|
||||||||||||||
Наступившее будущее и другие особенности праздника БогоявленияОдно из названий этого праздника – Просвещение. Накануне дня Богоявления крестили оглашаемых. «Слушай, а правда, что в Крещение нужно брать святую воду и можно гадать?» - спросила меня подруга – барышня, по собственному мироощущению, верующая (крестик носит!), но абсолютно, что называется, невоцерковленная. «Нет, гадать – это суеверие», - ответила я несколько более раздраженно, чем полагается, если собираешься говорить о вере. А вообще-то надо было использовать повод.
Праздник ПросвещенияНе зря ведь одно из названий этого праздника – Просвещение. Накануне дня Богоявления крестили оглашаемых. Наше поколение, люди, крещеные толпами по велению сердца (и часто даже не своего, а родительского) в конце 80-х – середине 90-х XX века – мы уж точно должны считать Богоявление «своим» днем. И наверстывать упущенные знания о вере. «Если ты приходишь к нам один раз в год, чему необходимому мы можем научить тебя — о душе, о теле, о бессмертии, о царстве небесном, о наказании, о геенне, о долготерпении Божием, о прощении, о покаянии, о крещении, об отпущении грехов, о тварях небесных и земных, о природе человеческой, об ангелах, о коварстве бесов, о кознях дьявола, о поведении, о догматах, о правой вере, об извращенных ересях? Это и гораздо больше этого должно знать христианину и о всем давать ответ спрашивающим вас. А вы не можете узнать и малейшей части этого, собираясь сюда однажды в год, и притом мимоходом и по обычаю праздника, а не по благочестивому душевному расположению», — это слова не современного проповедника, а святителя Иоанна Златоуста, и сказаны они именно в день Богоявления. Утешительно: выходит, проблема необразованности верующих стояла уже шестнадцать веков назад. И тогда в Византии – стране победившего Православия, тоже приходили за крещенской водой да еще посвятить пасхальные куличи, чтобы потом на много месяцев забыть о том, что храмы не для красоты стоят. Прислушаемся к мудрому отцу Церкви и задумаемся – если не о геенне и ангелах, то хотя бы о том дне, когда даже наименее «церковные» из нас заглядывают в храм. Хотя бы за святой водой. Явление ТроицыВ древности отдельного дня, посвященного Крещению Господню, не было. 6 января до IV века отмечался праздник «Богоявление» (Феофаниа, или Эпифаниа – явление), в который вспоминались сразу все события явления Господа миру: Рождение Его по плоти, просвещение язычников-волхво
О первом явлении Троицы говорится и в тропаре праздника: Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваш
(Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, открылось поклонение Пресвятой Троице: ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, заверял истинность слова. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!) Почему Богоявлением стали называть именно этот праздник, а не Рождество Христово? Этот вопрос, вероятно, задавали уже во времена Иоанна Златоуста – во всяком случае, в той же проповеди святитель объясняет: в Рождество Спаситель не был явлен всему миру, но именно крестившись, стал известен для всех, узнанный Иоанном Предтечей. «Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1:33). Вода ветхая и вода новаяСвоим Крещением Господь устанавливает первое Таинство – Крещение, которого Иоанн не знал. А что он знал? Иоанн знал «крещение покаяния» — обычную иудейскую практику, но понимаемую более ответственно. Слово Крещение – славянское, в греческом оригинале Евангелия употребляется слово «баптизо» — «погружаю» (им же по-гречески обозначается Таинство Крещения). Исторический Иоанн, вероятно, употреблял слово, связанное с термином «миква» — «собрание вод». Миква в иудейской практике присутствует по сей день: это специальный резервуар для воды, в котором совершается ритуальное очищение. Ритуально нечистым человек может стать по самым разным причинам («женская нечистота» — далеко не единственная): прикосновение к мертвому телу, контакт с больным инфекциями типа проказы, — так что в древние времена и период средневековья религиозное требование могло иметь и практический смысл. Элементарное соблюдение правил гигиены позволяло избежать массового заражения инфекциями – в Средние века подозрительное отношение к иудеям в Европе и было связано, в частности, с тем, что когда эпидемии выкашивали целые города, выживаемость евреев была значительно выше. Только вот очистить человеческое естество и омыть грехи вода Ветхого завета смыть не может. И при Иоанне Крестителе тоже не могла. Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Иоанн не говорил: вымой одежду твою, омой тело твое, и будешь чист; но что? «Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3:8). Потому именно оно было выше иудейского, но ниже нашего, что крещение Иоанново не сообщало Духа Святого и не доставляло благодатного прощения; оно повелевало каяться, но не было властно отпускать грехи». Только крестившийся в воде Господь Иисус Христос не только навсегда очистил ритуальную нечистоту всего человечества (так как воспринял всю человеческую природу, стал Новым Адамом), но и изменил, сделал благодатной саму материю – воду. «Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи, Владыку зря крещаема», — поется в стихирах праздника. Вод освящается естество…Почему освящается естество воды? Почему, например, не огня? Был бы у нас ритуал посвящения себя Богу не в виде погружения в воду, а в виде, например, перепрыгивания через костер – вполне читаемый символ, смерть в огне и рождение после огня. Почему не земли? Крестились бы через посыпание главы пеплом – тут и символ покаяния. Почему не воздуха? Было бы еще проще – освящались бы вздохом… Вода – первая стихия, упоминаемая в Библии, причем упоминается она в первых же стихах книги Бытия. «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездной, и Дух Божий носился над водою» (Быт.,1:1-2). Апостол Петр поясняет: «вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою» (2 Петр. 3:5). Таким образом, вода – стихия творения. Об этом же говорит святитель Василий Великий, толкуя Шестоднев: «Дух носился, то есть приуготовлял водное естество к рождению живых тварей». Итак, в Крещении Господнем мы наблюдаем обновление творения: снова Дух Божий носится над водою, которая, приняв своего Творца, готовится к новому рождению каждого человека. Крещение – рождение от воды и Духа. Вода будущего векаВода Крещения – не только вода жизни, но и вода смерти. Погружение символизирует смерть и погребение, и мы, по слову апостола, крестимся в смерть Христову, и Сам Спаситель принял «рабское крещение» во образ Своего погребения. Вода – могила. Христос сходит в нее – и выходит победителем смерти. Это не измышления современных религиоведов – о том, что Крещение Господне символически указывает на Его смерть и воскресение, еще в XIV веке говорил святитель Григорий Палама. Глас Отца и Дух в виде голубя сходят с небес, по мысли святителя, тоже не случайно: «при Своем сошествии в ад, Он, быв ради нас под землею, выходя оттуда, отверз для Себя, а также и для нас, все не только земное и связанное с землею, но и самое высочайшее небо». Ад пуст, земля исполнена благодати, вода – освящена и обновлена, мы свидетели отверстого неба, а Христос с нами до скончания века. Пожалуй, Богоявление – один из самых эсхатологичных праздников. Обновление материальной стихии, которое можно наблюдать в настолько обыденном, что даже не замечаемом чуде – крещенская вода может не портиться годами – залог наступления будущего века с новым небом и новой землей. Будущее настало, и времени, которое может повредить эту новую, живую воду – элемент нового бытия – больше нет.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2042 |