, командировка и т.п.); – участвует в работе аттестационной комиссии; – проводит консультации педагогических работников; – рассматривает обращения и жалобы аттестуемых педагогических работников, связанные с вопросами их аттестации; – подписывает протоколы заседаний аттестационной комиссии; – осуществляет другие полномочия. 2.6. Секретарь аттестационной комиссии: – подчиняется непосредственно председателю аттестационной комиссии; – организует заседания аттестационной комиссии и сообщает членам комиссии о дате и повестке дня ее заседания; – осуществляет прием и регистрацию документов (представления, дополнительных собственных сведений педагогического работника, заявления о несогласии с представлением); – ведет и оформляет протоколы заседаний аттестационной комиссии; – обеспечивает оформление выписок из протокола заседания аттестационной комиссии; – участвует в решении споров и конфликтных ситуаций, связанных с аттестацией педагогических работников; – обеспечивает хранение и учет документов по аттестации педагогических работников; – подписывает протоколы заседаний аттестационной комиссии, выписки из протокола; – осуществляет другие полномочия. 2.7. Члены аттестационной комиссии: – участвуют в работе аттестационной комиссии; – участвуют в принятии решения об итогах аттестации работника. 2.8. Порядок работы аттестационной комиссии. 2.8.1. Заседания аттестационной комиссии проводятся в соответствии с графиком аттестации, утвержденным руководителем. 2.8.2. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии. 2.9. К документации аттестационной комиссии относятся: – приказ руководителя о составе, графике заседаний аттестационной комиссии; – протоколы заседаний аттестационной комиссии; – документы по аттестации педагогических работников в составе личных дел (представление, выписка из протокола заседания аттестационной комиссии). 3. Подготовка к аттестации 3.1.Решение о проведении аттестации педагогических работников принимается руководителем. Руководитель издает соответствующий распорядительный акт, включающий в себя список работников, подлежащих аттестации, график проведения аттестации и доводит его под роспись до сведения каждого аттестуемого не менее чем за месяц до начала аттестации. 3.2. В графике проведения аттестации указываются: – Ф.И.О. педагогического работника, подлежащего аттестации; – должность педагогического работника; – дата и время проведения аттестации; – дата направления представления руководителя в аттестационную комиссию. 3.3. Представление руководителя. 3.3.1.Проведение аттестации педагогических работников осуществляется на основании представления работодателя в аттестационную комиссию. 3.3.2. В представлении руководителя должны содержаться следующие сведения о педагогическом работнике: а) фамилия, имя, отчество; б) наименование должности на дату проведения аттестации; в) дата заключения по этой должности трудового договора; г) уровень образования и квалификация по направлению подготовки; д) информация о прохождении повышения квалификации; е) результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения); ж) мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности и (или) профессиональных стандартов, квалификационных требований к профессиональной деятельности педагога в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом, в том числе в случаях, когда высшее или среднее профессиональное образование педагогических работников не соответствует профилю преподаваемого предмета либо профилю педагогической деятельности в организации, участия в деятельности методических объединений и иных формах методической работы. 3.3.3. Педагогический работник с представлением должен быть ознакомлен руководителем под роспись не позднее, чем за месяц до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением педагогический работник имеет право представить в аттестационную комиссию собственные сведения, характеризующие его трудовую деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации – с даты поступления на работу), а также заявление с соответствующим обоснованием в случае несогласия со сведениями, содержащимися в представлении руководителя. 3.3.4. При отказе педагогического работника от ознакомления с представлением руководителя составляется соответствующий акт, который подписывается руководителем и лицами, в присутствии которых составлен акт. 4. Проведение аттестации 4.1. Педагогический работник должен лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии. 4.2. В случае невозможности присутствия работника в день проведения аттестации на заседании аттестационной комиссии по уважительным причинам (болезнь, командировка и др.) в график аттестации вносятся соответствующие изменения. 4.3. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие. 4.4. Оценка деятельности аттестуемого производится на основе итогов квалификационных испытаний. Квалификационные испытания могут проводиться в форме экзамена, открытых уроков, защиты авторских программ (УМК) и иных формах. Квалификационные испытания имеют целью выявить профессиональные компетенции, включая владение навыком самоанализа (анализ урока по ФГОС (технологические карты), своей педагогической деятельности и др.). 4.4.1. Аттестационная комиссия рассматривает итоги квалификационных испытаний, сведения о педагогическом работнике, содержащиеся в представлении руководителя, заявление аттестуемого с соответствующим обоснованием в случае несогласия с представлением руководителя, а также дает оценку соответствия педагогического работника квалификационным требованиям по занимаемой должности. 4.4.2. Обсуждение профессиональных и личностных качеств работника применительно к его должностным обязанностям и полномочиям должно быть объективным и доброжелательным. 4.4.3. Оценка деятельности работника основывается на его соответствии квалификационным требованиям по занимаемой должности, определении его участия в решении поставленных перед организацией задач, сложности выполняемой им работы, ее результативности. При этом должны учитываться профессиональные знания педагогического работника, опыт работы, повышение квалификации и переподготовка. 4.4.4. Члены аттестационной комиссии при необходимости вправе задавать педагогическому работнику вопросы, связанные с выполнением должностных обязанностей. 4.4.5. Секретарь аттестационной комиссии ведет протокол заседания аттестационной комиссии (далее – протокол), в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании, и хранится у руководителя. 4.5. Порядок принятия решений аттестационной комиссией. 4.5.1. По результатам аттестации педагогического работника аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений: – соответствует занимаемой должности (указывается должность работника); – соответствует занимаемой должности (указывается должность работника) при условии прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации; – не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника). 4.5.2. Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. 4.5.3. При равном количестве голосов членов аттестационной комиссии считается, что педагогический работник соответствует занимаемой должности. 4.5.4. При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре. 4.5.5. Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования. 4.5.6. Педагогический работник знакомится под роспись с результатами аттестации, оформленными протоколом. 4.6. Выписка из протокола. 4.6.1. На каждого педагогического работника, прошедшего аттестацию, составляется выписка из протокола, которая подписывается секретарем аттестационной комиссии и содержит следующие сведения: фамилию, имя, отчество аттестуемого, наименование его должности, дату проведения заседания аттестационной комиссии, результаты голосования при принятии решения. В выписке из протокола помимо текста решения должны содержаться рекомендации АК. 4.6.2. Аттестованный работник знакомится с выпиской из протокола под расписку. 4.6.3. Выписка из протокола и представление руководителяхранятся в личном деле педагогического работника. 4.7. Решения, принимаемые руководителем. 4.7.1. Результаты аттестации работника представляются руководителю не позднее чем через три дня после ее проведения. 4.7.2. В случае признания педагогического работника соответствующим занимаемой должности при условии прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации руководитель принимает меры к направлению его на профессиональную переподготовку или повышение квалификации в срок не позднее одного года после принятия аттестационной комиссией соответствующего решения. 4.7.3. По завершении обучения педагогический работник представляет в аттестационную комиссию отчет об освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации. 4.7.4. В случае признания педагогического работника по результатам аттестации несоответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у руководителя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (часть 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации). 4.8. Результаты аттестации педагогический работник вправе обжаловать в суде в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации. 4.9. Аттестационная комиссия образовательной организации по представлению руководителя вправе выносить рекомендации о возможности приема на работу на должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» квалификационных характеристик, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, как это установлено пунктом 9 «Общих положений» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н, зарегистрированного в Минюсте Российской Федерации 06.10.2010, регистрационный № 18638. 4.10. Подведение итогов аттестации. После проведения аттестации педагогических работников ежегодно издается распоряжение (или иной акт) руководителя, в котором рассматриваются результаты аттестации, утверждается план мероприятий, направленных на улучшение эффективности работы педагогических работников организации, выполнение предложений работников, поступивших в ходе аттестации.
[1]«Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [2] См. Квалификационные требования к профессиональной деятельности педагога в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом (приказ № 108 от 24 мая 2016) – писать обобщенные трудовые функции [3]Рекомендуется включать в состав комиссии сотрудников ЕОРОиК, привлекать к работе комиссии, в том числе в качестве экспертов, ученых, педагогов из других образовательных организаций, сотрудников региональных институтов развития образования, иных специалистов в данной сфере.
Образование и Православие / Православное образование |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2773 |