Опубликовано 09.04.2016 в рубрике  Образование
 

Когда ты устал от бесцельных исповедей…


Во время Великого поста верующие стараются чаще, чем обычно, прийти на исповедь, покаяться. Так, чтобы по-настоящему. А как это – по-настоящему? Как подготовиться – читать специальные книги? Просматривать списки грехов? Размышляет протоиерей Алексий Потокин.
 
Когда ты устал от бесцельных исповедей…В Священном Писании – и в Евангелии, и в Ветхом Завете на эти вопросы есть ответы. Их можно обобщить…

Когда вышел на проповедь Иоанн Предтеча, он сам еще не знал Христа, он только готовился к встрече с Ним, а людям потом предстояло самим прийти ко Господу и обрести Его. Подготовка была такая: Иоанн Креститель призывал народ покаяться. И больше никаких пояснений – в чем каяться, как каяться, где каяться – не было. То есть он обращался к каким-то остаткам совести человека, которая может понимать добро и зло без посторонних советов.

Есть вещи, которые понятны почти всем людям, любой веры и даже атеистам – что, скажем, грабить, насиловать – нельзя. С ложью уже сложнее, потому что некоторые убеждены, что соврать можно во благо. Но всё-таки недопустимость откровенной, грубой лжи признается всеми.

То есть первая проповедь Иоанна Предтечи была обращена просто к человеческому сознанию с померкшей совестью, уже полумертвому, больному. Но даже больные люди способны иметь наивное, упрощенное представление о хорошем и плохом. Потому в каждом обществе есть человеческие суды, которые публично осуждали и осуждают разбойников, а в качестве защиты изолируют их от общества.

Это еще даже не встреча с верой. Это просто обращение к остаткам первозданного живого в человеке, который пока еще с симпатией относится к подзабытой Истине. Можно считать, что у них есть две лепты, которые можно принести Богу… и это – настоящее богатство, поскольку есть категория людей, которые жизнь возненавидели, не только вокруг себя, но и в самих себе. Для них все ценности переворачиваются, и добром становится принесение несчастий и даже собственная смерть, а успех, радость других мучают, необходимость пребывания с людьми и Богом – убивают.

Это уже противоестественное состояние человека, в котором достучаться до чего-то здорового под коростой страданий бывает очень сложно. Но и у этих людей нечаянно, чудесно может закрасться сомнение в том, что так и надо, и они могут задать вопросы Богу и людям: что с нами случилось? А может быть, и вспомнить, что всё-таки так было не всегда, может, в детстве или позднее они бывали другими, им нравилось что-то иное.

Человек, который имел когда-то представление о хорошем и плохом, но потом так случилось, что у него померк разум, ушла память, может хотеть вспомнить, что хорошо и что плохо. Он тогда – в книжки, семейные реликвии, смотреть, соотносить с собой нынешним. Бывает, люди так больны, что не чувствуют ни рук, ни ног. Поэтому им нужно посмотреть, убедиться в медицинской энциклопедии, что вообще-то человек может ходить и бегать, строить и ухаживать, поэтому сейчас с его состоянием явно не всё в порядке.

С другой стороны, странно будет, если вы всю жизнь ходили и пели, и вдруг, когда у вас голос пропал или нога заболела, вы пришли к врачу и по шпаргалке рассказываете, что у вас не действует и болит. Врач тогда незаметно от вас позовет психиатра…

То же самое и в вере. Заповеди помогают всем, кто еще помнит в себе совесть, но которую он уже не чувствует в себе и не слышит. Их простые подсказки – что лгать плохо, воровать плохо – возвращают и оживляют ее. И после того, как человек раз, два высказался, открыл свои падения, ему опять эти бумажки не нужны, подсказки не нужны, он будет носить закон в себе. Но это еще не совершенная вера. Потому что ветхие заповеди – это некие общие запретительные положения, чего нельзя делать, чтобы не разрушать.

Главное и спасительное – человек должен открыто, творчески узнать, а что есть жизнь? Спросите об этом любого человека. Ответы будут у всех разные, а про подлинное, вечное никто не скажет. И даже многие христиане не знают, что есть жизнь. Но, когда я, не ведая, что творю, от этой жизни отклоняюсь, то я тем самым ее предаю, я ее убиваю, и именно это – настоящий грех.

Первый грех, единственный грех – это умаление взаимности, предательство ближнего.

Поэтому каждому надо знать лично, каково благо своей глубиной и всегда видеть его. И если я хочу с кем-то объясниться в своих чувствах, в дружеских отношениях, в любви, а ищу, как это сделать, в книжке и заучиваю наизусть, то я иду объясняться не от своего лица, а чужие слова передаю. Ну, возможно, любовь и возникнет, и дружба, может, тоже состоится, но какая-то она будет странная, неизвестно кого с кем. Потому что говорить нужно от избытка своего, пусть даже маленького, сердца.

Всё сокровенное проявляется в поступках. Что бы ни предпринял, скажем, человек унылый, какое бы прекрасное дело ни совершил, это дело будет с ядом. Соответствующее настроение будет тайно действовать, руководить всеми словами, всеми поступками человека либо обиженного, либо того, в котором горит жадность, уж не говоря о примеси гордости, тщеславия и так далее… они у всех у нас есть.

Человек, который знает, что является жизнью, будет знать, и каково покаяние, которое есть дверь, открывающая жизнь. Покаяние – это тоже величайший дар, который не в наших возможностях, не в наших руках, это подарок нам свыше, то, что приносится вопреки справедливости, а нами принимается как милость незаслуженно.

Когда ты устал от бесцельных исповедей…Человек, который лгал, обижался, ярился, валялся в грязи, разврате, слепнет своей совестью и не способен к покаянию. Нужно, чтобы его души коснулась жизнь не отсюда, дух истины. И вдруг открывается «блудному сыну», что есть нечто прекрасное в нем, то, что не исчезает до конца, но есть и то, что мешает вернуться к нему и зажить им. И вот в этом соприкосновении с самим собой настоящим человек начинает сам всё мешающее высказывать и исповедовать. Вот это и есть живое соприкосновение и воссоединение двоих. И не только между человеком и Богом, но и между человеком и человеком.

На самом деле истинного, огненного покаяния, сокрушающего эгоистическую твердыню, не бывает никогда, ни у кого. Одно только, так сказать, представление, а чаще – одно кривляние перед зеркалом, одно лицемерие.

Людям честным, серьезным не стыдно ждать покаяния, искать его. И это прекрасно, потому что надежда не посрамляется. В ожидании есть уже семя спасения и свидетельство: «Господи, я не знаю, что такое каяться; Господи, я пока болен, я не могу Тебе открыться, я, с одной стороны, не могу высказать себя и не могу Тебе довериться, так же, как не могу другому, я не могу быть верным и преданным, я погиб, выручай!»

Что такое совершенное, подлинное покаяние? Когда ничего во мне темного не остается. Ну а мы каемся в каком-то поступочке, а всё остальное, вся наша двойственность между отношением к себе и другому, между желаниями тела и души? Когда у человека есть жажда жить вечностью, он всегда увидит, что этой жизни мешает. Вот это путь зрячий. Подсказки здесь, как я уже сказал, бывают полезными, пережитое когда-то и утраченное мы можем возвращать. Но если у меня никогда этого пережитого не было, то мне не к чему возвращаться, мне нечем жить. Поэтому не стыдно сказать: «Я еще не начал жить, дай мне положить начало благое, Господи, дай мне вкусить этого блаженства, и тогда я новый могу принести от себя подобное».

Или так: «Вот я высказался устами, Господи, одни колени наклонил, может быть, одни слова заученные высказал, но прости, больше ничего не могу». А бывает: «Господи, исповеди мои – пусты, боюсь я Твоего наказания и из-за этого каюсь, только от страха, а сам не стремлюсь вернуться ни к чему, что предал. Вот низменное чувство, которое подчинило меня себе. Господи, прости меня, лукавого, лицемерного христианина!»

Нужно бывает устать от своих бесцельных, глупых, пустых исповедей, чтобы крикнуть: «Господи, неужели я только на это способен, неужели я никогда не могу сказать ничего, ни одного живого слова?!» Вот когда человек устанет от себя такого, скажет живое слово, глядишь, и откроется в вере что-то не мечтательное, настоящее.

К покаянию часто относятся, как к некоторой промежуточной инспекторской деятельности, когда правильными циркулярами можно что-то исправить для того, чтобы начать праведное существование. А покаяние, в принципе, если оно истинное – и есть спасение и жизнь во Христе. Ничего у нас в вере дополнительного тайносовершительного, кроме покаяния, нет. И Бог приходит к нам, погибающим от греха, в долину смерти. Он не прячется далеко на облаках и не требует от нас каких-то заслуг, подвигов, свершений, вместо Него путей на Голгофу. Он туда взошел один и никто другой никогда туда не войдет. Поэтому между человеком и милующим Богом самая главная, существенная, соединяющая их в одно, часть – покаяние.

Дух сокрушенный должен пронизывать всё. Никто человеку не докажет, что наше добро – гнусная пародия на истинное благо, что наша правда – полуправда, что наша симпатия – временная, льстивая и все наши устремления – не до конца, не навсегда. Святой Иоанн Кронштадтский был хорошим священником, и то он пишет в дневниках всё время: «Господи, прости меня за мою лицемерную любовь!»

Когда хороший человек убедится, что земной добротой не проживешь, что всё это только подделка, а вся его жизнь – это волк в овечьей шкуре, вот тогда он скажет: «Истина, где же ты? Господи, где же твое благо, не хочу этих подмен, двойников добра, сделанного руками человеческими!»

Что такое антихрист? Это тот, кто вместо Христа. Не враг Его, нет, – заменитель. Людям для удобства, для беспечного существования сейчас нужен заменитель, доступная антивера, то есть то, что вместо недоступной веры, успокоительное антидобро вместо пылающего добра.

Христианам кажется, что они должны каяться только в своих уголовных преступлениях. Да нет, в том, что мы своим унылым невежеством и безрадостным исполнением положенного позорим нашу веру, мы, зарыв свои таланты, бездарностью позорим себя. Подойдите к любому христианину – во всех житейских делах мы буйные, ну а что касается веры, каждый со смиреньицем скажет: «Я червяк, ничего не могу». Разве может каяться червяк? Может каяться только сын Божий, Его дочь, Его чадо. Вот это достоинство – быть чадом Божиим. Если я не считаю, что на моем лице может быть написано достоинство сына Божьего, – это хула на Бога. Образ мы и подобие Его или нет? Назови в лицо Богу, кто ты Ему, и тогда вера сама откроет тебе, что есть мерзость лицемерия, мерзость запустения на святом месте.

Здесь не перечислишь, грехи не опишешь – им нет числа. Если ты прочитаешь все грехи в книжке и станешь против них, тебя другие, новые точно съедят. Придут невиданные доселе и соблазнят, и обманут.

Всякое усложнение говорит о некой неправде, потере целостности, разделенности в себе. Переусложненность, многоярусность в человеке – это признак его глубокой болезни разложения, ведущей к смерти.

В чем есть самообман современных верующих людей? Они считают, что надо быть хорошими, а значит самодостаточными. Я думаю, что наша вера всегда совершается с сокрушением духа, с первого дня и до последнего, и никак иначе. Если я потерял сокрушение (причем это сокрушение светлое, светлой печали), в котором чувствую над собой милость Спасителя, то это уже антипокаяние, ложное сокрушение. Есть сокрушение иудино, когда люди говорят: «Я не могу простить себя». Прощение просят перед другим, другой прощает. Если человек просит прощение в себе, то он обязательно удавится от бессилия простить себя, и это мерзейший грех, хула на покаяние.

Возвращаясь к началу разговора: прежде всего нужно начать жить, быть вместе с другими…

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 1655

Ключевые слова: Великий пост, Таинство Покаяния (Исповедь)

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031