|
||||||||||||||
Свет русской школыКак сохраняется традиционное русское образование в гимназии Свято-Алексиевской пустыни.
Когда мы говорим о русской школе, то подразумеваем костяк образовательных принципов, заложенных К.Д. Ушинским, К.П. Зеленецким, С.А. Рачинским, на котором выросла дореволюционная имперская школа, в осколках сохранившаяся в эмиграции. Русская школа – это и успешно построенное на имперском фундаменте советское образование, так безрассудно порушенное сегодня.
Обычная картина современной московской школы, которую вижу последние семь лет: годами нет учителя музыки, а детям на время этого урока включают американские мультики; лыжный спорт исключён из программы (волейбол престижнее, а детское здоровье, которое укрепляет пребывание на морозном воздухе, никого не интересует); учитель литературы на вопрос, почему дети не работают со словарём, изучая, предположим, произведение Г.Р. Державина?, отвечает: «А где я возьму словари?»… Но речь пойдёт не об этих мутациях, которым я – свидетель, а о конструктивных частных инициативах в образовательном процессе современной России.
За двадцатилетие разрушения образования, которое названо реформами, в православной классической гимназии Свято-Алексиевской пустыни в Переславском районе Ярославской области собран и сохранён опыт преподавания классической гимназии, привлечены лучшие специалисты по различным дисциплинам, сформирован тип социальной и хозяйственной организации общества, создан образец культурной и научной деятельности.
Учителя гимназии работают одной командой, в единомыслии православного вероучения. О единомыслии как фундаменте школьного дела говорит устроитель одной из лучших (к сожалению, больше не существующих) школ в Москве Андрей Всеволодович Курбатов. Он уверен, что если учитель литературы будет говорить, что Чичиков – подлец, а учитель математики, что Чичиков – гений, невозможно воспитать цельное сознание у ребёнка.
Отец Василий был духовным отцом молодого священника Алексия Василенко и благословил его возрождать из руин Свято-Алексиевскую пустынь, некогда принадлежавшую Феодоровскому женскому монастырю Переславля-Залесского. В 1992 г. отца Алексия – тогда настоятеля храма Святого Духа в селе Новое Ярославской епархии – поселили с семьёй в развалинах бывшего совхоза, размещавшегося в 1920-х – 1970-х гг. в монастырских зданиях. В перестроечные годы, когда практически рухнуло государство, и осталось, по слову протоиерея Дмитрия Смирнова, только то, что Бог нам дал – лес, вода, нефть – затеплилась на руинах монастыря церковная жизнь, прибились странники, ищущие Бога, беспризорные дети, люди, которым хотелось выжить, остаться собой. И уже вскоре на территории обители были распаханы поля, посеяны зерновые культуры, обработаны огороды, заложены сады и ягодники, заведены коровник, конюшня, свиноферма, пасека. С 1995 г. работает школа, имеющая ныне государственную аккредитацию в статусе гимназии, где обучение и проживание для всех детей бесплатно. После первых лет работы школа дала результаты: учащиеся Свято-Алексиевской гимназии брали самое большое количество медалей и грамот на олимпиадах и соревнованиях по району. Математика преподаётся здесь по учебникам А.П. Киселёва, а русский язык в начальной школе – по учебнику К.Д. Ушинского. Это можно сделать и в других школах, если родители выступят с такой инициативой. Сегодня под крылом обители 280 воспитанников школьного возраста и 40 дошколят.
Надо отметить, что нынешнее наименование обычных школ гимназиями опять-таки размывает понятия. Ведь школа даёт знания, а гимназия формирует личность.
А ведь воспитанники классической дореволюционной гимназии могли переводить стихотворения с латинского на греческий и не только.А многие ли студенты вузов сегодня сочтут в уме пример с известной картины «Устный счёт в народной школе С.А. Рачинского», который решали крестьянские мальчики, проучившиеся только два года в школе?
С 2005 г. в Свято-Алексиевской обители действует школа искусств в четыре отделения: музыкальное, хоровое, хореографическое, изобразительных искусств и театральная секция. Проводится обучение детей игре на фортепиано, скрипке, виолончели, флейте, гитаре, народных и духовых инструментах. Здесь часто проходят концерты классической музыки. В завершение прошлогодней майской конференции нам довелось услышать великолепный хор гречанок, прибывший в пустынь в рамках своих гастролей в Москве. Замечу опять же, что основы такого ведения школьного дела были заложены С.А. Рачинским (1833–1902) и могли работать столетиями, если бы не ломка революционных лет. В его дореволюционной школе в Татево (ныне Тверская область) ежедневно дети обучались церковному пению, рисованию, иконописи, со школьниками работали художник Э.А. Дмитриев-Мамонов, а летом – руководитель Синодального хора, музыковед С.В. Смоленский.
Гордостью Свято-Алексиевской гимназии можно назвать созданный в 1999 г. «Сухопутный святого благоверного князя Александра Невского кадетский корпус» и морской взвод имени святого праведного воина Фёдора Ушакова. На сегодня – это «Объединённый святого апостола Андрея Первозванного КК САП». В корпусе четыре взвода: разведывательный (спортивный), музыкальный, казачий и морской, где преподаётся строевая, огневая, общая медицинская подготовка, тактика, изучение уставов, морского дела, автодело, экстремальный туризм, топография, верховая езда.
Библиотека пустыни численностью более 350 тысяч томов включает в себя отделы редкой книги, рукописей, арткабинет, военно-историческую и военно-учебную библиотеку, картографический кабинет. В отделе мемориальных библиотек находятся библиотека академика Б.В. Раушенбаха, академика В.Г. Фесенкова, профессора Н.А. Чистяковой, профессора М.Ф. Мурьянова, фрагменты библиотек учёных чл.-корр. АН А.А. Ляпунова, профессора П.В. Флоренского, профессора Н.В. Кинжалова и многих других. Школьники работают с книгами, а не с компьютером и поступают в лучшие вузы страны: технические, военные, медицинские, педагогические. Информатику здесь преподают только в 9-м и 12-м классах, готовя выпускников к поступлению в техникумы и вузы. Учителя замечают, что когда дети едут в экспедиции или идут в походы, то берут с собой каждый по 20 – 30 книг.
В обители гимназия находится возле храма. Дети воспринимают историю страны совокупно с историей Церкви, духовная жизнь для них открыта и понятна, они избавлены от мучительных поисков духовной опоры, а возможно, и от ошибок на пути своих поисков. Часть детей поёт на клиросе, несколько мальчиков – алтарничают. Возле храма, как водится, расположено кладбище – это тоже выстраивает в детском сознании связь поколений и понимание, что у Бога все живы. У детей, воспитанных здесь, никогда не будет страха перед загробной жизнью, но будет понятна «любовь к отеческим гробам». Настоятель обители уверен: «Ученики, которые всерьёз воцерковились, в любых жизненных коллизиях находят верное решение».
Детскому взору насельников обители открыт весь Божий мир: пастухи прогнали полсотни коров на выпас в поле, а на столах к обеду стоят крынки молока, свежий творог и масло; прошла лошадь с целой гурьбой малых детей в телеге, в поле началась посевная, в часовне читается неусыпаемая Псалтирь о живых и усопших… Эта часовенка, где дети читают Псалтирь, выстроена знаменитым путешественником священником Фёдором Конюховым. Здесь, в одной из комнат музейного здания расположен музей Фёдора Конюхова.
Многие учителя переехали сюда жить семьями, с детьми, а чаще – с внуками. Дети постарше здесь всегда помогают воспитывать младших, как испокон веку было в больших семьях. Так и ко Причастию на литургии старшие ведут дошкольников помладше. У детей перед глазами всегда образ семьи, ибо пустынь эта – большая семья.
Вызывает эстетическое наслаждение и само оформление школьных классов, где по стенам с десяток картин художников прошлого и современности, зелёные уголки, на окнах тканевые шторы, а не пластиковые офисные жалюзи. И всегда есть икона, к которой уединенно или соборно могут обратиться учитель и школьник.
Отец Пётр мечтал стать учёным, путешественником. Но ему, видимо, предначертана свыше иная служба – молитвенная и просветительная. В обители организована сеть различных по научно-экспозиционному потенциалу музейных собраний – объединённые музеи: путешествий и великих географических открытий, изящных искусств им. П.И. Басманова, классических древностей, казачьего быта, естественной истории им. А.Е, Микулина, а также музейные комнаты, где со всех концов света собраны диковинные бабочки, растения, монеты и посуда разных стран и эпох, подлинные вещи и письма русских писателей… Детьми собраны гербарии по всем требованиям ботанической науки. Отец Пётр с радостью проводит нас в путешествие по школьным музеям.
На территории гимназии находится зоопарк, где живут павлины, зайцы, лисы, медведи, олени, верблюды, яки… В ботаническом саду пустыни насчитывается 700 видов (свыше тысячи сортов) растений.
В школе Свято-Алексиевской пустыни обучаются дети разных национальностей. Замечу попутно, что и в школе Рачинского учились латыши, а в летнее время готовились к поступлению в духовные семинарии японцы, обращённые в православие святителем Николаем (Касаткиным). Потому так часто обращаюсь я к имени Рачинского, что здесь его методы ведения школьного дела взяты за основу, и он сам почитается как выдающийся педагог, просветитель и молитвенник.
Как тут не вспомнить слова Василия Яна из его статьи в «Санкт-Петербургских ведомостях» от 6 (18) марта 1899 г.: «…Я видел нескольких учительствующих бывших учеников Рачинского. От всех от них веяло чем-то искренним и честным. Я глядел в задумчивые глаза этих людей, поднявшихся, вышедших из народной массы, но не порвавших ни одной из нитей, связывающих их с коренной народной силой, землёй-матушкой, и мне было отрадно и тепло возле них. Казались невероятными и раздутыми все толки о вырождении великорусской народности: эти люди не собьются с дороги, не пропадут, с ними не оскудеет земля…». Спустя сто лет это же можно сказать как об учениках и учителях гимназии Свято-Алексиевской пустыни, так и об учениках Ивановской на Лехте школе. Только теперь к этому чувству прибавилась горечь непостижимых и во многом невозвратимых утрат. Но есть и надежда некоего возвращения на Родину.
Ему 38 лет, он протестант. Потом, когда перед трапезой двое молодых, весёлых священников перекрикивались из разных концов столовой «Христос воскресе – воистину воскресе», глаза немца снова заслезились. Ирина Медведева – публицист, которая привезла его на конференцию, сказала, что он мечтает стать православным…
И в нынешнем году, с 11 по 17 мая, в гимназии-пансионе Свято-Алексиевской пустыни состоялась IX научно-практическая конференция «Православная русская школа: традиции, опыт, возможности, перспективы». Прозвучали доклады известных профессоров вузов и опытных учителей школ и гимназий о том, как каждый из них на своём месте удерживает высокую планку отечественного образования и науки.
В защиту полноценного филологического образования, дающего возможность учащимся во всей полноте воспринимать русскую классику, выступил Всеволод Юрьевич Троицкий – профессор, доктор филологических наук, гл. научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, заслуженный деятель науки РФ: «волевая духовная энергия его соборности, остро переживаемое чувство чести-совести, сострадания, милосердия, жертвенная готовность стоять за справедливость, неистребимая убеждённость – в окончательной победе правды и добра».
Костенко Игорь Петрович – доцент кафедры высшей математики ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения» – рассказал об уровне разрушения отечественной математической школы, и чем это грозит настоящему и будущему нашего государства.
О том, что такое историко-церковное краеведение, рассказал Самохин Юрий Семенович – кандидат педагогический наук, доцент кафедры экологии и наук о Земле Географического факультета Московского педагогического государственного университета. Прозвучали также выступления на темы палеонтологии и теории эволюции, о музыке как средстве духовно-нравственного воспитания школьников, об актуальности приобщения школьников к духовным ценностям через знакомство с фольклором, о язычестве древних славян и неоязычестве, а также связанных с этим проблемах изучения русской истории, о геологических экскурсиях как одной из новых форм образовательного процесса…
Климачёва Наталья Отамшоевна – социальный педагог Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат № 95» из Нижнего Новгорода – затронула тему «толерантности в ракурсе формирования конформизма и равнодушия в системе современного образования». К чему приводит безудержная толерантность, мы все увидели на примере несчастного немца… Всего за неделю было прочитано около 80 докладов.
В дни, когда проходили эта и другие педагогические конференции, праздники славянской письменности и культуры, глава крупнейшего российского банка Герман Греф заявил:
Но что мы знаем о финских школах, кроме рейтингов европейских агентств, которые никогда не были объективными? Даже когда наша советская школа была лучшей в мире, эти агентства размещали её на 52-м, 70-м месте.
Так, может, мы всё же оглянемся на свои, проверенные методики и не будем уродовать свою русскую школу?
Ирина Ушакова
Образование и Православие / Столетие.Ru |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1682 |