Опубликовано 20.01.2014 в рубрике  Новостная лента » Церковные праздники
 

Наступившее будущее и другие особенности праздника Богоявления


Одно из названий этого праздника – Просвещение. Накануне дня Богоявления крестили оглашаемых. «Слушай, а правда, что в Крещение нужно брать святую воду и можно гадать?» - спросила меня подруга – барышня, по собственному мироощущению, верующая (крестик носит!), но абсолютно, что называется, невоцерковленная. «Нет, гадать – это суеверие», - ответила я несколько более раздраженно, чем полагается, если собираешься говорить о вере. А вообще-то надо было использовать повод.


 

Наступившее будущее и другие особенности праздника Богоявления

  

Праздник Просвещения

Не зря ведь одно из названий этого праздника – Просвещение. Накануне дня Богоявления крестили оглашаемых. Наше поколение, люди, крещеные толпами по велению сердца (и часто даже не своего, а родительского) в конце 80-х – середине 90-х XX века – мы уж точно должны считать Богоявление «своим» днем. И наверстывать упущенные знания о вере.

«Если ты приходишь к нам один раз в год, чему необходимому мы можем научить тебя — о душе, о теле, о бессмертии, о царстве небесном, о наказании, о геенне, о долготерпении Божием, о прощении, о покаянии, о крещении, об отпущении грехов, о тварях небесных и земных, о природе человеческой, об ангелах, о коварстве бесов, о кознях дьявола, о поведении, о догматах, о правой вере, об извращенных ересях? Это и гораздо больше этого должно знать христианину и о всем давать ответ спрашивающим вас. А вы не можете узнать и малейшей части этого, собираясь сюда однажды в год, и притом мимоходом и по обычаю праздника, а не по благочестивому душевному расположению», — это слова не современного проповедника, а святителя Иоанна Златоуста, и сказаны они именно в день Богоявления. Утешительно: выходит, проблема необразованности верующих стояла уже шестнадцать веков назад. И тогда в Византии – стране победившего Православия, тоже приходили за крещенской водой да еще посвятить пасхальные куличи, чтобы потом на много месяцев забыть о том, что храмы не для красоты стоят.

Прислушаемся к мудрому отцу Церкви и задумаемся – если не о геенне и ангелах, то хотя бы о том дне, когда даже наименее «церковные» из нас заглядывают в храм. Хотя бы за святой водой.

Явление Троицы

В древности отдельного дня, посвященного Крещению Господню, не было. 6 января до IV века отмечался праздник «Богоявление» (Феофаниа, или Эпифаниа – явление), в который вспоминались сразу все события явления Господа миру: Рождение Его по плоти, просвещение язычников-волхво в (тех самых, о дарах которых идут споры в последний месяц) Вифлеемской звездой, Крещение Его в водах Иордана, когда впервые была явлена Троица – Отец свидетельстовал о Сыне, и Дух Святой сходил на Него, а также первое чудо Господа – претворение воды в вино на браке в Кане Галилейской (в католической богослужебной традиции брак в Кане вспоминается в праздник Богоявления и сейчас).

О первом явлении Троицы говорится и в тропаре праздника:

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваш е Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

(Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, открылось поклонение Пресвятой Троице: ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, заверял истинность слова. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!)

Почему Богоявлением стали называть именно этот праздник, а не Рождество Христово? Этот вопрос, вероятно, задавали уже во времена Иоанна Златоуста – во всяком случае, в той же проповеди святитель объясняет: в Рождество Спаситель не был явлен всему миру, но именно крестившись, стал известен для всех, узнанный Иоанном Предтечей. «Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1:33).

Вода ветхая и вода новая

Своим Крещением Господь устанавливает первое Таинство – Крещение, которого Иоанн не знал. А что он знал?

Иоанн знал «крещение покаяния» — обычную иудейскую практику, но понимаемую более ответственно. Слово Крещение – славянское, в греческом оригинале Евангелия употребляется слово «баптизо» — «погружаю» (им же по-гречески обозначается Таинство Крещения). Исторический Иоанн, вероятно, употреблял слово, связанное с термином «миква» — «собрание вод».

Миква в иудейской практике присутствует по сей день: это специальный резервуар для воды, в котором совершается ритуальное очищение. Ритуально нечистым человек может стать по самым разным причинам («женская нечистота» — далеко не единственная): прикосновение к мертвому телу, контакт с больным инфекциями типа проказы, — так что в древние времена и период средневековья религиозное требование могло иметь и практический смысл. Элементарное соблюдение правил гигиены позволяло избежать массового заражения инфекциями – в Средние века подозрительное отношение к иудеям в Европе и было связано, в частности, с тем, что когда эпидемии выкашивали целые города, выживаемость евреев была значительно выше.

Только вот очистить человеческое естество и омыть грехи вода Ветхого завета смыть не может. И при Иоанне Крестителе тоже не могла. Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Иоанн не говорил: вымой одежду твою, омой тело твое, и будешь чист; но что? «Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3:8). Потому именно оно было выше иудейского, но ниже нашего, что крещение Иоанново не сообщало Духа Святого и не доставляло благодатного прощения; оно повелевало каяться, но не было властно отпускать грехи».

Только крестившийся в воде Господь Иисус Христос не только навсегда очистил ритуальную нечистоту всего человечества (так как воспринял всю человеческую природу, стал Новым Адамом), но и изменил, сделал благодатной саму материю – воду. «Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи, Владыку зря крещаема», — поется в стихирах праздника.

Вод освящается естество…

Почему освящается естество воды? Почему, например, не огня? Был бы у нас ритуал посвящения себя Богу не в виде погружения в воду, а в виде, например, перепрыгивания через костер – вполне читаемый символ, смерть в огне и рождение после огня. Почему не земли? Крестились бы через посыпание главы пеплом – тут и символ покаяния. Почему не воздуха? Было бы еще проще – освящались бы вздохом…

Вода – первая стихия, упоминаемая в Библии, причем упоминается она в первых же стихах книги Бытия. «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездной, и Дух Божий носился над водою» (Быт.,1:1-2). Апостол Петр поясняет: «вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою» (2 Петр. 3:5). Таким образом, вода – стихия творения. Об этом же говорит святитель Василий Великий, толкуя Шестоднев: «Дух носился, то есть приуготовлял водное естество к рождению живых тварей».

Итак, в Крещении Господнем мы наблюдаем обновление творения: снова Дух Божий носится над водою, которая, приняв своего Творца, готовится к новому рождению каждого человека. Крещение – рождение от воды и Духа.

Вода будущего века

Вода Крещения – не только вода жизни, но и вода смерти. Погружение символизирует смерть и погребение, и мы, по слову апостола, крестимся в смерть Христову, и Сам Спаситель принял «рабское крещение» во образ Своего погребения. Вода – могила. Христос сходит в нее – и выходит победителем смерти.

Это не измышления современных религиоведов – о том, что Крещение Господне символически указывает на Его смерть и воскресение, еще в XIV веке говорил святитель Григорий Палама. Глас Отца и Дух в виде голубя сходят с небес, по мысли святителя, тоже не случайно: «при Своем сошествии в ад, Он, быв ради нас под землею, выходя оттуда, отверз для Себя, а также и для нас, все не только земное и связанное с землею, но и самое высочайшее небо». Ад пуст, земля исполнена благодати, вода – освящена и обновлена, мы свидетели отверстого неба, а Христос с нами до скончания века.

Пожалуй, Богоявление – один из самых эсхатологичных праздников. Обновление материальной стихии, которое можно наблюдать в настолько обыденном, что даже не замечаемом чуде – крещенская вода может не портиться годами – залог наступления будущего века с новым небом и новой землей. Будущее настало, и времени, которое может повредить эту новую, живую воду – элемент нового бытия – больше нет.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 2042

Ключевые слова: Крещение Господне, Оглашение, Катехизация

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (15)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930