|
||||||||||||||
Варвара Васильевна Архангельская: от сельской учительницы до местночтимой святойБыть сельской учительницей – высокое, но трудное призвание, говорить ученикам о Боге в самый разгар гонений – выбор, требующий немалого мужества, пребывать в затворе и отвергнуть радости этого мира, приняв на себя подвиг юродства, – великий и тяжелый путь. Все это соединилось в жизни одной женщины, 50 лет со времени завершения земного пути которой исполнится на днях.
![]() Отказавшись от замужества, она работала учительницей начальных классов в сельских школах, в 1910-х годах окончила Учительский институт в Уфе, позже учительствовала в различных селах Башкирии. В середине 20-х годов была направлена в село Скворчиха (и одновременно в село Буденя) Стерлитамакского кантона. Отныне с этим местом будет связана вся ее дальнейшая жизнь.
Несмотря на декрет советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» и запрещение преподавать в школах православное вероучение, блаженная Варвара на всех местах своего служения обучала детей Закону Божию. Однако около 1928-1929 гг. ей пришлось прекратить столь любимое дело учительства. Когда директор школы окончательно запретил говорить ученикам о Боге, Варвара Васильевна сказала: «А куда же Он делся? Вчера был, сегодня есть, а завтра не будет?! Ну ладно, до свиданья», – так неожиданно попрощалась она и больше в школу не пришла.
Примерно через год-полтора Господь открыл блаженной путь к утверждению ее в подвиге затворничества. Блаженная Варвара занавесила окна своего дома, на улицу выходила редко, только в сумерках или ночью, старалась не показываться на люди. Поддерживала общение с несколькими благочестивыми семьями, давала им книги духовного содержания, беседовала о вере.
![]() Почти все, что ей приносили, раздавала: так, например, она помогала детям, поддерживала семьи, чьи кормильцы воевали на фронте во время Великой Отечественной войны. В 1920-30-х гг. несколько раз подвергалась кратковременным арестам.
В период «холодной войны» блаженную обвинили в шпионаже в пользу США, поскольку она «живет закрыто, а все знает». Получается, так властями было дано официальное свидетельство прозорливости Варвары Скворчихинской.
Зимой 1952-1953 г. старицу насильственно поселили с людьми и запретили жить в затворе, однако через короткое время все-таки дали разрешение жить отдельно. Попущенное Богом испытание послужило поводом к усугублению подвига – блаженная перестала топить печь, претерпевая в темноте и холоде суровые уральские зимы. О ней знали не только в Уфимской области, но и в соседних регионах.
Власти пытались противодействовать духовному влиянию подвижницы, за посещавшими ее людьми наблюдали, сообщали на работу «для принятия мер». Около 1957-1958 годах власти собирались поместить Варвару в дом престарелых, однако решение так и не было выполнено.
Осенью 1962-го сгорел дом блаженной. Несмотря на попытки почитателей блаженной Варвары и даже местных властей обеспечить старицу нормальным жильем, подвижница поселилась в полуразвалившемся сарае, где раньше держали скотину, прожила там три года без тепла и света, спала летом на земле, зимой – в снегу на соломе или же сидя на сундуке, прислонившись спиной к стенке сарая
Одежду ее составляла старенькая фуфайка, хлопчатобумажное платье и чулки. Одежда была простая, чёрная, на ногах – резиновые калоши, иногда летом в жару блаженная Варвара надевала валенки. Одежду она носила всегда одну и ту же, на голове – косыночка или тряпица. Подвижница годами носила на теле подобие власяницы – рубашку, в которую вставляла булавки остриями к телу, мяса не ела никогда.
Современники рассказывали, что голос у Варвары был «чистый, ясный, как ангельский, приятный, звонкий, громкий, молодой; говор очень ясный, дикция четкая, как и должно быть у учительницы».
Много лет подвижница жила в полной темноте, почти не выходя на свет: днем молилась в сарае, ночами несла подвиг молитвенных бдений. На ночную молитву выходила к своему родничку.
![]() Основное содержание ее духовной жизни составляла внутренняя молитва. За все годы затвора блаженная Варвара ни разу не была в храме (в Скворчихе его закрыли в конце 1920-х – начале 1930-х гг.), однако от Церкви никогда не отходила, ее причащали священники, посещавшие затворницу. Приходившим к ней людям Варвара наказывала чаще ходить в храм, особо почитать день памяти своего небесного покровителя (говорила: «Чти свой день Ангела, как Пасху»). Варвара Скворчихинская прославилась даром прозорливости, ей в равной мере были открыты события и человеческие мысли; блаженная обладала также даром исцеления, молитвенной помощи.
![]() 27 февраля исполняется 50 лет во времени преставления блаженной старицы. Народное почитание ее с годами не ослабевало. В декабре 2000 года по благословению приснопамятного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось обретение мощей Варвары Скворчихинской. В 2001-с Предстоятель Русской Православной Церкви благословил прославить подвижницу в лике местночтимых святых Уфимской епархии.
Ныне на месте подвигов подвижницы в селе Скворчиха устроена женская монашеская обитель. В храме скита блаженной Варвары, затворницы Скворчихинской, и пребывают ныне ее мощи.
Образование и Православие / Приходы.Ru |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2891 |