Опубликовано 24.07.2015 в рубрике  Образование
 

Образовательная модель для людей с аутизмом в России


Дети с нарушениями в развитии теперь имеют право учиться в обычных детских садах и школах. Но это – по закону. В реальности директора не знают, как учить таких детей, а главное, где взять на это денег. Главная статья расходов – тьюторы, или индивидуальные сопровождающие для каждого ребенка. Нет тьюторов – нет ни сада, ни учебы в школе. Для многих остаются четыре стены и надомное обучение.
 
Полные света коридоры, залитый солнцем двухэтажный актовый зал под стеклянной крышей, деревянные окна неправильных форм и мансарды, как в швейцарском шале. Здесь светло в любое время года, хотя из-за большой площади остекления в переходах между корпусами в зимой бывает прохладно, а летом душно. Зато в игровых комнатах и учебных классах хорошо и удобно в любую погоду.

Это учебное заведение называется Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков (ЦПМССДиП), структурное подразделением Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ); однако специалисты и родители детей с РАС (расстройствами аутистического спектра) называют это место по имени улицы, на которой он находится: Кашенкин Луг.

Один ребенок-один тьютор

– Отпустите нас, ведьма!

– Никуда я вас не отпущу, ха-ха-ха! Вы теперь мои навеки!

В актовом зале молодая черноволосая учительница, опираясь на клюку, изображает колдунью. Дымится нарисованный на листе ватмана котел, но у ребят имеются рапиры и длинная веревка. Им удастся вырваться.

Выпускной вечер репетируют ученики четвертого класса. Кому-то здесь 11, а кому-то 14, но главное – они не имеют проблем с речью и социально более или менее адаптированы. Окончив «началку» на Кашенкином, они пойдут в другие школы, где будут учиться по образовательному стандарту, разработанному специально для тех, у кого есть нарушения в развитии. Но есть здесь и совсем другие дети: многие из них даже не разговаривают. Чтобы обратить на себя внимание, они кричат и дерутся, им непросто научиться себя обслуживать, трудно одеваться, самостоятельно есть и ходить в туалет, и уж чего они совсем не могут, так это находиться в коллективе сверстников.

Этим ребятам уже по семь лет, и, если не заниматься с ними много, долго, упорно, с использованием научных методов коррекции поведения, то шансов со временем обучаться со своими ровесниками в школе у них нет. Для таких ребят и существует «АВА-класс» (АВА – разновидность поведенческой терапии, наиболее эффективный на сегодняшний день подход для работы с детьми с РАС), в котором занимаются 10 человек – пятеро до обеда и пятеро после.

Учитель продумывает для ребенка индивидуальную программу, а сопровождающий по ней работает. Итого получается, что на десятерых детей нужно два специалиста и пятеро тьюторов. Эта пропорция кажется государству избыточной, а введение подушевого финансирования сделало ее и вовсе невозможной. Вместо семи ставок «АВА-класс» получает две с половиной, остальное финансирование идет из частных источников, главный из которых – Фонд «Выход», который занимается содействием решению проблем аутизма. Получает индивидуальный сопровождающий порядка 35 тыс. в месяц.

Объективная оценка

Класс представляет собой небольшое и очень светлое помещение со стульчиками, детскими партами и круглым столом для преподавателей. Сразу на выходе есть санузел – в туалете на липучках вдоль стен приклеена подробная инструкция в картинках, как управляться с унитазом, – а неподалеку от класса игровая. Дети отправляются туда в сопровождении учителя и тьюторов, чтобы карабкаться на горки и валяться на матах.

Но худенького большеглазого Армана, например, это совсем не интересует, а интересует его только айфон. И попробуй не дай! Тогда тьютор Марина придумывает игру: они с Арманом по очереди всех фотографируют, а потом садятся, начинают разбирать, где кто, и Арман пытается назвать всех по именам. На фотографиях узнавать людей ему гораздо легче. Затем наступает момент отчета, ведь каждый день сопровождающий не только работает с ребенком, но и подробно фиксирует его результаты: «Что Марк сегодня делал хорошо? Прекрасно фиксировался в пространстве, цепочки действий 80%», – загадочно отчитывается Елизавета, но все ее прекрасно понимают. И она, и две ее коллеги почему-то располагают к себе с первого взгляда. Они спокойные, веселые и очень доброжелательные. И, наверное, не могут быть другими.

На мой вопрос, привязываются ли тьюторы к детям, юный преподаватель Анна Калабухова отвечает строго: «Я против того, чтобы говорить в таких категориях, когда речь идет о педагогах. Тьютор не должен привязываться к ребенку, это помешает объективно оценивать результаты и помешает в его работе с другими детьми в классе. Лично меня мотивирует не любовь, а развитие ребенка, когда видишь, что он меняется». Елизавета, проходя мимо, слышит наш разговор и улыбается: «Анна опять рассказывает, что любовь – это лишнее?»

Вложиться сейчас

Все эти ребята проведут в «АВА-классе» не больше года, слишком много желающих и слишком дорогое это дело для бюджета. Но, если родителям удастся найти школу, их дети пойдут учиться. Необходимое условие для этого одно: в школе должен быть ресурсный класс, т.е. отдельное школьное помещение, где ученики с РАС и другими ментальными нарушениями смогут заниматься по индивидуальным программам. Часть времени они будут проводить в ресурсном классе, часть – в обычном. В идеале количество часов в ресурсном классе должно постепенно сокращаться, а в регулярном — становиться больше. Не исключено, что в итоге ребенок с РАС будет готов постоянно заниматься вместе с другими детьми. Однако в ресурсном классе без индивидуального сопровождающего – тоже никак. Он работает по учебной схеме, составленной учителем, ведет записи об успехах и поведении, помогает ребенку обслуживать себя там, где он еще не справляется сам.

В этом сочетании функций тоже заключается «двусмысленность» положения тьютора. Кто он — педагог или соцработник? И что логичнее — добавить в функционал педагога задачи по социальному сопровождению, или расширить с помощью дополнительного обучения сферу компетенции социального работника? К какому ведомству его «приписать» и кто ему будет в итоге платить зарплату? Где и как их систематически готовить (пока что это люди с базовым педагогическим образованием, дополнительно овладевшие поведенческим подходом)? Пока на эти вопросы нет ответов.

Ясно одно: уже сегодня тьюторов катастрофически не хватает, и дальше будет только сложнее, потому что и школы, и детские сады начинают хоть и со скрипом, но все же открывать свои двери перед детьми с аутизмом. Конечно, когда ребенок сможет большую часть времени заниматься в обычном классе, тьютор освободится для нового ребенка. Но на первых порах индивидуальные сопровождающие – главный кадровый дефицит, они нужны каждому.  «Наши дети кажутся государству слишком «дорогими», – говорит преподаватель «АВА-класса» Анна Калабухова. – Но зато, если сейчас в них вложиться, то потом, когда они вырастут, им понадобится минимальная поддержка, они смогут жить самостоятельно, а не существовать в психо-неврологических интернатах, в чудовищных, как правило, условиях, которые все равно дорого обходятся государству».

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда «Выход», нажав на кнопку «Помочь».

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 Фоторепортаж
Образовательная модель для  людей с аутизмом в России Образовательная модель для  людей с аутизмом в России Образовательная модель для  людей с аутизмом в России Образовательная модель для  людей с аутизмом в России Образовательная модель для  людей с аутизмом в России Образовательная модель для  людей с аутизмом в России Образовательная модель для  людей с аутизмом в России Образовательная модель для  людей с аутизмом в России Образовательная модель для  людей с аутизмом в России Образовательная модель для  людей с аутизмом в России Образовательная модель для  людей с аутизмом в России Образовательная модель для  людей с аутизмом в России Образовательная модель для  людей с аутизмом в России Образовательная модель для  людей с аутизмом в России Образовательная модель для  людей с аутизмом в России
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 2    
  Версия для печати        Просмотров: 2245

Ключевые слова: Среднее образование, дети-инвалиды

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930