|
||||||||||||||
Духовный мир сказки или почему Колобка съела лиса?Кто из нас в детстве не просил маму или бабушку рассказать нам на ночь сказку? Но всегда ли взрослые объясняли, в чем именно заключается её смысл? К примеру, почему Колобка в результате его ухода от дедушки и бабушки съела лиса? Или почему благодаря именно маленькой мышке удалось вытащить из земли огромную репку? Мы были очарованы скорее внешней стороной этих сказочных рассказов, не предавая значение деталям. А вот педагог воскресной школы Прихода во имя Архистратига Михаила районного поселка Коченево, отличник народного просвещения, Зоя Федоровна Кривошапова уделяет этому вопросу большое внимание. Она разработала увлекательную программу под названием «Духовный мир сказки» (или «Введение в христианскую нравственность»), с помощью которой на примере сказок помогает детям разобраться в главных вопросах жизни. В чём счастье человека: богатстве или всё-таки жертвенной любви доброго сердца? Чему следовать: правде или кривде? В чём таинственная сила правды? Добро побеждает зло. Всегда ли? Если нет, то почему?
По образованию Зоя Федоровна воспитатель. И вся ее жизнь связана с детьми дошкольного возраста. Педагогической деятельности женщина посвятила 25 лет, из них 14 лет работает в воскресной школе.
«Сама я очень люблю сказки и всегда рассказывала их ребятишкам так, чтобы они понимали, о чем в них говорится и чему они нас учат. Ведь «сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», - говорит Зоя Федоровна. - Я объясняла детям, что такое дружба, товарищество, добро и зло, но никогда не задумывалась о духовном смысле сказки».
Маленькая деталь в большом деле
А началось все в 2001 году, когда настоятель храма во имя Архистратига Михаила, отец Тимофей предложил воспитателю, которая на тот момент была обычной прихожанкой, поработать с детьми в воскресной школе. Вместе определили тему занятий «Духовный мир сказки».
Зоя Федоровна была, несомненно, рада такому предложению, однако пребывала в некоторой растерянности. Педагог признается, что оказалось очень трудно понять, в какой именно форме будут проходить уроки? И как простым, доступным языком можно объяснить малышам – в чем же заключается духовный смысл той или иной сказки?
«И снова помог отец Тимофей, - рассказывает женщина. - Он привел очень простой пример. Возьмем, допустим, сказку «Репка». Кто такая мышка? Да это просто маленькая деталь в большом деле. Все очень просто. А если сейчас мы рассказываем эту сказку, то сравниваем ее, например, с мобильным телефоном или авторучкой, где сим-карта и шарик – маленькие детали, но они играют важную роль. Ведь без них телефон не будет работать, а ручка-писать».
Восемь страстей и добродетелей
Но как из такого огромного количества сказок выбрать наиболее подходящие? Это тоже оказалось затруднительным. Поразмыслив, батюшка предложил выбрать те из них, которые могли бы наглядно показать человеческие страсти и противоположные добродетели. Вот восемь основных из них: чревоугодие – воздержание; любодеяние – целомудрие; сребролюбие – нестяжание; гнев – кротость; печаль – блаженный плач; уныние – трезвение; тщеславие – смирение; гордость – любовь.
Стало понятно, в каком направлении двигаться дальше, и работа закипела. В основу программы легло святоотеческое учение «О борьбе со страстями».
«Это учение является основой христианской духовной жизни, предлагается в очень доступной форме и, кроме того, иллюстрируется многочисленными примерами, взятыми из сказок, - поясняет автор программы «Духовный мир сказки». - Оно помогает через сказку показать детям падение человека, подвластного порокам, и его исправлению. Замечательные слова по этому поводу сказал и К.И. Чуковский. Писатель считал, что цель сказки «…заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность волноваться чужим несчастьем, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». В этом и заключается актуальность программы».
Убегать от зла и следовать добру
Как видим, главная цель «сказочного» курса заключается в духовно-нравственном воспитании. Такие уроки помогают детям найти нужный ответ и занять правильную жизненную позицию: убегать от зла, следовать добру, сочувствовать бездольным и бессчастным людям, помогать нуждающимся в помощи.
Воспитанники Зои Федоровны обожают ее предмет и, когда на очередном занятии она рассказывает им новую сказку, слушают её, затаив дыхание. А затем включаются в процесс: рассуждают, анализируют поступки героев. Это, как считает Зоя Федоровна, самое главное в уроке, который она обычно завершает живым общением со своими маленькими учениками: «Чему нас учит сказка «Колобок»? Лиса хитрая, обманщица, а колобок – хвастун. Правильно. А если получше подумать: почему погиб колобок? Мог ли он сделать так, чтобы лиса его не съела? Мог». А далее дети предлагают свои версии трагической гибели героя сказки: колобок укатился без разрешения, то есть нарушил закон послушания; пел песенку и всегда хвалился, какой он хороший, румяный и вкусный; возгордился и легко укатился ото всех.
«Программа интересна еще и тем, что на любом занятии, кроме сказок, пословиц, поговорок и притчей, можно применять технические средства обучения: ставить детские сценки и спектакли, - говорит Зоя Федоровна. - А по окончании той или иной темы, к примеру, оформить альбомы из детских рисунков, маленькие книжечки, или создать мультфильмы с участием ребятишек».
Заслужила настоящую популярность
На основе своей методики духовно-нравственного воспитания детей посредством сказок З.Ф. Кривошапова издала книгу-методичку, в которой представлен готовый курс занятий на весь учебный год. И теперь каждый желающий имеет уникальную возможность использовать этот ценный материал в своей работе.
По словам автора, в данной программе сказки распределены по месяцам учебного года. В каждой из них есть основная мысль, которая и указана в теме занятия. Кроме того, здесь предусмотрены разделы со стихами, загадками, физминутками, упражнениями, итоговыми викторинами, хрестоматией, примерными конспектами занятий, а также пословицами, поговорками, разными высказываниями, объяснениями трудных слов и выражений, встречающихся в сказках.
«Я просто могу превращаться в волшебную фею»
Вот уже более 10-ти лет этот учебный курс успешно используется для обучения ребятишек, посещающих воскресную школу. За это время программа, разработанная Зоей Федоровной, заслужила настоящую популярность. Педагог с удовольствием делится опытом своей работы с учителями младших классов общеобразовательных школ и воспитателями дошкольных учреждений, расположенных в других районах Новосибирской области и даже за ее пределами. Выступает с докладами на семинарах и конференциях.
Под силу ли родителям?
- А под силу ли родителям также детально разбирать со своими детьми сказки, которые они рассказывают им дома? – спросила я у Зои Федоровны в завершении нашей беседы.
«Если у них есть время, а главное, желание, конечно. Почему бы и нет? Но для этого им необходимо знать толкование притчей, пословиц, поговорок. Хорошо, если родители - люди православные и читают Евангелие, тогда им будет проще объяснить духовный смысл сказки.
К сведению
Программа Духовный мир сказки» (или «Введение в христианскую нравственность») была представлена на Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя», на Рождественских чтениях в г. Куйбышеве, на семинарах в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования г. Черепаново. Получила рекомендации об использовании в вариативной части программ общеобразовательных учреждений и, в частности, предметах «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы православной культуры». Одобрена в конкурсе «За нравственный подвиг учителя» и Синодальным отделом по дошкольному воспитанию.
С программой со всеми приложениями вы сможете ознакомиться на сайте:
http: //www.arhistratig.orthodoxy.ru.
Образование и Православие / Ксения Карловская |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 12 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 5290 |