|
Елена Плотникова. Вновь о пользе педагогического портфолио
Педагогическая аттестация в формате «ПОРТФОЛИО» вступившая в силу с 1 января 2011 года показала свою объективность и эффективность, но в то же время вызвала немало вопросов у аттестующихся. Елена Анатольевна ПЛОТНИКОВА в данной статье постаралась раскрыть содержательные стороны портфолио учителя высшей квалификационной категории с учётом нормативно-правовых документов об аттестации педагогических работников.
Основными задачами аттестации являются: «стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;
- определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
- повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников…» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 7 апреля 2014 г. N 276 г. Москва "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность " ).
Квалификационное испытание проходит в форме экспертизы портфолио профессиональных достижений учителя, в его отсутствии.
Педагогу придется немало потрудиться, чтобы представить себя аттестационной комиссии посредством портфолио.
Сейчас нас мало интересует: где и когда появился термин «портфолио», но многим известно, что слово это происходит от англ. portfolio – портфель или папка для документов, а в переводе с итальянского означает «портфель ценных бумаг». В 70-х годах прошлого столетия данный термин стал популярным в среде творческих людей: художников, дизайнеров, архитекторов, среди моделей и рекламщиков. И означал он пакет документов, содержащий резюме и фотоматериалы, демонстрирующие достижения его хозяина, перечень лучших его работ, их результативность. Примерно тот же смысл мы вкладываем и в понятие «портфолио педагога».
Итак, портфолио – это «способ накопления, фиксирования, оценки индивидуальных достижений личности за определённый период времени». Его цель показать всё, на что способен его автор.
В разных источниках можно найти немало рекомендаций по составлению портфолио. Единых стандартов нет. Так что, создавая своё портфолио, каждый может проявить свой подход и в оформлении, и в структуре, и в содержании. Важно включить в него материалы, содержащие
- информацию об авторе,
- основные направления и виды деятельности,
- результаты его деятельности,
- педагогическую концепцию.
Специалисты выделяют различные типы портфолио в зависимости от цели их использования:
- презентационное
- портфолио достижений
- рефлексивное
- проблемно-ориентированное
- тематическое
- комплексное.
Комплексное портфолио содержит элементы всех перечисленных выше моделей и, как показала практика является самой востребованной моделью. Именно его и должен представить педагог аттестационной комиссии.
Целью педагогического портфолио будет представление наиболее значимых результатов деятельности для оценки профессиональной компетенции автора (участие в конкурсах, олимпиадах, реализованные учебные, социальные, научные проекты, исследовательская деятельность), обобщение, анализ, систематизация опыта и результатов труда, самооценка собственных возможностей, планирование работы «над ошибками» и по деятельности позволяющей достичь более высоких результатов.
Структура этого документа может быть следующая:
- титульный лист
- визитная карточка
- педагогическое досье
- банк личных достижений
- результаты педагогической деятельности
- научно-методическая деятельность
- внеурочная деятельность по предмету
- портфель отзывов
- рефлексия
Названия разделов портфолио можно изменять так же, как их содержание.
1. В разделе «Титульный лист» рекомендуется указать следующие сведения:
- название папки (например, «Портфолио педагога»),
- фамилию, имя, отчество автора,
- должность,
- место работы,
- адрес, рабочий телефон, e-mail,
- адрес собственного сайта ( соискателям на высшую категорию)
- содержание портфолио.
2. В разделе «Визитная карточка» можно разместить:
- фотографию автора,
- автобиографию,
- профессиональное кредо,
- документы об образовании,
- трудовой и педагогический стаж работы,
- квалификационную категорию,
- документы о курсах повышения квалификации за последние 5 лет ( 72ч для учителей начальных классов и 108ч для старших), о семинарах, в которых принимали участие,
- документы, подтверждающие использование новых образовательных технологий (инновационные формы обучения, ИКТ, АМО, интеграция образовательных областей и т. д.
- проведение и участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, комиссиях,
- награды, грамоты, благодарственные письма, сертификаты педагога,
- документы, подтверждающие призовые места обучающихся в конкурсах и олимпиадах,
- копии всех упоминаемых ранее документов,
- профессиональные и личные интересы,
- общественную деятельность…
3. Раздел «Педагогическое досье» ( «Методическая копилка») может включать в себя лучшие материалы автора, отражающие основные направления его деятельности, например:
- проектные и исследовательские работы,
- методические разработки,
- публикации, доклады, выступления (от школьного до международного уровня)
- индивидуальная работа с обучающимися,
- внеурочная деятельность,
- использование ИКТ,
- воспитательная работа и т.д.
4. Раздел «Результаты педагогической деятельности» может содержать
- материалы, демонстрирующие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетенций по преподаваемому предмету (обязательно нужно просчитать качество обученности по своему предмету, представить в виде диаграмм, графиков, таблиц),
- сравнительный анализ деятельности педагога за 3 года на основании контрольных срезов, участия воспитанников в школьных и других олимпиадах, конкурсах,
- результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся и т.п.
Эти материалы должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя.
5. В раздел «Научно-методическая деятельность» надо поместить материалы, свидетельствующие о профессионализме учителя:
- обоснование выбора аттестуемым образовательной программы,
- аргументация выбора используемых образовательных технологий, подтверждение эффективности их применения,
- личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания,
- активное и успешное осуществление экспериментальной и инновационной деятельности
- использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе (дистанционное обучение с применением интернет-технологий или кейс-технологии, размещение дистанционных занятий на сайте школы, персональном сайте учителя, в дистанционных оболочках, в режиме on-line – всё это обязательно должно быть не просто заявлено, а подтверждено справкой администрации школы (занятия on-line), скриншотами материалов дистанционных уроков.
- цифровые образовательные ресурсы, созданные учителем, содержащие
- текстографические материалы,
- презентации,
- тесты, созданные средствами программ PowerPoint и Excel,
- материалы для работы с интерактивной доской;
- Электронные учебники, дистанционные курсы, размещенные в дистанционных оболочках,
- интерактивные электронные образовательные ресурсы, созданные с использованием технологии Flash,
- тесты, созданные средствами программ PowerPoint, Excel с использованием языка программирования VBA, специализированных конструкторов,
- видео-уроки;
- обоснование выбора средств педагогической диагностики,
- работа в методическом объединении,
- участие в работе педагогических сообществ,
- сотрудничество с вузами и другими учреждениями,
- участие в профессиональных и творческих конкурсах
- участие в предметных и методических неделях,
- организация и проведение семинаров, мастер-классов, «круглых столов» и т.п.
- разработка авторских программ,
- проведение исследовательской работы,
- подготовка творческого отчёта, доклада, статьи и т. п.
6. Раздел «Внеурочная деятельность по предмету» должен содержать следующие документы:
- список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
- список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
- сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВН, брейн-ринги и т. п.);
- программы работы кружков и факультативов
- другие документы.
7. Раздел «Учебно-методическая база» предполагает выписку из паспорта учебного кабинета:
- наличие технических средств обучения (телевизор, проектор, видеомагнитофон, музыкальный центр и др.),
- наличие компьютера и программ контроля знаний, виртуального эксперимента, мультимедийные учебники и т.п.,
- видео- и аудиопособия,
- список словарей и другой справочной литературы по предмету,
- список наглядных пособий (таблицы, макеты, схемы, портреты, иллюстрации и др.),
- наличие дидактических материалов, сборников упражнений и задач, образцов сочинений, сообщений, рефератов, проектов,
- измерители качества обученности школьников,
- другие документы по усмотрению учителя.
8. Раздел "Портфель отзывов" рекомендуют включать в некоторых регионах и настоятельно советуют психологи. Здесь можно разместить:
- отзывы о работе (коллег, читателей, руководителей разных уровней);
- оценки результатов труда;
- рецензии на авторские материалы, тексты заключений;
- рекомендательные письма;
- статьи об авторе портфолио
9. В разделе "Рефлексия" следует поместить размышления автора портфолио над интеграцией своего профессионального опыта и поиском опти¬мальных путей развития собственной деятельности. Данный раздел может со¬держать:
- размышления автора по поводу своей сферы работы;
- самоанализ работы, очень важно подчеркнуть «изюминку», главную особенность, достижение ;
- корректировку собственной деятельности;
- стратегию профессионального развития.
Много полезных рекомендаций по созданию портфолио мы изучили.
И всё же, на наш взгляд, самым разумным и удачным при оформлении портфолио будет воспользоваться разработанными в республике Коми моделями портфолио учителей. В них соблюдены все принципы построения портфолио:
- системность; и достоверность;
- открытость;
- прозрачность;
- простота;
- доступность;
- полнота представления.
В этих моделях разработаны таблицы по отслеживанию результативности обучения, его качества, профессионального развития учителя в межаттестационный период. Таким образом, заполняя следующие таблицы, учитель может грамотно и лаконично изложить всю информацию о своей деятельности. ( См. приложение)
Создавая портфолио, надо помнить ещё и о критериях его оценки:
■ нацеленность автора на самосовершенствование;
■ структуризация материала;
■ ясность, логичность и лаконичность всех письменных пояснений;
■ целостность, тематическая завершенность представленных материалов;
■ наглядность результатов работы;
■ качество изложения материала;
■ аккуратность и эстетичность оформления;
■ творческий подход к созданию портфолио (оригинальность).
Хочется ещё раз отметить, что педагог волен включить в своё портфолио любое содержание и выполнить оформление по своему вкусу. Важно только помнить, что портфолио – это в первую очередь пакет документов. Поэтому при его оформлении не стоит использовать витиеватый шрифт, всевозможные украшения. Главным украшением и доказательством соответствия вашего профессионализма заявленной категории будут документы, подтверждающие ваши достижения, отзывы коллег, методистов, родителей. Необходимо структурировать материал, излагать его логично и лаконично, наглядно, используя всевозможные иллюстрации (фотографии, графики, диаграммы, таблицы, схемы). Во всех разделах портфолио должна чётко прослеживаться главная цель автора – самосовершенствование. Грамотно составленное портфолио демонстрирует профессиональные возможности и уровень мастерства его владельца.
Приложение
Модель портфолио учителя высшей (первой) квалификационной
категории,
разработанная Коми республиканским институтом работников образования
Показатели |
Оформление
показателя и подтверждающие документы |
Результаты освоения
обучающимися образовательных программ
(за последние 3 года) |
Обученность (успеваемость)
учащихся в динамике). Данные представляются по всем классам за три
последовательных года обучения. Если образовательный процесс реализуется
более чем в 3 классах, то данные представляются не менее чем по 3 классам.
*Учителя
начальных классов представляют данные одного класса по предметам
«Математика», «Русский язык», «Окружающий мир», «Литературное чтение». |
1.Таблица № 1.
Класс |
Кол-во
уч-ся |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
Обученность
% |
|
|
|
|
|
|
|
2. Результаты
внутреннего мониторинга качества
знаний, заверенные руководителем образовательной организации.
Уровень
обученности (применяет МО РК при проведении аккредитационных работ:
80-100% оптимальный, 50-79% допустимый, 0-49% критический.
1. Выписка
из приказа образовательной организации о распределении учебной нагрузки.
2. Аналитический
комментарий. |
Качество знаний всех учащихся за три
последовательных года обучения. Данные представляются по всем классам. Если
образовательный процесс реализуется более чем в 3 классах, то данные
представляются не менее чем по 3 классам.
*Учителя
начальных классов представляют данные одного класса по предметам
«Математика», «Русский язык», «Окружающий мир», «Литературное чтение». |
1. Таблица
№ 2.
Класс |
Кол-во
уч-ся |
«5» |
«4» |
Качество
знаний % |
|
|
|
|
|
2. Результаты
внешнего мониторинга качества знаний, заверенные руководителем
образовательной организации.
Качество
знаний: 64-100% высокое, 36-63% среднее, 0-35% низкое
3. Аналитический
комментарий. |
Результаты промежуточной аттестации учащихся по
предмету (данные представляются по всем классам; если образовательный процесс
реализуется более чем в 3 классах, то данные представляются не менее чем по 3
классам) за последние три года по результатам годовых зачетных /контрольных
работ)Кроме учителей математики и
русского языка в классах с ОГЭ
*Учителя
начальных классов представляют данные одного класса по предметам
«Математика», «Русский язык», «Окружающий мир», «Литературное чтение». |
1. Таблица
№ 3.
Год |
Класс |
Кол-во
уч-ся |
Предмет |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
Средний
балл |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общий
средний балл |
|
2. Аналитический
комментарий педагога
3. Аналитическая
справка по результатам итоговой аттестации, заверенная руководителем
образовательной организации.
Данные
о поступлении выпускников в образовательные организации профессионального
образования, заверенные руководителем образовательной организации. |
Результаты государственной
итоговой аттестации обучающихся (за межаттестационный период). Данные
представляются по всем классам. Если образовательный процесс реализуется
более чем в 3 классах, то данные представляются не менее чем по 3 классам. (Русский язык и математика с ОГЭ) |
1. Таблица
№ 4.
Год
|
Класс |
№
|
ФИО |
Балл
за единый государственный экзамен / отметка за основной государственный
экзамен |
Итоговая
оценка по предмету (только для ОГЭ) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Средний
балл |
|
|
2. Таблица
№4.1.
Год |
Класс |
Средний
балл |
По
классу |
По
школе |
по
муниципалитету |
по
республике |
по
России |
|
|
|
|
|
|
|
3. Таблица
№ 4.2.
Год |
Класс
|
Кол-во |
Кол-во обучающихся, набравших
минимальный балл, свидетельствующий об освоении школьного курса по … /
получивших положительные отметки на основной государственном экзамене |
Кол-во обучающихся, получивших на
едином государственном экзамене высокий балл / получивших на основном
государственном экзамене «отлично» |
|
|
|
|
|
4. Аналитический
комментарий
5. Выписка
из протокола единого государственного экзамена, государственной итоговой
аттестации, заверенная руководителем образовательной организации.
6. Данные
о результатах государственной итоговой аттестации на школьном (муниципальном)
уровне.
*В исключительных случаях при
отсутствии необходимых данных по критерию 1.3.1. учителя русского языка и
математики могут представить результаты своей деятельности по критерию 1.3.2.
с обязательным объяснением причин отсутствия требуемых результатов.
Прилагается справка, заверенная руководителем ОУ. |
Выявление и развитие способностей обучающихся к
интеллектуальной, творческой деятельности,
а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях (за
последние 3 года) |
2.1. Количество учащихся,
ежегодно вовлеченных во внеурочную деятельность, организуемую аттестуемым по предмету (проекты, конкурсы, кружки,
научное общество учащихся, секции и т.д.) при позитивной динамике за
межаттестационный период. Данные представляются за последовательные 3 года |
1.
Таблица № 5.
Год |
Класс
/
кол-во
учащихся в классе |
Вид
внеурочной деятельности (проект, конкурс, кружок, НОУ, секция, курс,
факультатив, за исключением олимпиад) |
Участники |
Кол-во |
%
от общего кол-ва |
|
|
|
|
|
2. Аналитический комментарий.
3. Выписка из приказа образовательной
организации о распределении учебной нагрузки.
4.
Наличие утвержденного внутришкольного или межшкольного проекта. Отчет по
мероприятиям, проводимым в рамках проекта, с указанием количества обучающихся, участвующих в них.
|
2.2. Систематичность внеурочной
деятельности (за 3 последовательных года межаттестационного периода). |
1. Таблица № 6.
Год |
Наименование
мероприятия |
Уровень
(школьный, муниципальный, региональный, российский, международный) |
Комментарий
|
2. Утвержденные программы элективных
курсов и факультативов (за исключением элективных курсов, являющихся частью
учебного плана профиля).
3. План, программа внеурочной
деятельности по предмету.
4. Методическая разработка внеурочного
мероприятия, разработанного учителем, видеозапись мероприятия и самоанализ.
5. Аналитический комментарий. |
2.3. Наличие особых достижений учащихся по
предмету при позитивной динамике количества участников, призеров, лауреатов,
победителей (за межаттестационный период).
|
1.
Таблица № 7.
Год
|
Наименование
мероприятия |
Уровень
(муниципальный, региональный, российский, международный) |
ФИ
участника, тема работы |
Итоги
участия |
|
|
|
|
|
2.
Копии дипломов, грамот, сертификатов и т.д.
3.
Аналитический комментарий. |
2.4. Доля учащихся, испытывающих интерес к
изучению предмета (данные диагностики представляются по одному классу за
последние три года (за межаттестационный период). |
1. Таблица № 8.
Год |
Общее количество обучающихся в … классе |
Доля обучающихся, испытывающих интерес
к изучению предмета |
% от общего количества |
|
|
|
|
2. Справка по результатам диагностики на основе
достоверных, апробированных методик. Например, методики Дубовицкой Т.Д. (для
основной школы), Лускановой Н.Г. (для начальной школы).
3.Аналитический комментарий о результатах
диагностики мотивации учащихся на протяжении трех лет. |
Обеспечение высокого качества
освоения обучающимися основной образовательной программы |
3.1. Продуктивное использование современных
образовательных технологий в образовательном процессе (за межаттестационный
период) |
1. Таблица № 9.
Технология |
Обоснование выбора
технологии |
Методическая и
практическая результативность применения технологии |
1 |
2 |
3 |
2. Методическая разработка урока в одной из
указанных технологий урока,
самоанализ.
3. Аналитический комментарий
4. Исследования, проекты, тезисы выступлений и
другие работы учащихся в рамках указанных технологий.
Видеозапись одного урока представляется
учителем, аттестующимся на высшую квалификационную категорию |
3.2.Организация деятельности учащихся по
самоконтролю и самооценке учебной и внеурочной деятельности (за
межаттестационный период). |
1.
Таблица № 10.
Приемы
по формированию самоконтроля и самооценки |
Обоснование
выбора приема |
Результативность
применения
|
1 |
2 |
3 |
2. Конспекты урока, отражающие
самооценку учащимися своих учебных достижений и др.
3. Аналитический комментарий |
3.3. Использование
потенциала предмета в воспитании у
школьников ценностного отношения к
предмету и коммуникативных универсальных учебных действий (за
межаттестационный период). |
1. Таблица № 11.
Тема
урока |
Цели
урока |
Задачи
урока |
Фрагмент
урока по реализации задачи |
комментарий,
примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Аналитический комментарий
*Предоставляются задания для самостоятельной
работы учащихся, перечень дополнительных источников информации, работы детей
*Конспекты учебных занятий
составленные учителем задания в рамках урока
и работы детей взаимосвязаны, представляются для разных классов |
3.4. Взаимодействие с семьей
учащихся и иными участниками образовательного процесса по содействию в
освоении школьниками образовательных программ (за межаттестационный период).
|
1.
Таблица № 12.
Год |
Проведенное мероприятие по решению
проблем учащихся в освоении образовательной программы |
Содержание
деятельности |
Результат
|
|
|
|
|
2.
Анализ проблем учащихся в
освоении образовательной программы за межаттестационный период
3.
Журналы консультаций, протоколы собраний и педагогических советов, справки, отзывы родителей, опекунов и др.*
3.
План работы с родителями и или с иными участниками образовательного процесса
по содействию в освоении школьниками образовательных программ (за
межаттестационный период).
4. Аналитический комментарий |
3.5. Использование информационно-коммуникационных
технологий в образовательном процессе. |
1. Таблица № 13.
Ресурс |
Обоснование
выбора ресурса |
Системность
использования ресурса |
Методическая
и практическая результативность применения ресурса |
2. Ссылка
на Интернет-ресурсы, ЭОР, электронные
справочники, тесты и т. д.; на
собственный сайт (блог), или страницу на сайте образовательной организации.
3. Аналитический комментарий |
Профессиональное развитие учителя в
межаттестационный период |
4.1. Освоение программ повышения квалификации или
профессиональной переподготовки. |
1. Таблица № 14.
Наименование
образовательной организации |
Форма повышения квалификации,
наименование образовательной программы |
Дата
повышения квалификации |
№ удостоверения/сертификата |
|
|
|
|
2. Копии документов о прохождении повышения
квалификации или профессиональной переподготовки.
Аналитический комментарий |
4.2. Систематическая работа по обобщению
собственного педагогического опыта в любой письменной форме: опубликованная
методическая разработка, научно-методическая статья и т.д., в т.ч. через
Интернет, в том числе разработка олимпиадных (конкурсных) заданий на разном
уровне (не менее трех за межаттестационный период) |
1.
Таблица № 15.
Год
|
Название
|
Выходные данные публикации |
Уровень
(муниципальный, региональный, российский, международный) |
Аннотация
|
|
|
|
|
|
2.
Копии сертификатов, подтверждающих публикацию.
3.
Копии страниц сборников, статей и т.д.
4. Выписки из приказов.
5. Разработанные продукты по обобщению
собственного педагогического опыта продукты (для высшей категории не менее
трех за межаттестационный период; для первой категории - не менее 1 за межаттестационный
период).
6. Свидетельство республиканского
экспертного совета при предоставлении авторского методического продукта.
7.
Утвержденная программа/план самообразования.
8.
Аналитический комментарий
9. Внешние рецензии.
*
Авторскими считаются методические материалы, получившие свидетельство
Республиканской Экспертного Совета (РЭС) |
4.3. Проектная, исследовательская,
научно-экспериментальная, организационно-методическая, творческая
деятельность учителя (за межаттестационный период). |
1.
Таблица № 16.
Год
|
Название
проекта, исследования, эксперимента, конкурсного мероприятия |
Уровень |
Содержание
деятельности |
Результат
|
|
|
|
|
|
2.
Копии приказов, программ, проектов, отчетов и т.д.
3.
Аналитический комментарий |
4.4. Экспертная деятельность (за межаттестационный
период). |
1.
Таблица № 17.
Год |
Содержание экспертной деятельности |
|
|
2.
Копии сертификатов.
3. Выписки
из приказов, справки, заверенные руководителем ОО.
4.
Аналитический комментарий
*Бонусные
баллы добавляются при условии экспертной деятельности |
4.5. Трансляция обобщенного личного
педагогического опыта в форме открытых уроков, мастер-классов, семинаров,
проведения занятий на курсах повышения квалификации, в т.ч. через Интернет
(проведение вебинаров), через участие в заочных профессиональных конкурсах
(за межаттестационных период). |
1. Таблица № 18.
Год
|
Форма
обобщения опыта |
Тема
опыта / Конкурса |
Уровень
|
Комментарий
|
|
|
|
|
|
2. Аналитический комментарий
3. Отзывы.
4. Справки. Протоколы
5. Выписки из приказов.
6. Материалы
выступлений.
7. Программа
авторского семинара (при наличии).
8.
Видеозаписи мастер-классов или конспекты мастер-классов.
Представляется за каждый год
аттестационного периода. |
4.6. Участие в очных
профессиональных конкурсах.
(без срока давности) |
1. Таблица №
19.
Год |
Название конкурсного мероприятия |
Уровень |
Итоги участия |
Рефлексия |
|
|
|
|
|
2. Копии
дипломов, сертификатов и т.д. |
Источники:
1. Приказ Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 года №276 ИА «ГАРАНТ»: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/544899/#ixzz33Gr34b8p
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 7 апреля 2014 г. N 276 г. Москва
"Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность " (Опубликовано: 4 июня 2014 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №6396)
«Российская газета» - www.rg.ru
- http://www.kriro.ru/institut/
- http://ipk74.ru/virtualcab/professional/attestacziya-rabotnikov-obrazovaniya-/attestaciya-pedagogicheskih-kadrov
- http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4460&lib_no=70577&tmpl=lib
- http://prokinana.narod.ru/
Поддержите наш сайт
Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
|
|