|
||||||||||||||
Духовная школа не должна отставать от новых образовательных тенденций3 марта 2016 года первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов прибыл в Ростовскую епархию с рабочим визитом. Священник поделился впечатлениями о посещении Донской духовной семинарии и кафедры «Православная культура и теология» Донского государственного технического университета. — Отец Максим, в предыдущий раз Вы посещали Донскую землю в октябре 2012 года. Какое впечатление на Вас произвела Донская духовная семинария в этот приезд?
— Я, действительно, не первый раз на Ростовской земле и, конечно, первое, что хочется отметить, — это гостеприимство и открытость в отношениях между людьми, в том числе между сопастырями, клириками. Так получилось, что впервые я побывал в тогда еще будущей Донской семинарии в 2007 году, когда делались первые настоящие шаги в направлении развития духовного образования. Не скрою, тогда было много вопросов и сомнений в достижимости заявленных целей, но теперь, по прошествии без малого девяти лет, я могу сказать, что это однозначно произошло, и на юге России возник самостоятельный и энергично развивающийся образовательный центр Русской Православной Церкви. И это радует! Ведь деятельность инспекционных комиссий Учебного комитета, по большому счету, не репрессивная, а, скорее, регенеративная — помочь всему жизнеспособному пробиться в жизнь, а все нежизнеспособное — отсечь. Хотя, как Вы понимаете, это процесс всегда очень сложный, в некотором роде субъективный, но вокруг этого и происходит выявление точек роста, перспективных направлений развития.
— Заметили ли Вы какую-то специфику в развитии Донской духовной школы или ее уклад и деятельность, в целом, соответствует тенденциям развития большинства семинарий Русской Православной Церкви?
— По слову Святейшего Патриарха, жизнь духовной школы коренится в самой природе церковной жизни. Именно отсюда проистекают все наши и радости, и горести, более или менее, действительно, общие для всех духовных школ. Вместе с тем, каждая семинария в чем-то уникальна и Донская в этом смысле не исключение. Ее уникальность составляется, пожалуй, из культурно-исторических особенностей развития региона, в котором она существует. Исторически обусловленный разрыв преемственности духовного образования, определенный дефицит образовательных традиций заставляют Донскую семинарию искать новые подходы, новые образовательные технологии, как сейчас это принято называть, то, чего нет в других региональных семинариях. Донская семинария достаточно умело развивает новые направления своей деятельности на стыке между церковной и светской образовательными традициями, между контактными и дистанционными формами организации образовательного процесса. Именно так развивается регентско-певческое отделение, иконописная школа, Образовательный центр ДДС. Мы только что стали свидетелями начала апробации сетевых форм взаимодействия на примере сотрудничества с Донским государственным техническим университетом. При правильной постановке процесса такой подход способен взаимообогатить как светское, так и церковное образование, что очень важно. Хочется пожелать в этом всяческих успехов и, если этот опыт будет успешным, он может быть взят на вооружение и другими высшими образовательными организациями Русской Православной Церкви.
— Вчера Вы побывали в Донском государственном техническом университете, где выступили на заседании совета ректоров вузов Ростовской области. Одной из тем, обсуждавшихся на заседании, были формы сетевого взаимодействия между вузами. Как Вы считаете, возможно ли такое взаимодействие между светскими и духовными образовательными учреждениями и как оно может осуществляться?
— Реализация образовательных программ по сетевой форме взаимодействия — новая практика, новый опыт для отечественной высшей школы. Рассмотрение данного вопроса на совете ректоров Ростовской области, в работе которого мы имели честь участвовать, показывает, что этот опыт уже воспринят и становится значимой частью образовательного процесса. А это значит, что и духовная школа здесь не должна отставать от новых образовательных тенденций. И вопрос не только в некоторой моде, следовать веяниям которой для Церкви отнюдь не обязательно. Духовная школа — очень сложное с точки зрения светских норм явление. Ее цели и задачи далеко не всегда могут быть описаны привычным языком государственных стандартов и предписаний. Не секрет, что это порождает массу конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с органами управления образования, подчас фактически подталкивая церковные вузы к выходу из правового поля. Именно поэтому новые формы образовательной деятельности, в первую очередь сетевая, способны открыть для духовной школы новые степени свободы в своей деятельности, свободы выражать свою сущность, не искажая ее и, в то же время, не чувствуя себя изгоем в российском образовательном пространстве, о чем постоянно говорит Святейший Патриарх. Опыт это новый, поэтому здесь важна энергия и решимость «первопроходцев», какими сегодня себя показали Донская духовная семинария и Донской государственных технический университет. Со своей стороны могу пожелать успеха этому начинанию и заверить во всяческой поддержке со стороны Учебного комитета.
— В ДГТУ существует межфакультетская кафедра «Православная культура и теология», которая имеет обширные планы развития. Какие, на Ваш взгляд, направления деятельности кафедр теологии в светских вузах являются наиболее перспективными и востребованными?
— Я имел замечательную возможность познакомиться с деятельностью кафедры и могу сказать, что это произвело на меня достаточно сильное впечатление, не только как на церковного «чиновника», но и как на человека, в некоторой степени не чуждого жизни отечественного вузовского сообщества. Принципиально важно, что подобная кафедра появилась благодаря совместным организационным усилиям ректора вуза и председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. Ведь кафедра теологии в светском вузе — это не только и не столько еще одна образовательная структура. Это, прежде всего, — источник духовного просвещения студентов и преподавателей, средство, в некотором роде, одухотворения вузовской действительности, которая сегодня страдает от процессов дегуманизации и дегуманитаризации образования. То, что кафедра реализует на всех факультетах вуза просветительские программы в области нравственности и религиозной культуры, — ее важнейшая миссионерская задача, миссионерский императив, если хотите. Отрадно, что на территории университета построен и действует студенческий храм во имя св. мч. Татианы, который по моим наблюдениям уже сегодня собрал в одну общину множество преподавателей и учащихся ДГТУ, в котором, кстати, обучается более 50 000 человек.
— Как известно, ДГТУ успешно участвует в конкурсе на статус регионального опорного вуза. Как Вам кажется, возможен и оправдан ли подобный подход в отношении духовных образовательных организаций?
— Сейчас трудно об этом говорить, тем более, что этот процесс еще только начинается. Впрочем, для отечественного образования, в том числе духовного, этот процесс не новый. Если Вы помните, то согласно реформе духовного образования 1817 года, все епархии были разделены на четыре духовно-учебных округа. Во главе каждого стояла духовная академия, управлявшая семинариями в учебном и административном отношении, а семинарское правление заведовало духовными училищами епархии. Отношение к такому делению менялось в разные эпохи. Как известно, реформа 1866-69 годов отменила такую вертикаль управления, а реформы, проводившиеся в 1884 году, вновь восстановили наблюдение академий над семинариями и семинарий над училищами. Подобные мысли возникали и в наше время, в частности, в связи с созданием федеральных округов. Так что здесь есть свои плюсы и свои минусы. И если в отношении опорных университетов, как конструктивного принципа построения системы духовного образования, можно быть достаточно осторожными, то в научно-методическом аспекте, безусловно, это необходимо и востребовано. Духовные академии и более сильные семинарии уже сейчас выполняют такую функцию, делясь своим опытом с региональными семинариями, привлекая их к совместным проектам. Не говоря о месте семинарий внутри митрополий, где роль семинарии, как межъепархиального регионального образовательного центра, вполне очевидна. Отрадно, что и Донская семинария находится в числе таких церковных вузов, способных, в некотором смысле, играть роль «опорных», на которые Учебный комитет всегда может опереться в своей деятельности.
Образование и Православие / Патриархия.ru |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2362 |