|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Программа духовно-нравственного развития и воспитания кадетов «Культурное наследие России»Авторы: Макаров В.А., заместитель директора по воспитательной работе; Решетова Яна Петровна, учитель истории (ТОГБОУ кадетская школа-интернат «Многопрофильный кадетский корпус» г. Тамбов, Тамбовской области). Познакомится с опытом реализации программы - сайт: http://tkk.1class.ru/ E-mail: togou18@yandex.ru
Пояснительная записка Создание программы является закономерным итогом 15-летней целенаправленной деятельности героико-патриотической работы педагогического коллектива кадетского корпуса. Свободный, духовно богатый, образованный, здоровый и активный человек – основа конкурентоспособности нашей страны. В этой связи, главной целью нашей программы является развитие и воспитание культурной, духовной, нравственной личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками и мотивами деятельности и поведения. В настоящее время особое внимание необходимо уделить подрастающему поколению. Наши дети и наша молодежь должны иметь возможность получения действительно качественного образования, а также доступ к национальным и мировым культурным ценностям. Программа духовно-нравственного развития воспитанников кадетов ТОГБОУ кадетской школы-интерната «Многопрофильный кадетский корпус» создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации), Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4), Федеральным Законом «Об образовании РФ», Национальной доктриной образования, Международной конвенцией «О правах ребенка», «Всеобщей декларацией прав человека», Гражданским кодексом РФ, «Основами законодательства РФ о культуре», государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры. Все эти юридические документы утверждают гарантии прав кадета получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными. Для русского человека эти традиции коренятся в Православии – государствообразующей и культурообразующей духовной среде России. Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина своей страны, нравственно развитую личность. Программа определяет содержание, основные пути развития духовно-нравственного воспитания в кадетском корпусе. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Программа духовно-нравственного воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность духовно-нравственного воспитания
1.Проблемы духовно – нравственного характера: утрата национальных традиций, подмена вечных ценностей и ориентиров. 2.Социальные проблемы: низкий уровень качества жизни, ослабление естественных институтов социализации, таких, как семья, детские сообщества и организации, рост социального сиротства. 3.Проблемы кадрового обеспечения культурно – образовательной сферы, особенно в сельской местности: дефицит квалифицированных специалистов, в том числе по преподаванию курсов основ православной культуры и светской этики.
Основные идеи программы: Направление 1. Организация межрегионального сотрудничества с кадетскими корпусами России, а также выход на международное сотрудничество с кадетскими образовательными учреждениями. Разработать и реализовать программу «Кадетское образование и воспитание без границ». Направление 2. Проведение региональных мероприятий, ориентированных на духовно – нравственное воспитание. Направление 3. Реализация образовательных программ и проектов:
Направление 4. Развитие кадетского движения:
Направление 5.Многопрофильный кадетский корпус – центр сотрудничества по духовно – нравственному, патриотическому воспитанию и образованию:
Программа ориентирована на все возрастные группы кадетов, коллектив педагогов и родителей, а также жителей и их детей микрорайона «Летный городок» Цели и задачи программы: Цель: развитие и воспитание культурной, духовной, нравственной личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. Данная цель охватывает весь педагогический процесс кадетской школы, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, а также разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
В программе «Культурное наследие России» учтена специфика военного образования в России, поэтому она направлена на постижение культурного прошлого и воспитание лучших качеств человеческого характера, составивших основу русского самосознания: патриотизма, благочестия, правдолюбия, отваги, миротворчества, смирения, силы духа, верности Богу и своему Отечеству. Кадеты изучают историю возникновения христианства, становления и развития православия в России, подвиги раннехристианских и русских воинов, князей, царей, императоров, подвижников и прославленных военачальников, государственную символику, императорские ордена и воинские знаки отличия, историю святынь, иконографию святых, памятники и храмы воинской славы, в ходе изучения дисциплины «Основы православной культуры» и элективного курса «История войн и военного искусства Российских полководцев». Ежегодно кадеты принимают участие во Всероссийском детском творческом конкурсе «Святые заступники Руси» и международном конкурсе «Православная инициатива».
2. Ресурсное обеспечение программы Кадровое обеспечение
3. Участники программы. Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 5 лет, ориентирована на все возрастные группы кадетов, коллектив педагогов и родителей ТОГБОУ кадетской школы-интерната «Многопрофильный кадетский корпус». Основными исполнителями мероприятий программы являются педагоги, воспитатели, классные руководители, курсовые офицеры, воспитатели кадеты и их родители.
3.1 Принципы, положенные в основу массовых мероприятий по данному направлению Духовно-нравственное воспитаниепонимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у кадетов высоких нравственных качеств, патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга. Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
4. Планирование реализации программы Организационные мероприятия
Воспитательная работа с кадетами
Работа с родительской общественностью
Работа с педагогическим коллективом
5. Этапы реализации программы
1.Подготовительный этап (2011г.) (подготовка условий создания системы духовно-нравственного воспитания):
2. Основной этап (2012-2014) (реализация программы по духовно -нравственному развитию и воспитанию кадетов «Культурное наследие России»):
3. Аналитический этап (2015) (анализ итогов реализации программы):
6. Механизм реализации программы
Механизм реализации программы учитывает формы и методы духовно-нравственного просвещения и воспитания в настоящее время, тенденции регионального и муниципального развития. Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство кадетской школы. Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия. При планировании работы учитываются традиционные, школьные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о школьных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах.
7. В осуществлении программы участвуют следующие структуры:
Координацию деятельности по управлению реализацией программы осуществляет Совет по введению Федеральных Государственных Стандартов общего образования в кадетском корпусе, который обеспечивает контроль за выполнением плана мероприятий, обсуждает представленные предложения по уточнению перечня мероприятий программы и сроков их реализации. Главным исполнителем программы является ТОГБОУ кадетская школа – интернат «Многопрофильный кадетский корпус». Главный исполнитель разрабатывает необходимые для проведения мероприятий нормативные документы (положения, приказы, планы и т.д.); определяет источники финансирования мероприятий, проводит организационную работу, обеспечивает научно-методическое сопровождение, осуществляет корректировку программы, в том числе включение в нее новых мероприятий.
8. Содержание программы по духовно-нравственному воспитанию Тамбовский «Многопрофильный кадетский корпус» чтит традиции кадетских корпусов дореволюционной России. Основными его направлениями являются: интеллектуальное, физическое, духовное, нравственное и патриотическое воспитание кадетов. В дореволюционной России при строительстве кадетского корпуса обязательно строился храм. В одном из таких храмов принимала православие будущая императрица Екатерина II. При поступлении, при переходе из класса в класс, на выпускных экзаменах наряду с русским языком и математикой сдавали Закон Божий. Обязательным на экзаменах было присутствие священнослужителя. Наши кадеты воспитываются на примерах жизни и подвигов великих полководцев: А.Невского, Д. Донского, А.Суворова, Ф.Ушакова. Все они были людьми глубоко верующими, некоторые из них причислены к лику святых. В Тамбовском кадетском корпусе создан Центр духовно-нравственного воспитания кадетов. Наш корпус сотрудничает с представителями Отдела Тамбовской Епархии Русской Православной Церкви по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. Изучая труды К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, П.Д. Юркевича, С.А. Рачинского, К.В. Ельницкого, А.А. Радонежского, П.А. Флоренского, Р.В. Янушкевичуте, Л.С. Выгодского и других современные педагоги делают выводы, что:
Человек, который не знает традиций своего народа, историю своего отечества, как дерево без корней. Задачаучителя пробудить в кадетах желание нравственного самосовершенствования. Сложность задачи объясняется тем, что процесс нравственного воспитания происходит невидимо, незаметно в недрах души. Его трудно зафиксировать, продиагностировать. Ключевой идеей концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования, является понятие «национальный идеал». Национальный воспитательный идеал— высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций. Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях. В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренён в религии и представлен для православных христиан, прежде всего в образе Иисуса Христа. В XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха — императора. Государство возвышалось над церковью, был сформулирован новый воспитательный идеал — «человек государственный, слуга царю и Отечеству». Главным в воспитании стало формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России. В советский период государство обрело всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. Устраняя влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное знание, советское государство само стало претендовать на роль новой вселенской церкви. Спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения коммунистической партии. Вместе с тем советская эпоха в отечественной истории сформировала высокий педагогический идеал — воспитание всесторонне развитой личности, дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального. В 90_е гг. ХХ в. в России сформировался идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом. Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать: преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох; духовно-нравственные ценности, определённые в соответствии с действующим российским законодательством; внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией. Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является приумножение многонационального народа. Российской Федерации в численности, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры. Решение этой задачи способно обеспечить устойчивое и успешное развитие России. Базовые национальные ценности — основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях:
Система базовых национальных ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. Формирование этих ценностей является результатом деятельности. Духовно-нравственное воспитание кадетов интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Духовно-нравственное развитие личности, осуществляемое в процессе социализации, это последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России— педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.
9. Выполнение программы реализуется через деятельность:
10. Основные формы работы для реализации программы:
Работа по реализации программы строится на принципах: природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного права выбора каждым ребенком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей обучающихся. Работа с родителями: взаимодействие администрации школы, классного руководителя, курсового офицера, воспитателя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в формировании личности, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации.
В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и толерантности по отношению друг к другу. Формы работы с родителями: анкетирование, беседы, консультации, родительские собрания, проведение совместных часов общения, классных часов, вечеров, экскурсий, походов.
11. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость Программа ориентирована на все возрастные группы кадетов, коллектив педагогов и родителей. Основными участниками программы являются педагоги, воспитатели, кадеты и их родители. Программа духовно-нравственного воспитания предусматривает добровольное и посильное включение кадетов в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, района, города, края, России.
12. В результате реализации программы ожидается: 1.В учреждении, как в образовательной системе:
2.В образе выпускника сформировать:
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России. Оценка эффективности реализации программы духовно-нравственного воспитания Изучение особенностей кадетов, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакцию в различных ситуациях. Диагностика индивидуальных проявлений поведения кадетов проводится по следующим направлениям: - Изучение индивидуальных особенностей личности кадетов: общие сведения, способности, темперамент, тип личности в общении, самооценка, успешность в деятельности, уровень воспитанности. - Изучение межличностных отношений кадетов:социометрия, социально-психологический климат в классе, общие сведения, способности, темперамент, тип личности в общении, самооценка, успешность в деятельности, уровень воспитанности. В работе используются следующие формы диагностики:анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы. Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами. Нравственно-духовные параметры: 1. Сформированность гражданских навыков:
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
Количественные параметры:
Заключение Духовно-нравственное воспитание является необходимым для системы образования, которая изначально призвана сформировать из подростков «людей государевых», готовых верой и правдой служить Отечеству на самых разных поприщах. В последние десятилетия XX века в России широко стали возрождаться кадетские школы, кадетские школы – интернаты и кадетские классы. Это был объективный и необходимый процесс. Если в 90-е годы прошлого века воспитатели заботились в основном о ликвидации религиозной безграмотности среди детей, то сейчас задача воспитателей усложнилась – они пытаются воспитать не просто человека, а человека – христианина, патриота своей Родины. В настоящее время в качестве образовательных целей (результатов) в школах ставится задача созидательная. Выпускник школы должен чего – то достичь в жизни, что – то сделать новое. Перед педагогами ставится условие, чтобы они воспитали в своем воспитаннике любознательность, трудолюбие, жизнелюбие и человеколюбие. Эти качества наших воспитанников во многом способствуют созидательному (а не потребительскому) росту. Проблема духовного развития кадетов является одной из самых актуальных. От ее грамотного решения и реализации в педагогической практике во многом зависит будущее нашей страны. Сегодняшнее положение дел в обществе, кризис духовности, поразивший все его слои, остро ставит вопрос о сохранении и развитии традиционных для России ценностей, воспитании кадетов гармонически развитыми, понимающими и принимающими глубинные нравственные устои нашей страны, ее блестящее культурное прошлое. Сегодня кадеты, постигая свою великую историю, открывают перед собой богатейшее культурное наследие, свято хранимое народом Святой Руси. Осознав всю глубину исконно русских духовных традиций, они, еще юные защитники рубежей Отечества, в будущем смогут стать достойными хранителями Русской земли, Православной Веры и своего народа. Инновационная и проектная деятельность в сфере духовно-нравственного воспитания детей и
молодежи регионов Центрального федерального округа: сборник материалов
/ сост.: Глазкова Т.Н., Кондратюк С.В., Рыбина Н.Я. – Тамбов:
ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2014- 144 с.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 5739 |