|
||||||||||||||
Духовный мир сказки или почему Колобка съела лиса?Кто из нас в детстве не просил маму или бабушку рассказать нам на ночь сказку? Но всегда ли взрослые объясняли, в чем именно заключается её смысл? К примеру, почему Колобка в результате его ухода от дедушки и бабушки съела лиса? Или почему благодаря именно маленькой мышке удалось вытащить из земли огромную репку? Мы были очарованы скорее внешней стороной этих сказочных рассказов, не предавая значение деталям. ![]() По образованию Зоя Федоровна воспитатель. И вся ее жизнь связана с детьми дошкольного возраста. Педагогической деятельности женщина посвятила 25 лет, из них 14 лет работает в воскресной школе.
«Сама я очень люблю сказки и всегда рассказывала их ребятишкам так, чтобы они понимали, о чем в них говорится и чему они нас учат. Ведь «сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», - говорит Зоя Федоровна. - Я объясняла детям, что такое дружба, товарищество, добро и зло, но никогда не задумывалась о духовном смысле сказки».
Маленькая деталь в большом деле
А началось все в 2001 году, когда настоятель храма во имя Архистратига Михаила, отец Тимофей предложил воспитателю, которая на тот момент была обычной прихожанкой, поработать с детьми в воскресной школе. Вместе определили тему занятий «Духовный мир сказки».
Зоя Федоровна была, несомненно, рада такому предложению, однако пребывала в некоторой растерянности. Педагог признается, что оказалось очень трудно понять, в какой именно форме будут проходить уроки? И как простым, доступным языком можно объяснить малышам – в чем же заключается духовный смысл той или иной сказки?
«И снова помог отец Тимофей, - рассказывает женщина. - Он привел очень простой пример. Возьмем, допустим, сказку «Репка». Кто такая мышка? Да это просто маленькая деталь в большом деле. Все очень просто. А если сейчас мы рассказываем эту сказку, то сравниваем ее, например, с мобильным телефоном или авторучкой, где сим-карта и шарик – маленькие детали, но они играют важную роль. Ведь без них телефон не будет работать, а ручка-писать».
Восемь страстей и добродетелей
Но как из такого огромного количества сказок выбрать наиболее подходящие? Это тоже оказалось затруднительным. Поразмыслив, батюшка предложил выбрать те из них, которые могли бы наглядно показать человеческие страсти и противоположные добродетели. Вот восемь основных из них: чревоугодие – воздержание; любодеяние – целомудрие; сребролюбие – нестяжание; гнев – кротость; печаль – блаженный плач; уныние – трезвение; тщеславие – смирение; гордость – любовь.
Стало понятно, в каком направлении двигаться дальше, и работа закипела. В основу программы легло святоотеческое учение «О борьбе со страстями».
«Это учение является основой христианской духовной жизни, предлагается в очень доступной форме и, кроме того, иллюстрируется многочисленными примерами, взятыми из сказок, - поясняет автор программы «Духовный мир сказки». - Оно помогает через сказку показать детям падение человека, подвластного порокам, и его исправлению. Замечательные слова по этому поводу сказал и К.И. Чуковский. Писатель считал, что цель сказки «…заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность волноваться чужим несчастьем, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». В этом и заключается актуальность программы».
Убегать от зла и следовать добру
Как видим, главная цель «сказочного» курса заключается в духовно-нравственном воспитании. Такие уроки помогают детям найти нужный ответ и занять правильную жизненную позицию: убегать от зла, следовать добру, сочувствовать бездольным и бессчастным людям, помогать нуждающимся в помощи.
Воспитанники Зои Федоровны обожают ее предмет и, когда на очередном занятии она рассказывает им новую сказку, слушают её, затаив дыхание. А затем включаются в процесс: рассуждают, анализируют поступки героев. Это, как считает Зоя Федоровна, самое главное в уроке, который она обычно завершает живым общением со своими маленькими учениками: «Чему нас учит сказка «Колобок»? Лиса хитрая, обманщица, а колобок – хвастун. Правильно. А если получше подумать: почему погиб колобок? Мог ли он сделать так, чтобы лиса его не съела? Мог». А далее дети предлагают свои версии трагической гибели героя сказки: колобок укатился без разрешения, то есть нарушил закон послушания; пел песенку и всегда хвалился, какой он хороший, румяный и вкусный; возгордился и легко укатился ото всех.
«Программа интересна еще и тем, что на любом занятии, кроме сказок, пословиц, поговорок и притчей, можно применять технические средства обучения: ставить детские сценки и спектакли, - говорит Зоя Федоровна. - А по окончании той или иной темы, к примеру, оформить альбомы из детских рисунков, маленькие книжечки, или создать мультфильмы с участием ребятишек».
Заслужила настоящую популярность
На основе своей методики духовно-нравственного воспитания детей посредством сказок З.Ф. Кривошапова издала книгу-методичку, в которой представлен готовый курс занятий на весь учебный год. И теперь каждый желающий имеет уникальную возможность использовать этот ценный материал в своей работе.
По словам автора, в данной программе сказки распределены по месяцам учебного года. В каждой из них есть основная мысль, которая и указана в теме занятия. Кроме того, здесь предусмотрены разделы со стихами, загадками, физминутками, упражнениями, итоговыми викторинами, хрестоматией, примерными конспектами занятий, а также пословицами, поговорками, разными высказываниями, объяснениями трудных слов и выражений, встречающихся в сказках.
«Я просто могу превращаться в волшебную фею»
Вот уже более 10-ти лет этот учебный курс успешно используется для обучения ребятишек, посещающих воскресную школу. За это время программа, разработанная Зоей Федоровной, заслужила настоящую популярность. Педагог с удовольствием делится опытом своей работы с учителями младших классов общеобразовательных школ и воспитателями дошкольных учреждений, расположенных в других районах Новосибирской области и даже за ее пределами. Выступает с докладами на семинарах и конференциях.
Под силу ли родителям?
- А под силу ли родителям также детально разбирать со своими детьми сказки, которые они рассказывают им дома? – спросила я у Зои Федоровны в завершении нашей беседы.
«Если у них есть время, а главное, желание, конечно. Почему бы и нет? Но для этого им необходимо знать толкование притчей, пословиц, поговорок. Хорошо, если родители - люди православные и читают Евангелие, тогда им будет проще объяснить духовный смысл сказки.
К сведению
Программа Духовный мир сказки» (или «Введение в христианскую нравственность») была представлена на Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя», на Рождественских чтениях в г. Куйбышеве, на семинарах в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования г. Черепаново. Получила рекомендации об использовании в вариативной части программ общеобразовательных учреждений и, в частности, предметах «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы православной культуры». Одобрена в конкурсе «За нравственный подвиг учителя» и Синодальным отделом по дошкольному воспитанию.
С программой со всеми приложениями вы сможете ознакомиться на сайте:
http: //www.arhistratig.orthodoxy.ru.
Образование и Православие / Ксения Карловская |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 12 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 5369 |