|
||||||||||||||
Со школьной скамьи — в семинариюНовосибирская Православная Духовная семинария была открыта в 2007 году. С тех пор состоялось уже два выпуска, на смену которым пришли новые первокурсники. Но с 2013 учебного года в Новосибирских Духовных школах появилась еще одна форма обучения — подготовительное отделение пансионного типа для старшеклассников. Мальчики, проживая в семинарии, обучаются в общеобразовательной школе, параллельно получая начальное богословское образование. О новой форме обучения мы поговорили с первым проректором Новосибирской Православной Духовной семинарии иеромонахом Платоном (Флахом). — Отец Платон, расскажите, пожалуйста, в связи с чем появилась идея организовать такое подготовительное отделение и как она реализуется? — Такая форма работы с мальчиками-старшеклассниками уже практикуется во многих семинариях России. Появилась она в связи с тем, что сейчас в региональных семинариях — дефицит поступающих, поэтому и проводится такая работа с будущими абитуриентами. Подготовительное отделение пансионного типа открыто для ребят, которые уже воцерковились, несут послушания в храмах. Для них такая форма обучения более подходящая т.к. она дает возможность систематически заниматься не только школьными предметами, но также изучать духовные дисциплины и проходить подготовку для поступления в семинарию. Поэтому по окончании школы, по итогам выпускных экзаменов, они могут поступить в семинарию. Идея создать такое отделение при нашей семинарии принадлежит Митрополиту Новосибирскому и Бердскому Тихону. Как и во многих других семинариях, у нас из года в год происходит недобор студентов на первый курс. Тогда Владыка продумал и предложил такой вариант решения проблемы. Когда мы объявили о наборе мальчиков в девятый, десятый и одиннадцатый классы, мы не знали, будут ли желающие? Но к нам пришли 10 мальчиков — не так много, но для первого года обучения это хорошо, и они старательно учатся. У нас есть договоренность с одной из общеобразовательных школ города Обь, в которой ребята полностью изучают все обязательные предметы. — Вы упомянули, что подготовительные классы существуют при многих семинариях. Чьим опытом вы руководствовались, разрабатывая программу для новосибирских школьников? — Мы постоянно обмениваемся опытом с нашими соседями, не очень часто, но бываем в сибирских семинариях, смотрим, как устроена их жизнь и образовательный процесс. По этому вопросу мы много советовались с руководством Барнаульской семинарии — как и мы, они пришли к выводу, что отделение пансионного типа нужно создавать именно для старшеклассников, а не для мальчиков младшего школьного возраста. Ведь у каждого поступающего на подготовительное отделение должен быть осознанный подход к получению дополнительного духовного образования и желание поступить в семинарию и служить Церкви. Например, с пятиклассниками во многих аспектах было бы сложнее работать. — Но не секрет, что возраст старшеклассников — 15-17 лет — также считается трудным или переходным. Именно в таком возрасте молодые люди совершают необдуманные поступки, конфликтуют с родителями и сверстниками и т.д. Наверное, вашим ребятам помогает то, что они живут в окружении священнослужителей, семинаристов, принимают участие в богослужениях, в общем, почти уже окунулись в семинарскую жизнь? — Конечно, уклад их жизни такой же, как у семинаристов. Семинария — закрытое учебное заведение, у ребят особый режим, помимо учебы отведено время молитве и послушанию, у них очень мало свободного времени. К такому образу жизни не каждый готов, но ребята, которые поступили в этом году на подготовительное отделение, имеют желание и стремление жить именно по таким правилам. У многих из них уже есть опыт молитвы, кто-то нес послушание при храме или монастыре, есть ребята из семей священников — они уже знакомы с церковной жизнью. Поэтому с дисциплиной проблем нет. Особая церковная среда, конечно, способствует правильному воспитанию подростков. Они общаются с семинаристами, преподавателями, но они общаются и в школе, и это очень важно, потому что они должны уметь вести диалог со сверстниками и учителями, быть в курсе и принимать участие в жизни вне стен семинарии. Если ребят полностью изолировать от внешнего мира, то это будет перекос, потом могут быть большие проблемы. Поэтому нужно соблюдать баланс, но воспитывать, чтобы они сознательно учились избегать пороков, воздедживаться от пагубного образа жизни, который пропагандируется сейчас в современных школах. С другой стороны, то, что они учатся в светской общеобразовательной школе, это большая миссионерская работа с их стороны. Их присутствие там влияет на окружающих, их образ жизни может многому научить сверстников, они всегда в разговоре смогут отстоять свою веру. — Все-таки, наверное, распорядок дня у школьников отличается от семинарского? Как проходит их день в семинарии? — Да, ведь ребята учатся не в здании семинарии, а ходят в школу. У всех трех классов расписание в первую смену, поэтому на занятия ребята идут все вместе. Уроки начинаются с восьми утра, поэтому мальчикам приходится вставать даже раньше, чем семинаристам, у которых пары с 8.30. Курирует школьников наш выпускник, Андрей Новиков, он с ними проводит утреннее правило и провожает в школу. Возвращаются они поразному: у 11-классников, например, после уроков еще и дополнительные занятия — подготовка к ЕГЭ. Но к двум часам все уже собираются на обед, и потом уже день идет по семинарскому распорядку. У всех есть обязательное послушание, иногда небольшое (примерно час-полтора), но без этого не обходится ни один будний день. Ребята помогают по хозяйству, делают уборку, ведь мы живем одной семьей, и дела должны делаться вместе. Как ни странно, но помощь школьников в таких делах очень заметна, и семинаристы, и сотрудники семинарии это уже оценили. После послушаний по расписанию — время самоподготовки: ребята делают домашние задания (для этого им выделена специальная комната). В восемь вечера у всех ужин, а потом — свободное время. Семинаристы и школьники стараются занять его спортивными играми, чтением, общением друг с другом. В ближайшее время мы оборудуем тренажерный зал, чтобы ребята могли систематически заниматься физическими упражнениями. В 22.00 — вечернее правило и в 23.00 — отбой. — По какой программе школьники изучают богословские предметы? На это выделены специальные часы и преподаватели? — В школе пятидневка, поэтому субботу мы посвятили духовным предметам. Среди недели в один из дней также назначается время для богословских дисциплин. При составлении учебного плана мы опирались на программу подготовительного отделения семинарии, куда входят основные предметы: Священная История Ветхого и Нового Заветов, катехизис, церковное чтение и пение и другие. Эту программу мы распределили на два года и ребята проходят ее параллельно со школьной. — Как в этом году происходил набор школьников в пансионное отделение? Есть ли какие-то вступительные испытания? И кто может прийти учиться на подготовительное отделение? — Школьников мы принимаем без вступительных экзаменов, это не нужно в таком возрасте. Их испытывает жизнь уже здесь, когда они начинают жить в семинарии. Ведь если нет стремления к дальнейшей жизни в Церкви, к послушанию, то такая форма учебы будет для них неприемлема. Нынешние школьники привыкли к свободе, а не к такому строгому режиму. Но наши старшеклассники справляются и не теряют энтузиазма. Что касается учебы в школе, мальчики успевают неплохо, многие стали заниматься лучше, ведь строгий распорядок дня, организованность во многом способствуют учебному процессу, ребята стали внимательнее, всегда выполняют домашние задания. Их очень поддерживает то, что они вместе, помогают друг другу. Но главное для нас — это их нравственное состояние, поведение. А по учебе мы им всегда поможем. — Как мальчиков приняли в школе? Как отреагировали учителя и одноклассники на новых учеников? — Я постоянно поддерживаю связь с директором школы, в которой они учатся, с классными руководителями, они приходили к нам в семинарию, смотрели, как ребята живут, все им очень понравилось. А классный руководитель 11-го класса Белых Виталий Викторович — прихожанин храма во имя св. Лазаря Четверодневного, и он взялся опекать наших учащихся, а с выпускниками занимается и дополнительно. Сейчас мы решаем вопрос о дополнительных занятиях для ребят, которые слабо успевают по некоторым предметам. Учителя с большим пониманием и одобрением отнеслись к нашему нововведению, в классах нет никаких конфликтов между учениками. Наши мальчики уже успели показать себя в школе: Вася Конкин занял первое место в соревнованиях по кроссу, Артем Казанцев и Ваня Ходаковский из 11 класса играют в семинарской футбольной команде, ходят на тренировки по волейболу. — Сейчас, в течение учебного года, могут ли присоединиться школьники к подготовительному отделению? — Да, если это ребенок воцерковленный и идет осознанно на это шаг, потому что сложно вливаться в слаженный коллектив. Ведь есть и расписание в школе, проработанный распорядок, в который лучшевлиться вместе со всеми. В течение сентября к нам присоединилось несколько человек, но это было еще не очень заметно и никак не повлияло на коллектив. Но если сейчас появятся желающие, мы с каждым проведем беседу и в индивидуальном порядке решим этот вопрос. — Многие невоцерковленные родители, услышав о таком образовательном учреждении, захотят отдать своих «проблемных» детей на перевоспитание в Церковь. Как вы отнесетесь к подобным случаям? — Это сложный вопрос, ведь у нас не исправительное учреждение. Опыт показывает, что воспитание начинается даже не в школе, и тем более не в старших классах, а с младенчества. Наши школьники уже сейчас настроены поступить в семинарию и стать священнослужителями, и ориентируясь на это мы и строим нашу воспитательную и образовательную программу. Вопрос социальной адаптации совершенно из другой области, конечно, нельзя исключать, что человек с трудным поведением сможет у нас исправиться, но это другая задача. Все-таки у нас подготовительное отделение высшего церковного учебного заведения. Мы стараемся брать ребят, которые не имеют дурных привычек, чтобы они лучше укрепились в своем добродетельном состоянии. Конечно, все индивидуально, но цели перевоспитать мы для себя не ставим. — Уже несколько месяцев ребята живут и учатся при семинарии. Расскажите о дальнейших планах их воспитания, и можно ли уже говорить о каких-то итогах работы с ними? — Сейчас мы продумываем для них план мероприятий: выезды на общеепархиальные события, концерты, выставки, чтобы ребятам было не скучно, чтобы они получали не только школьные и богословские знания, но и культурное развитие. О каких-то результатах нашей работы говорить пока рано, но на данный момент все организационные вопросы решены. И, думаю, в следующем учебном году набор в такие классы будет больше, и наша деятельность будет расширяться.
Беседовала Лилия ТКАЧЕНКО, Фото Андрея Сегеды "Вестник Новосибирской Митрополии" № 12 ноябрь 2013 г. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 10 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 4359 |