|
||||||||||||||
Педагог не должен разделять мир в глазах детей на черное и белоеПосле рассказа учителя второклассникам о международном положении, дети объявили бойкот однокласснику – сыну турка. Его младший брат в свой день рождения принес в детсад угощение, в том числе – фаршированные помидоры. Дети сказали, что помидоры – турецкие и ими можно отравиться. Почему так происходит? Кто прививает агрессию нашим детям? Почему они ее с готовностью воспринимают? Что делать в этой ситуации? Размышляет директор Института Неформального образования INO Дима Зицер.
– На самом деле, это не обязательно можно назвать волной агрессии. Штука в том, человек любого возраста очень быстро принимает какие-то модели и возвращается к этим моделям. Так устроен человек.
Случай с помидорами – ужасен и неприятен, но я бы рассматривал не с позиций оценки жестокости нашего общества, а с точки зрения моей профессии, педагогики. Мне кажется, что сейчас, к огромному моему сожалению, очень многие из нас забывают, что профессия педагога, учителя предполагает высокую степень рефлексии. Множество вопросов самому себе и поиск ответов на эти вопросы. Что я делаю? Почему я это делаю? Не оказался ли я в плену каких-то заблуждений? И так далее.
Было бы неверно говорить, что откуда-то сверху спускаются разнарядки провести какое-то занятие на тему политики. Это не так, я говорю это абсолютно точно, поскольку знаю. В определенном смысле это личная инициатива. Почему и откуда она возникает у учительницы или у какого-то другого человека? Она включается в какую-то модель, которая, возможно, была у нее в жизни. Сознание человека в определенных обстоятельствах срабатывает именно таким образом – «сейчас и здесь нужно вот так-то». И срабатывает это во многих профессиях, включаются разные модели, вплоть до агрессии.
Но если мы говорим о профессии педагога, то у нас должно происходить постоянное задавание себе вопросов: что я делаю, зачем я это делаю и почему я делаю? Поэтому при всем возмущении ситуацией учительницу надо бы пожалеть. А ей – серьезно заняться профессией, вспомнить, что она, собственно говоря, делает в школе. Ведь мы должны учить людей, в том числе – взаимодействию, принятию, сомнению, рефлексии той же самой.
– Вообще, нужно ли посвящать детей в политику? Или это лишнее?
– Мой ответ – нет. Почему? Потому что всё, что касается политики, внешней агрессии, внутренней ситуации в стране и так далее – это сложные материи, даже для взрослых. И если взрослых «заносит», как мы видим с этой учительницей, то это не имеет никакого отношения к взаимодействию, принятию действительности, которому мы должны учить.
Не следует учить детей, что существует только черное и белое, есть ведь и множество оттенков. Потому что человеку в любом возрасте так проще: это хорошо, а это – плохо. И понеслось. Задача школы прямо противоположная – научить человека выбирать, сомневаться, самостоятельно задавать вопросы и искать ответы.
Так что, с этой точки зрения, конечно нет. И уж в начальной-то школе точно нужно говорить не о том, что это черное, а это белое, тем более, что мы сами не до конца это понимаем. Нужно учиться вместе с детьми – как взаимодействовать, как воспринимать мир. А не давать готовые ответы и потом сетовать, что наши дети не умеют сами выбирать и ничем не интересуются.
Мне кажется, очень интересно с классом, с детьми да и со взрослыми сформулировать круг вопросов, попробовать поискать ответы, посомневаться, поспорить и так далее. В этом и есть суть школы, это основы нашей профессии. Нужно их вспоминать – при помощи друг друга, коллег, педагогов, директоров школы.
Образование и Православие / Православие и мир |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1666 |