|
||||||||||||||
Михаил Тюренков. Оградим образование от политикиПреподавание словесности в школах остается одним из "последних бастионов" русских образовательных традиций.
Заседание Палаты попечителей Патриаршей литературной премии, прошедшее в храме Христа Спасителя 12 апреля, вполне могло затеряться в череде других великопостных церковных событий, малоинтересных большинству светских СМИ. Действительно, премия вручается вот уже в шестой раз, имена ее лауреатов православной общественности хорошо известны. В среде же невоцерковленной это мероприятие широкого резонанса за прошедшие годы, к сожалению, так и не получило. Однако на этот раз даже сугубо светские СМИ достаточно активно отреагировали на это, казалось бы, "проходное" для них событие. Так, по-настоящему программным стало выступление на прошедшем заседании Патриарха Московского и всея Руси. В своем докладе Предстоятель Русской Церкви остановился не только на премиальной повестке дня, но и высказал несколько тезисов, имеющих непосредственное отношение к государственной образовательной политике, а если точнее - к политике в сфере образовательной словесности:
"Сегодня самый главный вопрос, на который нужно обратить внимание и который, к сожалению, в нашей стране политизирован - это вопрос преподавания русского языка и литературы в школах. Убежден, что нужно решение этого вопроса вывести за рамки политической дискуссии и, особенно, расслоения нашего общества как бы на два лагеря, которое сопутствует нам на протяжении последних 200 лет..."
Несложно догадаться, что под "расслоением общества на два лагеря" Патриарх Кирилл подразумевал в том числе и тот спор, который в различных вариациях ведется в российском политическом и литературно-публицистическом сообществе с первой половины позапрошлого века. Славянофилы против западников, консерваторы против либералов, патриоты против космополитов, деревенская проза против диссидентской. Причем совершенно очевидно: в этой борьбе всегда побеждают даже не либеральные западники от литературы (хотя с тем, что их политическое лобби сильнее, не поспоришь), но представители торгашеского "третьего сословия".
ЛИТЕРАТУРА БЕЗ НРАВСТВЕННОСТИ
Увы, дешевые детективы, а также любовные и фантастические романы не просто в разы, а на порядки опережают в плане тиражности даже русскую литературную классику XIX века. Не говоря уже о качественной современной прозе (высокие тиражи произведений того же Захара Прилепина, скорее, исключение из этого удручающего правила). Что же касается произведений православных писателей, то - как это ни печально, но факт - в большинстве церковных лавок и магазинов невозможно найти книги даже лауреатов Патриаршей литературной премии.
Однако сейчас речь не об этом, но о том, почему образовательные реформы в течение последней четверти века вовсе, по словам Патриарха, "сводят на нет" преподавание русской литературы в школе. Причем это в равной степени относится и к православному почвеннику Федору Достоевскому, и к западнику Ивану Тургеневу, и даже к порвавшему с Церковью Льву Толстому. Ведь какой бы ни была мировоззренческая пропасть между теми же Толстым и Достоевским, христианские основы их литературного творчества очевидны. А потому воспитание учащихся на их произведениях (оговорюсь, толстовское "Воскресение" в школьную программу не входит) даже в советские годы, несмотря на атеистичность той эпохи, сохраняло традиционные духовно-нравственные черты.
В последние же десятилетия складывается впечатление, что, будто бы неким "внешним управляющим", поставлена цель не просто "монетизировать" отечественную образовательную систему, но полностью вытравить из ее гуманитарного блока его духовно-нравственные основания, а также воспитание чувства исторической памяти, являющегося главной основой патриотизма. Подчеркну, того самого патриотизма, о котором лидер Государства Российского в минувшем феврале совершенно точно сказал, что "у нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи", "национальной идеи".
НЕТ РЕФОРМАМ ПО ЗАПАДНЫМ ЛЕКАЛАМ
Конечно, чувство когнитивного диссонанса от того, что президент России, а также целый ряд ведущих российских политиков занимают четкие государственнические позиции, делают многое для защиты наших национальных интересов, а "эффективные менеджеры" на местах продолжают дело, начатое в годы "перестройки" и "лихих 1990-х", не ново. Увы, в наших условиях этому неспособно противостоять консервативное большинство, поскольку оно (то есть мы с вами) до сих пор так и не смогло самоорганизоваться. За последние годы сломить эту тенденцию не смогли и представители консервативного экспертного сообщества. А потому то, что эту функцию взял на себя Предстоятель Русской Церкви, не может не обнадеживать:
"Если не предпринять сейчас важных шагов, то результаты могут быть очень печальными. Преподавание литературы сходит на нет в нашей школе. И сохрани Бог, чтобы реформы, которые могут иметь место, не усугубили существующее положение".
Да, Церковь, начиная с трагедии октября 1993 года, намеренно отстранилась от публичной политики. Да, Патриарх Кирилл сегодня акцентирует внимание на том, что преподавание литературы в школах нужно именно "деполитизировать". Но не нужно уметь читать между строк, чтобы понять: "деполитизация" в данном случае подразумевает прекращение политики разрушительных реформ в образовательной сфере.
Будем надеяться на то, что объект (он же - главная жертва упомянутых реформ) - отечественное образование - еще достаточно жизнеспособен, чтобы вернуться к своим историческим традициям и занять подобающее ему место в нашей державе.
Подробнее: Оградим образование от политики http://tsargrad.tv/article/2016/04/13/ogradim-obrazovanie-ot-politiki
Образование и Православие / Царьград |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1283 |