|
||||||||||||||
Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтениюБадалова Ольга Энвэровна
Государственное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа № 689
Невского района Санкт-Петербурга
В начальной школе ученик – маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Как важен этот первый шаг! Проводниками для детей становимся мы, взрослые, родители и учителя. Целью нашей работы является духовно-нравственное формирование личности ребёнка и воспитание зрелого читателя, который будет читать всю жизнь.
Существует много способов и методов для достижения этой цели. Применяются традиционные и современные методические технологии: организация работы с «Дневником читателя», «Портфелем читателя», проектная деятельность, внеклассная воспитательная работа, семейное чтение.
Я хочу остановиться на одной из форм - внеклассной воспитательной работе. Ориентация деятельности в школе осуществляется на основе формирования духовно-развитой личности младшего школьника через приобщение к историческому, культурному, духовному наследию русского народа. Совершенствуются формы и методы воспитательной работы на основе праздников, внеклассных и внешкольных мероприятий. Воспитательная работа в начальной школе является важным фактором, в общем, и литературном развитии личности младшего школьника. Участие детей и родителей во внеурочных формах работы с детской книгой – это показатель уровня формирования духовно-нравственной культуры, формирования у учащихся читательской самостоятельности, их литературного развития. Целью такой работы является появление у детей потребности в читательском самовыражении, осознание своих возможностей для включения в творческую деятельность, желание посвящать этой деятельности часть своего досуга. Очень важно активно привлекать в работу с детским коллективом родителей. Для этого существуют несколько правил эффективного взаимодействия с родителями.
Основная задача в сотрудничестве, на которую я опираюсь в своей работе - это оказание психолого-педагогической помощи и поддержки в воспитании детей. Для этого создаю основные условия для сотрудничества:
Учусь строить отношения с родителями ориентируясь на взаимное доверие. Подчёркивая заинтересованность школы во взаимодействии с семьёй, постоянно демонстрирую желание оказать педагогическую помощь родителям. Поэтому во всех мероприятиях, которые мы готовим вместе с ребятами, обязательно участвуют и взрослые. Некоторые ни отчего не отказываются, другим подбираю занятие по интересам и желаниям, а к другим применяю «эффект неожиданности».
Что рассказать вам о себе?
Разве дело то во мне?
Расскажу я о работе,
На такой весёлой ноте
Про детишек расскажу,
И стихами напишу.
Много праздников у нас,
Веселится целый класс.
И родитель не в сторонке!
Вместе с нами он поёт,
Пляшет, хоровод ведёт.
ДЛЯ ТОГО , ЧТОБЫ МАКСИМАЛЬНО ПРИВЛЕЧЬ РОДИТЕЛЕЙ К АКТИВНОМУ УЧАСТИЮ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ, МЫ СОВМЕСТНО ПЛАНИРУЕМ РАБОТУ НА ВСЕ ЧЕТВЕРТИ УЧЕБНОГО ГОДА. На родительских собраниях провожу анкетирование, учитываю пожелания родителей, провожу обязательный анализ проведённых мероприятий, выслушивая мнения родителей и их рационализаторские и новаторские предложения.
Особое внимание уделяю работе с этнокалендарём, так как наравне с традиционными Новым годом и 8 марта, проводим нетрадиционные праздники, которые очень нравятся детям, родителям, а так же бабушкам и дедушкам. Праздники – это мосты от нас к детям.
Праздник- душа народа. Он нужен детям как вид их удивительного творчества, как одна из форм их духовного и национального самовыражения. Праздник хранит историю Времени и Народа. Восстановить утраченные традиции отечественных праздников- задача коллективная и очень важная.
Каждому фольклорному празднику по этнокалендарю предшествует большая подготовительная работа. Распределяются роли, ведётся работа над лексическим значением тех, или иных слов, которые считаются устаревшими и не употребляются в современной речи. Прошёл классный час, посвящённый традициям на осенних посиделках, обычаям. Знакомство с русскими народными играми и песнями. Дети и родители работали совместно с большим количеством литературы по этой теме. Я разработала творческие задания, которые требовали не только проявление своей творческой деятельности и фантазии, но и опирались в большинстве своём на литературные источники. Родители вместе с детьми посетили библиотеку, работали в читальном зале.
Сценарий праздника построен на разноплановом действии- программном и импровизированном, предполагая творческое самовыражение не только участников-детей, но и участников- родителей. Для того, чтобы родители принимали активное участие не только в подготовке праздника, но и держали активную позицию и на самом празднике, нужно создать определённые условия. Обязательно продумать этапы праздника, на котором включатся не только папы и мамы, но и бабушки и дедушки. Для каждой категории существуют свои активные позиции, и их нужно соблюдать. Не каждый папа или дедушка сможет выйти танцевать или петь, значит нужно продумать действие, которое могли бы выполнить и те и другие. На этом празднике мужская половина с удовольствием принимали участие в разыгрывании ярмарки, мамы пели и плясали, ну а бабушки, которым тяжеловато было танцевать и стеснительно петь, с удовольствием играли в «золотые ворота»… Ребята были удивлены новой ролью родителей, увидели их с другой стороны, узнавали много нового. Оказывается бабушка с удовольствием играет в игры, мама хорошо поёт, а папа и дедушка умеют быстро проговаривать скороговорки…Такие праздники укрепляют взаимоотношения в семье, ребёнок понимает, что взрослые не всегда стоят на позиции авторитарности. А так же, такое неформальное общение между учителем и родителем создают прекрасные условия для дальнейшего сотрудничества и взаимодействия.
Самый главный побудительный пример к действию- это личный пример учителя. Если родители видят заинтересованность педагога в подготовке, желание сделать что-то больше и интересно, личное участие в организации праздника, то и отклики как правило бывают быстрые и безотказные. А если учитель ещё и сам имеет главную роль в празднике, не как ведущий, указывающий кому и когда выступать, но и игровую роль, то активное участие родителей обеспечено на протяжении всего праздника.
Общению юных читателей с книгой помогает так же сотрудничество с Центральной детской библиотекой. Тематические беседы, встречи с интересными людьми, выставки книг, игры-путешествия, конкурсы рисунков, творческие конкурсы помогают развивать творческую мыслительную активность читателя и интерес к чтению. Главным результатом внеклассной деятельности является духовно-нравственное становление личности ребёнка, просвещение ума и сердца. Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего, гармоничного развития личности. Но воспитательное воздействие возможно лишь в том случае, если будет развиваться способность к восприятию литературы – творчество самого читателя. Опыт работы с детьми показывает, что именно младшие школьники обладают возможностями, для развития художественно-образного, интеллектуально-эмоционального восприятия книги. Это связано с особенностями их эмоциональной сферы и мышления. Большое значение имеет выбор форм, методов работы, в основе которых должны лежать принципы развития познавательной, творческой активности учащихся, чтобы приучить детей любить и читать книги по личному выбору и полноценно в семье и школе. Важную роль в формировании этой способности играют родители и учитель, помогая делать первые шаги навстречу книге своим детям, приобщая к совместному чтению в семье и школе.
Всё выше планка день за днём…
Но… надо перепрыгнуть…
Уверена – перемахнём,
Желание – мои крылья.
Публикует по сборнику
"Методика и педагогическая практика. Общероссийская конференция 2011 год"
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2541 |