Опубликовано 04.01.2011 в рубрике  Новостная лента » Церковные праздники
 
М. Скабалланович. Рождество Христово. История праздника

Рождество Христово, древнерусская икона XV в

М. Скабалланович. Рождество Христово. История праздника


Соперничая с Пасхой своей торжественностью, праздник Рождества Христова заставляет ожидать, что он появился в самые первые времена христианства, в век еще апостольский. Даже как-то трудно себе представить, чтобы христиане когда-либо могли не праздновать дня рождения своего Спасителя, чтобы они не « помнили и не святили» этого дня. На самом же деле было далеко не так и было по очень простой причине.
 
То не случайность, что христиане, исключая таких полухристиан, как протестанты, обыкновенно не празднуют дня рождения своего, а празднуют именины, т.е. день крещения своего. И это, так сказать, очень похвально и трогательно. Этим христианин показывает, что не великая была бы радость для мира, да и для него самого, что родился на земле лишний грешник, если б грешник этот в свое время не переродился в праведника (праведника, по крайней мере, в возможности) чрез таинство Крещения. Не будь этого духовного рождения, христианин о дне своего рождения мог бы только сказать с многострадальным Иовом: « погибни день, в который я родился, и ночь в которую сказано: зачался человек» (3,3). И этот пренебрежительный, мягко говоря, взгляд на день плотского рождения был искони присущ христианству, раннему даже в гораздо большой степени, чем позднейшему и современному. Это нам трудно понять, но это действительно было так, что древние христиане называли днем рождения день смерти человека, и называли самым серьезным образом. Для дня кончины мучеников самое принятое название было natalitia « родины».

При таком взгляде на день рождения вообще, могло ли придти на мысль христианам праздновать и день рождения Спасителя? Правда, Его рождение было настолько необычно, было таким счастьем для мира, что и сравнивать его нельзя с каким бы то ни было человеческим рождением. Но тогдашние христиане могли горячо и убежденно повторить за апостолом Павлом: « мы никого не знаем по плоти: если и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» — « ни единаго вемы по плоти; аще же и разумехом по плоти Христа, но ныне к тому не разумеем» (2 Кор. 5,16), Христос для них был до того небесным человеком, вторым Адамом, Господом с небесе, что мысль их не могла достаточно любовно останавливаться на Его плотском рождении. Слишком духовны были для этого тогдашние христиане, мало занимала их плоть. Кто внимательно читал послания ап. Павла, тот наверно поражался его кристально-духовным « мудрованием» о Христе, взглядом на Него, и тому понятно будет, что при таком взгляде, при преимущественном рассматривании Христа с этой стороны, скорее хотелось праздновать Его воскресение, вознесение на небо, ниспослание Духа Св., чем « еже по плоти» рождество Его. И действительно, все эти праздники древнее Рождества, несравненно древнее его празднование простого воскресения. Древнее его и праздники в честь мучеников, напр. праздник в честь св. Игнатия Богоносца, которым так кстати открывается в Православной Церкви предпразднество Рождества Христова.

Можно не преувеличивая сказать, что Древняя Церковь была принуждена внешними влияниями установить праздник в честь этого события. И странно, хотя после всего сказанного понятно, что раньше, чем Рождество Спасителя, она стала праздновать Его крещение. Но и последнее она стала праздновать не вполне sua sponte, по своей доброй воле. Ранее Православной Церкви этот праздник ввели у себя еретики — гностики и ввели потому, что они придавали самое большое значение в жизни Спасителя Его крещению. Климент Александрийский (III в.) тоном некоторого неодобрения говорит: « последователи же Василида празднуют и день крещения Его (Спасителя), проводя всю предыдущую ночь в чтениях». Из другого места того же писателя узнаем взгляд василидиан на событие крещения Христова: « Бог послал свой Ум, первое истечение Божества, и он как голубь сошел во Иордане на Иисуса, который до того был простой человек, доступный греху». Но ничего так не завлекало христиан в ересь, особенно в гностицизм, как богослужение гностиков, полное гармонических и красивых песен. Нужно было гностическому празднику противопоставить свой такой же, и вот тогдашняя Православная Церковь установила и у себя торжественный праздник в честь крещения Господня и назвала его Богоявлением (Theophaneia), внушая этим названием мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил себя Богом, предстал как Бог, как Единый от Троицы. Мало того: чтобы еще более подорвать лжеумствование гностиков относительно крещения Христова, тогдашняя Православная Церковь стала присоединять к воспоминанию крещения воспоминание и рождения Христова; к последнему название « Богоявления» шло еще более, чем к крещению. То и другое, крещение и рождество, т.о. праздновалось в один день под общим именем « Богоявления», и именно в день, посвященный ранее одному крещению — 6 января; так по крайней мере было в IV, V и даже отчасти в VI в. в Палестине, Египте и других местах Востока, по свидетельству современных писателей. Армянская церковь, отделившаяся от кафолической в эту эпоху, сохранила эту практику доселе: она празднует Р.X. 6 янв. и не имеет праздника Крещения.

Впервые отделен был праздник Рождества Христова от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV в., по преданию при папе Юлии. В одном римском календаре, составленном не позднее 354 г., под 25 дек. уже показано: « день рождения Христа в Вифлееме». Можно и догадываться, чем было вызвано это отделение и почему именно оно произошло в Риме. Языческий римский культ с особенною торжественностью чествовал зимний солнцеповорот, но не в тот день, когда он происходил (8-9 дек.), а в те дни, когда он становился для всех ощутительным, именно в конце декабря. Праздник в честь этого солнцеповорота по-видимому назывался днем « Непобедимого» (dies Invicti), т.е. днем непобедимого солнца, солнца, которого не могла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. В одном римском календаре IV в. именно 25 дек. показан этот языческий праздник. Приурочен он к этому именно дню, может быть, потому, что 18—23 декабря в римском культе посвящено было чествованию бога Сатурна, пожиравшего своих детей, чествованию потому носившему мрачный характер. За этим печальным праздником « бога времени» следовал светлый праздник « бога солнца», как и у нас пост предшествует великим праздникам. И после победы язычества над христианством праздник этот с особенным блеском совершался в Риме, по крайней мере так совершен он был при императоре Юлиане Богоотступнике (по его свидетельству). Чтобы отвлечь христиан от этого языческого праздника, думают, и перенесли в Риме с 6 янв. на этот день воспоминание Рождества Христова, рождения духовного незаходимого Солнца.

За Римом в этом отношении последовали мало-помалу и все Восточные Церкви. При этом замечательно, что из Восточных Церквей на праздник этот впервые произносят проповеди трое великих святителей: Василий Великий в Кесарии, Григорий Богослов в Константинополе и Иоанн Златоуст в Антиохии. Относительно св.Златоуста из его же бесед узнаем не только то, что именно он ввел в Антиохии этот праздник и притом по примеру запада, но с какою постепенностью и осторожностью делалось это нововведение. В беседе, произнесенной 20 декабря 386 ила 387 г., св. Златоуст говорил, что в наступающее 25 дек. впервые будет здесь праздноваться Рождество Христово, давно знакомое Западу; и в Антиохию слухи о таком празднике проникли уже лет 10 назад; св. отец сознается, что он давно уже желал ввести в Антиохии этот праздник и даже втайне молился об этом. В беседе на самый праздник проповедник выражает приятное удивление, что он собрал столько народа, между тем как до того о празднике много спорили: одни считали его нововведением, другие же возражали, что на Западе он издавна совершался от Фракии до Кадикса. Впоследствии предание, конечно римского происхождения, разукрасило эти действительные факты в пользу Рима и представило историю перенесения праздника с Запада на Восток в следующем связном виде. Кирилл или Ювеналий, епископ Иерусалимский, письмом к папе Юлию жаловался на неудобство праздновать Р.X. и крещение в один день: « нельзя идти в одно время в Вифлеем и на Иордан» и просил исследовать и определить день Рождества Христова; папа рекомендовал практику своей Церкви — празднование Р.X. 25 дек. Василий Великий поручил Григорию Богослову установить на Константинопольском соборе это празднование. Златоуст на это тоже дал согласие. Из Кипра призван был Епифаний, чтобы, в качестве урожденного еврея, на основании Писаний утвердить день.

Не роняет ли несколько значение праздника эта история его происхождения — то, что он появился только в противовес к языческому празднику и впервые в Западной Церкви? Главное, таким образом как будто оказывается, что 25 декабря не потому выбрано для этого праздника, что в этот день родился Христос, а по посторонним, случайным и местным соображениям. Но такой вывод был бы преждевременным. То правда, что Древней Церкви точно неизвестен был не только день, но и месяц рождения Христова. По словам Климента Александрийскаго (III в.), одни полагали это событие в мае - 20, другие в январе — 10 или 6; по другим свидетельствам III-II вв. Рождество Христово приурочивается к 25 или 28 марта. Но уже в IV в. Церковь пришла к единодушному решению этого вопроса именно в пользу 25 декабря, и на основании приблизительно следующих соображений. Месяц и день смерти Христовой точно известен из Евангелий; а в Церкви издавна распространено было убеждение, что Христос должен был находиться на земле полное число лет, как число совершенное. Отсюда следовало, что Христос зачат был в тот же день, в который пострадал, след. в еврейскую пасху, которая в тот год приходилась, думали, 25 марта. Отсчитывая отсюда 9 месяцев, получали для Рождества Христова дату 25 дек. Эту дату принимает уже св. Ипполит (III в.); ее защищают св. Златоуст и бл. Августин.

Таким образом, весьма вероятно, что и самое событие Рождества Христова падало на время, когда оно и празднуется. Если должно быть соответствие между течением природной жизни в мире и благодатной жизни, то как не было более весны подходящего времени для зачатия и Воскресения Христова, так уместнее всего было Рождество Его в пору года, являющуюся лучшей после весны. Неудивительно, что и язычники с их почитанием природы приурочивали к этим временам года свои великие праздники. Как ни духовна христианская вера, но и она в своих праздниках не пошла в разрез с природою, хотя по более глубоким, чем язычество, основаниям.

Не случайность и не роняет праздника Р.X. и то, что он получил начало не так рано как другие, и первоначально на, Западе. Нужно было прекращение гонений на христианство, чтобы христианин научился ценить и земную жизнь и чтить начало ее, по крайней мере в Христе, так же, как конец. С другой стороны, нужно было влияние более трезвого и житейского Запада на созерцательный Восток, чтобы в круг христианских праздников введено было и « еже по плоти» Рождество Христово.

Дальнейшую историю праздника, и в частности службы его до того времени, от которого дошли до нас Типиконы и другие записи богослужебных последований, можно восстанавливать лишь на фоне общей истории богослужения. Одними из древнейших в современной рождественской службе являются, конечно, прокимен и вообще псаломские стихи; затем — тропари как отпустительный, так и тропари пророчеств (на паремиях). С введением в богослужебную практику стихирного творчества были конечно написаны стихиры и для такого великого праздника, как Рождество Христово, но какая из стихир древнейшая, трудно сказать; разве только первая стихира на « Господи воззвах» может быть признана старейшею в ряду других стихир. В VI в. на праздник Р.X. преп. Романом Сладкопевцем были написаны кондак и 24 икоса, из коих современная служба сохраняет лишь первые два (кондак и икос). Что касается рождественской службы в целом виде, то такая была в Минее VIII или даже VII в., принадлежавшей еп. Порфирию Успенскому. К сожалению, листы с изложением рождественской службы сильно попорчены.

По иерусалимскому канонарю (грузинской редакции) VII в. рождественское богослужение начинается с 6 часов (утра?) 24 декабря и открывается литанией в паству. Здесь совершалась какая-то служба, состоявшая из эктении, молитвы, ипакои 8 гл.: « В вышних слава, на земли мир», со стихом: « Земля даде плод свой»... до — « концы земли», другого ипакои — тропаря: « Исаия убо предрече: се Дева», второй эктении и молитвы, прокимна 6 гл.: « Господь пасет мя», Аллилуиа 2гл.: « Пасый Израиля...», Евангелия Луки: « И пастырие беху в стране той» (II, 8—20).

После описанной службы следовала вечерня в вифлеемской пещере. Для нее в памятнике указываются следующие составные части. Тропарь, гл. 8: « Всея твари Cодетелю» ; прокимен, гл. 4: « Господь рече ко мне: сын Мой...», стих: « Проси от Мене и дам», паремия (Ис. ХХIII, 2—6): « Сего ради сия рече Господь Бог израилев к пасущим людий моих... и Израиль пребудет в надежди», Апостол: « Многочастне и многообразне» (Евр. 1,1—12), Аллилуиа, псал. гл. 8: « Рече Господь Господеви моему, седи»..., Евангелие от Матф.: « Иисус Христово Рождество сице бе» (Зач. 2). К вечерне присоединены две песни не ясного назначения: на умовение рук, гл. 1 — « Господь родися в Вифлееме иудейстем» и святых даров: гл. 6, — « Что Тебе принесу».

С полночи начиналась новая служба, состоявшая из тропарей (напоминающих прокимны) и чтений. Тропарь 1, гл. 2: « Господу рождшуся в Вифлееме», стих: « Отрыгну сердце мое». Чтение — Бытия: « В начале сотвори Бог небо». Второй тропарь, гл. 4: «Веселитеся праведнии, небеса», стих из псал. 46; «Вси языцы восплещите», чтение — «Приложи Господь глаголати ко Ахазу (Ис. VII, 10—17). Третий тропарь, гл. 5: «Явися бо благодать Божия, спасительная», стих: «Велий Господь и хвален зело», чтение из Исхода «Бысть в стражу утреннюю». Тропарь четвертый, гл. 5: «Исполнися реченное пророком» 4), стих: «Боже, ущедри ны и благослови ны», чтение Мих. V, 2—7. Тропарь пятый, гл. 5: «Видехом в вертепе ясли», стих: « Боже суд Твой цареви», чтение из Притчей (I, 1—9). Тропарь шестой, гл. 8: « Днесь радуются небеса и ликуют», стих: «Благоволил еси Господи землю Твою», чтение Исаии: «Да быша огнем сожжени были, яко отроча родися нам... ревность Господа Саваофа сотвори сия» (IX, 5—7). Тропарь седьмой, гл. 8: «Откуду пришли есте волсви...», стих: «Основания Его на горах святых»; чтение из Исаии: «И изыде жезл из корене Иессеова» (XI, 1 —9). Тропарь 8, гл. 3: «Рожденному от Девы», стих: «Милости Твоя Господи»; чтение прор. Исаии: «Укрепитеся колена разслабленная» (XXXV, 3—10). Тропарь 9, гл. 8: «Христу явившуся, звезды»..., стих: «Рече Господь Господеви моему»..., чтение Исаии «На гору высоку взыди» (ХL, 9—17). Тропарь 10, гл. 2: «Царь иудейский и Избавитель», стих: «Исповедайтеся Господеви, яко благ» ; чтение из Исаии: Иаков отрок мой» (ХLII, 1—8). Тропарь 11, гл. 6: «Град, его же возлюбил еси», стих: «Помяни Господи Давида», чтение из пр. Даниила: «В лето осмнадесятое».

После одиннадцатого чтения следовал прокимен: «Воскресни Господи в покой Твой», со стихом: «Помяни, Господи Давида», евангелие от Луки: «Бысть во дни тые изыде повеление от Кесаря», эктения, молитва и конец утрени.

На литургии в день праздника положены: тропарь— «Всея твари», прокимен, гл. 2: «Господь рече ко мне»..., со стихом: «Проси от мене», два ветхозаветных чтения: Притчей: «Господь созда мя начало путей»... (VIII, 22—31), из кн. пр. Даниила: «И видехом, се камень отвержеся от горы» (II, 34—35), и одно из Новаго Завета (Апостол): «Многочастне и многообразне» (Евр. I, 1—12). Аллилуиа, гл. 5: «Рече Господь Господеви», евангелие от Матaея: «Иисусу рождшуся в Виaлееме иудейстем» (Зач. 9). Тропари на умовение рук и «Святых даров» — вчерашнего дня.

По рассмотренному памятнику нет дней попраздества Р.X., а только под 26 декабря показана память царя Давида и Иакова, брата Господня, первого Архиепископа. На литургии этого дня указываются: тропарь, гл. 1: «О преславнаго чудесе», прокимен, гл 1: «Величаяяй спасения царева», со стихом: «Бог мой, непорочен путь Его», три чтения: 2 Цар., V, 3—10, соб. посл. Иакова (от начала) и из посл. Галат., I, 11. На умовении рук, гл. 5: «Священницы освященнии», иное: «Через Давида царя», Святых даров: «Плоть Господня и кровь».

В другой грузинской рукописи X в., так же запечатлевшей практику палестинскую, рождественские службы тоже приурочены к местам, освященным событием Рождества Христова, хотя самый тип этих служб гораздо ближе к современному нам. В этой рукописи записаны праздничные стихиры и каноны, начиная с дней предпразднества Р.X. Под 21 дек. здесь показана память: «предзнаменование и предпразднество Рождества Христова» и «память всех ветхозаветных патриархов». На этот день назначается «собор в пастве» (см. выше). Стихиры на Г.В. положены 4 гл., причем первая имеет начало: «Память первых отцев согласно, вернии, совершаем и днесь Христу Спасу нашему воспоим». 22 дек. показан «собор в той же пастве» и отмечается «Предзнаменование Рождества Избавителя нашего». Первой стихирой на Г.В. показана 1 гл: «Се время приближися спасения нашего, готовися вертепе, яко днесь Дева грядет» ... На 23дек.— Предзнаменование Рождества Господа нашего Иисуса Христа». На Господи воззвах—стихиры гл. 4: «Сей Бог наш, и несть иного Бога разве Иисуса Христа нашего, яко же рече пророк»... Под тем же числом записана и другая память Иосифа праведного, названного отцом Господа. На Г.В. стихиры 4 гл.: «Иосифе богомудрый, радуйся и веселися, Его же бо пророцы хотеша видети, удостоился еси очима зрети и непорочно ему служити... Бездетно совершил еси, блаженне Иосифе, божественное пречистой Деве служение... Божественное от ангела, приял еси повеление, преподобне Иосифе, пояти во Египет Марию, обрученную тебе»... Канон на этот день — ямбический, творение знаменитого грузинского песнотворца Иоанна Мтбевари. Предпраздничные стихиры на Г.В. взяты из творений Андрея Критского, гл. 4: «Глас Исаии исполняется днесь: се ныне Дева плотию во чреве приятаго, неосязаемаго, в Вифлеем приводит... С рабами написался еси, Владыко, егда рукописание первых наших грехов разорити благоволил еси... Светлое и духовное облако, носяшее в себе росу небесную, к нам милостивно грядет». Канон на этот день 1 гл.: п. I— «Возвеселимся людие вернии, ибо Спас неизреченно нам днесь показася»...

Служба недели пред Р.X. положена после 23 д.; для нее показаны—стихиры на Г.В., 1 гл.: «О дивное чудо, Царя всех и Бога, прежде век от Отца рожденнаго, днесь на земли Дева в Вифлеем родити, яко человека, приходит»... и канон (ямбический) св. Иоанна Дамаскина, 1 гл.: «Из утробы пречистые Слово Божие показася», — ныне отсутствующий в рождественских службах.

24 дек., накануне Р.X., совершался собор в Вифлеемской пастве. На Г.В. стихиры Космы Маюмского, гл. 2: «Ангельския силы предходя днесь, в Вифлееме уготоваша ясли, ибо премудрость с неба сходит, Слово воплощается; услыши, церковь, глас радования Богородице, людие возопиим: благословено рождение Твое, Боже, слава Тебе», «Видя днесь небесные силы, поклонитися рожденному текущия, Иосиф удивися таинству Владыки»... «Победу над врагами от Бога восприимем и сокрушим силу велиара...» и др. Как видим, первая стихира, если она действительно принадле-жит преп. Косме, есть перифраз первой из нынешних предпразднственных стихир на хвалитех, приписываемых преп. Роману певцу. Далее указываются стихиры «на блаженных» утренних, конечно, ибо по иерусалимской практике блаженны входили в состав утрени (ср. современные утрени четверга 5 седм. в. поста, великия пятницы, чины погребений мирского и иерейского). В качестве тропаря указывается нынешняя стихира хвалитная на 25 декабря— «великий собор в Вифлееме». Из составных частей службы указываются только лишь стихиры на Г.В. грузинскаго происхождения, канон (не приводится описателем рукописи) и тропарь 2 гл.: «Днесь в Вифлееме открылось от века сокровенное избавления нашего таинство и воистину разрушися древняя вражда между людьми и ангелами, днесь бо родися плотию Еммануил — с нами Бог — избавитель и благовеститель мира; радуйся ныне Исаия богоносне, и веселися, се ныне грядет Господь Саваоф, седяй на облаце малом, сокрушити рукотворенные божества египетския и спасти отвергшийся род Адама, Его же хвалят пастыри со ангелы и взывают: Христе Боже, слава Тебе».

Из дней попразднственных в данной рукописи отмечается лишь 26 число, имеющее надписание: «праздник Рождества и память царя Давида и Иакова брата Господня».

По уставу великой Константинопольской Церкви IX в. предпразднетва Р.X. нет. Рождественская служба начинается с навечерия (paramone) 24 дек. Навечерне этого дня на обычных по уставу Вел. Церкви псалмах «Приклони Господи» и «Господи воззвах» положен тропарь, гл. 6: «Бога из Тебе воплощшагося разумехом Богородице, Того моли спастися душам нашим». По входе патриарха певец произносил прокимен, гл. 6: «Господь воцарися», со стихом: «Облечеся Господь». Диаконы становились на солее до начала антифонов на литургии. После прокимна и «Господи помилуй» следовала молитва антифона и пелись три малых антифона на амвоне. На слава 2-го антифона пелся тропарь, гл. 6: «Препрославленную Христову матерь»... По молитве эктении— «Премудрость» и седение. Начинались паремии вколичестве7, — те же, что и ныне, с пением современных же тропарей по 3-й и 6-й паремиях. После 7-го чтения из Исаии,— эктения и 3 антифона на амвоне; первый: «Заступи мя Господи», 2-й—псалом 2-й с припевом молитвами Богородицы, 8-й —псалом 29, — тройное аллилуиа вечернее. После этого — молитва Трисвятаго и Трисвятое. Диаконы по солее входили в алтарь и бывало седение синтрона. Если не было поста, то Евангелие возносилось в синтрон, патриарх садился на левой стороне, говорился прокимен гл. 1: «Господь рече ко мне», после чего бывало чтение из Исаии: «Приложи Господь глаголати ко Ахазу» (нынешняя 8-я паремия); Прокимен гл. 6: «Помолитеся и воздадите»..., стих: «Ведом во Иудеи Бог»..., Апостол и евангелие — нынешние навечерия. Причастен: «Хвалите Господа... Когда же навечерие приходилось в день постный (т.е. во все дни седмицы, кроме субботы и воскресения) — по Трисвятом сразу же следовал второй прокимен (т.е. «Помолитеся и воздадите» ), потом – Апостол и Евангелие. А последнего чтения из Исаии, с прокимном пред ним, не было. После вечерней службы (т.е. вечерни и литургии) начиналось чтение из св. Григория Богослова и других отцов и продолжалось до панихиды (особая служба, заменявшая нынешнее бдение). В конце устава о навечерии праздника делается опять указание относительно того, в постный или не постный день случится навечерие, — если первое — то седения в синтроне не бывало, но на боковых скамьях.

Праздничная утреня по уставу Великой Церкви пелась на амвоне. Три монашествующих сходили (с катехуменов?) и пели 18 антифонов, говорился тропарь гл. 8: «Еже в начале Слово Божие рождшей ти, Богородице Дево, ангельская воинства на земли пастырие узреша, небесное пение Рожденному поющих, с ними же и мы, яко Божию Матерь, (Тя) величаем». Если же была вторая седмица (?), то тропарь гл. 8: «Еже превечное отчее в начале Слово, воплотившееся неизреченно от Тебе, Богомати, лик ангельский с небесе воспет и пастырие на земли зряще страхом, прославиша непостижимое таинство. Сего ради и мы, спасеннии рождеством Твоим, по долгу величаем». Иной тропарь на Бог Господь и на 50 псалме: «Рождество Твое, Христе Боже наш». Экзапостилорий показан нынешний. На литургии полагалось три антифона, прокимен, Апостол, аллилуиа, Евангелие и причастен — нынешние. На вечерне в этот день прокимен, как и ныне, «кто Бог велий».

Под 26 числом показан Собор Богородицы во Влахерне. Литургию служил патриарх. На литургии — два тропаря: «Радуйся благодатная», на слава, гл. 2. «Преблагословенна еси». Аллилуиарий иной, чем ныне,— «Из чрева прежде денницы», причастен: «Чашу спасения».

Дни попразднства по рассматриваемому уставу не отмечаются особыми службами; упоминается лишь о субботе по Р.X., для которой показаны нынешние, Апостол и Евангелие, и неделя по РX, к которой, как и теперь приурочена память Давида пророка, Иосифа обручника и Иакова брата Господня. Для 50 псалма и для входного на литургии показано два тропаря: «Благовествуй Иосифе» (нынешний) и «Яко Господень ученик» (ныне 23 окт.).

Т.о. по Уставу В.Церкви Рождественская служба во многом уже подходит к современной своими изменяющимися частями, отличаясь от нынешней лишь общим строем, свойственным уставу св. Софии. Весьма близко к описанному памятнику подходит Синайский канонарь X —XI в.. В нем указывается прокимен, Апостол и Евангелие навечерия Р.X., делается приведенное выше замечание о совпадении навечерия с постным днем. — В качестве особенности можно указать на замену трисвятаго на праздничной литургии особым стихом 8 гл.: «Христос родися на земли во яслех, пелены нося, оковы разрешая беззаконий наших». Прокимен: «Кто Бог велий» положено петь в течение 8 дней. Следовательно, эти дни мыслятся по канонарю попразднственными. Под 26 дек. отмечены: Собор Пр. Богородицы и память Давида, Иосифа и Иакова. Суббота и неделя по Р.X. отмечаются особыми апостольскими и евангельскими чтениями (нынешними).

По Евергетидскому типикону XI в. (в рукоп. XII в. Афинск. универс, № 788) предпразднство Р.X. начинается с 20 дек. (хотя в надписании памяти упоминания о предпр-е нет, но с этого дня полагаются предпразднственные песнопения). В этот день на Г.В. — 3 стихиры предпр-а, подобен: Яко добля.., Слава и ныне — «Христос грядый»... На стиховне гл. 2: «Доме Евфрафов» 2-жды и другой подобен: «Приидите земнороднии». На и ныне предир—а самогласен 1 гл. Предпразднуем людие. На повечерии — тропарь: «Готовися Вифлееме» и трипеснец нынешний. На утрени по 1 стихословии седален: гл. 1: «Приклонивый небеса», он же на Слава и Ныне (в этом типиконе и на следующие дни положено по одному седальну); по 2 стихословии — «Рождественных Христовых». Канон предпр-а твор. Иосифа, гл. 1 (нынешний). На стиховнах хвалитных, подобен гл. 1: «Прехвальнии мученицы», и ныне — самогласен: «Слыши небо»... Октоих по Евергет. типикону во дни предпр—а оставляется, но поется вместо прокимна и «Бог Госдодь аллилуиа, а Бог Господь - только 20 (ради Игнатия Богоносца) и 24-го числа. Часы — с стихословием.

На 21 число переносится память св. мученицы Евгении, с 24-го числа. На Г.В. стихиры предпр.—а гл. 4, подобен—Дал еси знамение — «Сей Бог наш» (что и ныне, первая 2-жды и 2-я однажды). Вместо прокимна — аллилуиа. На стиховне — подобен: Доме Евфрафов — «Приидите земнороднии», «Всех пророк»..., «Слово Отчее»... Слава и ныне — «Вифлееме земле иудова». На панихиде (вместо повечерия?) трипесенец нынешний, ирмосы по единожды, тропари по 2. На утрени аллилуиа и тропарь предпразднства. По 1 стихословии седален гл. 1: «Просветися тварь», по 2 каф.— гл. 2: «Неприступный Бог» (нынешний первый). Канонов 3, из них первый предпразднства: «Тристаты крепкия» (нынешний). Экзапостиларий: «Свят Господь»... На «Стиховне-хвалитех» гл. 6: Подобен: «Ангельския», Сл. и Ныне — «Вертепе благоукрасися».

22 дек., на Г.В. — предпразднства, гл. 4: подобен «Званный свыше», Сл. и Н. «Христос грядый». Аллилуиа. На стиховне предпразднства подобен «Доме Евфрафов»: «Радуйся Вифлееме», «Приидите вси Христово Рождество». На повечерии канон подобный великаго четверга (нынешний) на 4, с ирмосами. По 6 п. есть указание о кондаке Богородице из обычных. На утрени — 1 седален: гл. 4 «Девы прославите», 2 «От Персиды цари» (нынешний). Канонов 3, предпразднства, гл. 1: «Христа плотию младенствующа». На стиховне — хвалитех, подобен: Ангельския — «Горо мысленная», и «Трубы глас», «Свирелей пастырских», Сл. и Н. «Сионе торжествуй» (нынешние из других дней предпр-а).

23 дек., на Г.В. гл. 6: Подобен: Все отложше, Сл. и Н. « Вифлееме готовися»; на стиховне, подобен Доме Евфрафов: «Горы и холми», «Грядет Искупитель», Сл. и Н. «Готовися Вифлееме». На повечерии канон пад. вел. пятницы: К тебе утреннюю, по 2-жды тропари «без ирмосов, ирмосы же оставляют». На утрени, канон пр—тва: гл. 6 Феофана — Яко по суху (ныне 22 ч.).

24 дек. На вечерне стихология нет, на Г.В. 6 стихир предпр.-а, — самогласных, гл. 4: «Вифлееме готовися»,. «Христос грядый», «Исаие Ликуй», Слава и Ныне, гл. 5: «Не дряхлуй Иосифе». Прокимен дня. На стиховне, самогласны, гл. 2: «Се время», «Вифлееме земле Иудова», «Приидите вси Христово Рождество», Слава — «Доме Евфрафов», и Ныне: «Вертепе благоукрасися». Отпустительный — «Написовашеся», он же и для других служб.

На повечерии канон: Волною морскою. с ирмосами на 4; по 6 п. Богородичен от обычных.

На утрени, седальны: гл. 8: «Рождественных Христовых». По 2 стихологии: «Иже веков Владыка». Канона два— «написания», (ср. тропарь), оба по алфавиту, 2 гл. Во глубине, и 6 гл. подобен Волною морскою. По 3 п. ипакои, гл. 8., Свирелей пастырских», исполняют псалт и народ с хирономией. Кондак — Дева днесь. Свят Господь. По хвалитех: гл. 3 подобен: «Крестоявленно», Сл. и Н. гл. 8: « Приими Вифлееме».

Праздничная вечерня по Евергетидскому уставу излагается одинаково с современном уставом. На панихиде положено два канона предпразднства с 24 числа. По конце — чтение в Деяниях, по последованию этого чтения. На утрени по 1 стихословии седален, гл. 4: «Невместимый всеми», чтение слова Златоуста, которому начало: «Таинство странное и преславное» ; по 2 стихословии седален гл. 4: «Что чудишися Мариам», чтение слова Златоуста: «Древле убо патриарси» (ныне — на трапезе). Стихословится иная кафизма: Рече Господь Господеви, на гл. 6, тихо (медленно), с большими аллилуариями и тотчас ипакои гл. 8: «Начаток языков» (ныне по 3 п. кан.), поет псалт и народ с хирономией. Чтение слова Григория Б.: «Христос рождается славите», на даяние одно (в один прием), степенны, прокимен и Евангелие, как ныне. Каноны нынешние — по нынешнему. По 3 п. седален гл. 8: «Да радуется небо». Чтение толкования на Мф. «Иисусу рождшуся». По 6 песни кондак и икосы — если есть время, то хотя 3. Слово Златоуста: «Что сие знамение пререкаемое вижу»: Экзапостиларий нынешний (и до отдания). На хвалитех — нынешния на 8. На литургии все, как ныне.

26 дек.: Праведнаго Иосифа обручника, роды Богородицы, Св. мч. Евфимия. на Г.В. стихиры нынешния хвалитные праздника и другие три праведных. Сл. и Н «Отец благоизволи». Прокимен нынешний. На стиховне — самогласны, гл. 8: «Преславное таинство», Слава и Ныне, гл. 2; «Днесь невидимое естество». Панихида оставляется. На утрени кафизмы нет, но тотчас 50 псалом; глаголем «Господеви поим» и ставим 12 стихов. Канонов 3: Христос раждается, гл. 4: Отверзу уста, творение монаха Гавриила, 3-й священномученика. По 3 п. седален Иосифа, гл. 1: подобен «Гроб твой» — «Отца яко воистину», Сл. и Н. «Во яслех нас ради», гл. той же. По 6 п. кондак — нынешний. На хвалитех—стиховнах, праздника гл. 6, не указано, какие стихиры, со стихами праздника, Сл. и Н., гл. 5, подобен «Радуйся»:— «Праведнаго Иосифа». На литургии, если нет недели, антифоны праздника. По входе—все нынешнее.

В субботу по Р.X. все, как ныне, только прокимен дневной. В неделю по Р.X., на Г.В. указаны другие стихиры святым, гл. 4, подобен Яко добля. С. Н. — праздника гл. той же: «Приидите воспоем». На стиховне воскресная 1-жды, и две самогласных праведным, гл. 6: «Память совершаем» и «Священных память» (нынешние славники на Г.В. и стиховне). С. Н. праздника. гл. 8: «Како изреку великое таинство». Тропарь—«Благовествуй Иосифе»...

На панихиде-агрипнии канон умилительный гласа и один из панихиды праздника. На Б.Г. тропари: воскресный и Иосифа. 2 кафизмы, полиелей и непорочны, с аллилуиариями 5 гласа, «глаголем же и подобные тропари воскресны» (Ангельский собор). Канонов три — воскресный на 6, праведных на 6 (нынешний) и святого дня на 4 (а великого святого — на 6; тогда воскресный на 4). По 3 п. седален гл. 1, С. Н. праздника, на тот же глас. Седален святого исполняется по 3-м стихословии с седальном праздника на тот же глас, а если святой имеет кондак, то поем его по 3 п. канона, а седален на стихословиях, оставляя воскресные седальны. По 6 п: кондак праздника и икос. Экзапостиарий Свят Господь. На хвалитех воскресны 4, праведных на 2:, гл. 1, подобен Небесных чинов (нынешние с I в.) Слава — нынешний. На литургии, как ныне.

31 дек.— отдание. Стихословия не. На Г.В. как ныне, только на С. Н. «Что Ти принесем». На стиховне — гл. 8: «Преславное таинство»... С. Н. «Днесь невидимое естество». На панихиде канон праздника «Песнь победную». На утрени кафизма одна и оба седальна праздника. Каноны — оба праздника, каждый на 6, катавасии обе. Все остальное, как в праздник. На литургии, на блаженных, п. 5-я канонов, с ирмосом первого канона. Апостол и Евангелие праздника.

В Афоно-Иверскомв Синаксаре XI в. (Студийскаго типа) кроме недель и субботы пред Р.X. указывается пятидневное предпразднство с 20 дек. Положено на Г.В. по три стихиры предпразднства, на стиховне — предпразднства. Тропарь положен нынешний: «Готовися Вифлееме». Тот же тропарь показан и на 24 дек. В этот день на Г.В. — стихиры предпразднства со стих. муч. Евгении, на утрени одна кафизма, 2 канона. Далее излагается чин царских часов. Вечерня праздничная начиналась, как и ныне, в седьмом (первом) часу дня., прокимен указан: Господь воцарися.

Если канун Р.X. случится в субботу или воскресенье, бывает последование предыдущей субботы или воскресенья (т.е. субботы пред Р.X. или недели Св.Отец). Бдение начинается с повечерия, состоящего из 90 п., песни. «С нами Бог» и 50 псалма.

На утрени тропарь — нынешний. Вместо обычной кафизмы говорят псалмы: I — «Хвалите имя Господне», II— «Рече Господь Господеви моему», «Исповемся Тебе Господи всем сердцем моим», III — «Хвалите Господа с небес». Ипакои праздника (стоя). Слово Григория Богослова: «Христос рождается славите». Евангелие нынешнее. На литургии — антифоны: I– « Исповемся Тебе, Господи», II — «Блажен муж, бояйся Господа», III — «РечеГосподь Господеви моему». На входе тропарь — «Собезначальное Слово Отцу и Духови».

26 дек. по этому уставу, как и ныне, положена память: «Собор Пр.Богородицы». На вечерни — прокимен нынешний, по стих: «Помяну имя Твое». На повечерии — канон Богородицы(не указано, какой). Утренния кафизмы с этого дня отменяются. По 3 песни— чтение о празднике ов. Иоанна Златоустаго. По 6 песни — ипакои и 50 пс. На литургии--антифоны праздничные. Прокимен, Апостол и Евангелие — нынешние. На этот же день показана память сожженных в Никомндии. Есть устав о недели по Р.X., в которую также положена память Св. Давида, Иосифа и Иакова, брата Господня. Есть также замечание о Евангелиях на тот случай, когда между Р.X. и Крещением случается две недели (воскресенья).

По славяно-русскому Студийскому уставу редакции патр. Константиноп. Алексия (рукоп. XI—XIII в.в.) предпразднство начиналось с 22 дек.; трипеснцы не указаны; стихиры в большинстве случаев не такие, как ныне. 24 дек. на вечерни на Господи воззвах стихиры только предпразднства: тропарь «Готовися Вифлееме», каноны предпразднства «Христос раждается», другой «Поим Господеви» и мц. Евгении; катавасия — ирмосы Богоявления; по 3 песни ипакои гл. 3, «Сопль (свирелей) пастырских» ; на хвалитех стихиры мученицы; часы не поются и поклонов не бывает в этот день.

В сочельник праздничная вечерня начинается в 9 ч.; на Господи воззвах стихиры на 6, Слава «Что Ти принесем» и все прочее как ныне; если в сочельник поста нет, то на трапезе после литургии сочиво, хлеб и вино по 1 чаше, а после вечерни рыба, по 3 чаши вина; на вечерне тропарь праздника не поется; повечерия вместе не поют, но каждый в своей келье. На праздничной утрене по 1 каф. ипакои гл. 8 «Неизреченными Твоим рождеством», Слава и ныне «О Тебе радуется» ; по 2 каф. ипакои гл. 5 «Свидетельством твари», Слава и ныне богород. «Страшное Девы таинство» ; если воскресение, степенны и Всякое дыхание приключившагося гласа; на каноне «уставляют стихов 12 и поются по дважды и стяхи и ирмосы их; по 3 песни седален «Приидите, видим верний»; на хвалитех Слава «Отец (благо) изволил есть», и ныне тоже; на стиховне гл. 6, «Ангельская предъидите», и ина два подобна тому: Трубный глас, Родила есть, Слава и Ныне глас той же, подобен: «Днесь висит на древе» — «Днесь раждается от Девы».

По Рукописям в XIV—XV в. ныне действующего Иерусалимского устава не указаны трипеснцы в предпразднство, тропарь на вечерне указывается только в позднейших рукописях; повечерие начинается в 1-м часу ночи (7 ч. в.); не упоминается «Ныне отпущаеши» в конце повечерия.

По греческой Минее особенности Р.X и его предпразднства, в сравнении с нашей Минеей, таковы.

20 дек., на стиховне первою поставлена нынешняя вторая: «Вифлееме земле иудова», 3-я— «Доме Евфрафов», а нынешняя первая — на И ныне. На повечерии трипеснец только «Непроходимое». Не указано, как петь трипеснцы на повечерии. На утрени по одному седальну по каждом стихословии (что ныне—на С. и Н.) Хвалитные стихиры преп. Романа имеют действительное алфавитное расположение (в наших современных Минеях они переставлены).

21 дек. на Слава и Ныне стиховных: «Граде Вифлееме». На повечерии —двупеснец: «Велению мучителеву». На утрени седальнов 2, по 1 каф. — нынешний первый, по 3-й каф., — нынешний 2-й.

22 дек. на Г.В. те стихиры, кои в наших Минеях. положены в качестве предпразднственных в неделю св. отец. На повечерии трипеснец— «На камени мя веры», а наш полный канон: «Сеченое сечется» положено в этот день на утрени с каноном мц. Анастасии. Седальны — нынешние славники.

23 дек., на Г.В. гл. 4 «Исаии глас», «Светлый и одушевленный облак», «Снаписался еси рабом Владыко». На повечерии трипеснец «К тебе утренюю». —- На утрени седальны гл. 5: «Вифлееме готовися» и гл. 6: «От Персиды цари». Канон предпразднства, 2 гл. «Нетрену необычну», другой гл. 6 «Яко посуху» и мучеников критских.

24 дек. на Г.В. гл. 4: «В кимвалех возгласим». На стиховне, гл. 1, самогласны: «Предпразднуем людие Христово рождество» (у нас на Г.В. 20 дек.). На повечерии канона нет. На утрени седальны, что у нас по 1 стихословии; каноны: «Волною морскою», гл. 2 «По глубине постла» и мц. Евгении.

В самой праздничной службе отличия в. несущественные. Так, славник на стиховне начинается так: «Веселися Израилю», а в наших: «Веселися Иерусалиме». Седальны: 1, гл. 4: «Приидите видим» (в наших этот седален по полиелеи;; 2, гл. 4: «Что чудишися Мариам» (у нас 26 дек,), по полиелеи «Невместимый всеми».

По современному уставу Великой Церкви — отличия праздничной службы сдедующие: на Г.В. стихиры на 6. После первого чтения тропарь: Тайно родился еси... После 2-го чтения второй тропарь. 3-я паремия и эктения трисвятаго. Утреня начинается с литии. Каноны на 4; по 8 песни катавасия двойная и песнь 9-я с припевами.

По старообрядческому уставу предпразднство начинается с 20 дек. На этот день устав во всем сходный с нынешним, только седальнов на утренях по одному на каждом стихословии (как и в греческом). Относительно стихир в конце утреня этого дня есть такое замечание: «подобает ведати, яко стихиры предпразднственные самогласны, еже на слава, и ныне поются вечер две. На Господи воззвах, поем на славу стихиру самогласну едину, на стиховне, едину же. На хвалитех стихиру самогласну, на славу, поем едину, на стиховне едину. И егда скончаем сих, тогда паки начинаем от первые стихиры. Сице поем по вся дни прадпразднству и до навечерия Христова Рождества». О неделе св. отец, если она случится внутрь предпразднства дается устав, близкий к современному относительно совпадения недели св. отец с 24 числом. Только на Г.В. положено три стихиры воскресных, на благословении хлебов—Богородице Дево 2 и седальны воскресны, прочее же все, как ныне при совпадении недели пред Р.X. с 24 декабря.

В навечерии Р.X. устав во всем подобный нынешнему. Только относительно пения тропаря и кондака по литургии сказано «.. глаголет доместик праваго клироса, его же будет день, тропарь празднику. Конец же тропаря поем по гласу. Таже левый лик глаголет слава и ныне празднику кондак, а конец кондака тако же поем по гласу. Правый же лик восходит на крылос и поют многолетие».

В конце устава о соединении навечерия с субботою или неделею есть указ о поздравлении братией настоятеля: «По восстании от трапезы, уготованным сущим столом во игуменове кельи и сущу тамо вину и гликизме. И идет игумен в келью свою. Иконом же со эклисиархом, и с прочиею братиею идут ко игумену в келью, и поют велегласно тропарь... и кондак... и по сем глаголют: Спаси Христе Боже… и поклоняются ему (игумену). По сем седшим им мало, и раздает им от гликозмы по малу всем, и по единой чаши вина». Но этот обычай греческих обителей (и Великой Церкви) очевидно показался странным у нас на Руси, так что пред изложенным указанием сделано такое примечание: «В некиих же уставех, несповелением глаголет нам не ясти масла, но с произволением. Но ни особнем поздравлении игуменове есть. и в келии его повелевает. мнят яко ниже се когда было. и где бо есть свое иноком, еже краситися. и от трапезы приходити на другую трапезу, и гликизмы и винная пития примати. вещи бо непотребни от сего приемлюще, в чревообъядение впадают. но обаче обычая ради ныне бывающа, аще непреложно есть, но о сем возвестим».

Начало повечерия великого описывается более подробно, чем в современном уставе. Указано открывать Царские двери, совершать каждение. Диакон возглашает: «Благослови владыко», а священник— «Благословен Бог наш». На утрени, на 9 песни указано только два припева, по одному для каждого канона: «Величай душе моя в вертепе рождшагося Царя Христа» и «Величай душе моя, честнейшу горних воинств..».

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие / М. Скабалланович Источник: Христианские праздники: Рождество Христово., Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995., С. 177-195

Читайте также:

02.05.2013 - Страстной Четверг

16.07.2012 - Слово Епископа Митрофана (Зноско), Бостонского (+2002 г.) в день убиения Ца ...

20.09.2011 - Почему мы празднуем Рождество Богородицы?

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 5698


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)
Май 2024 (32)

«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031