|
||||||||||||||
Что православные христиане празднуют в день Крещения Господня?Из богослужения праздника Крещения Господня (Богоявления) Братья, явилась благодать Божия, спасительная всем людям, наставляющая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем времени, в ожидании блаженной надежды и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. АПОСТОЛ ПАВЕЛ. «ПОСЛАНИЕ К ТИТУ» Из поучений святых отцов в день праздника Крещения Господня (Богоявления). Господь, крестившись в водах Иордана, потопил человеческий грех Своею безмерной праведностью, освятил воды и на все века дал им силу освящения, чтобы даровать нам обновление Духом Святым; отворить нам небо, заключенное грехопадением Адама, и низвести на землю Духа Святаго... Слава Господу Иисусу, крестившемуся во Иордане нашего ради спасения и даровавшему нам возрождение, «вновь-бытие», усыновление Богу и жизнь вечную... Как сотворение наше Богом есть величайшая тайна всемогущества Божия, — так и тайна возрождения нашего в крещении есть таинство, пред которым должен в благоговении поникнуть разум человеческий. Святой праведный Иоанн Кронштадский (XX в.) Вместе с потерянным раем закрылись небеса … Мы погружены во тьму... но — вот обильный свет! Мы поражены безотрадным разъединением – и с небом и с собою; но — вот всеоживляющее Примирение! Мы измождены бессилием, но — вот неистощимый источник всяких сил! Как сжатая холодом зимы тварь жадно встречает разрушающую узы холода весну, так и мы, сердцем, оживленным надеждой спасения, воспримем Примирение, воссиявшее в Господе крещаемом — и насладимся Им! Святитель Феофан Затворник (XIX в.) Давид сказал: «душа наша, как птица» (Пс. 123:7). Эта птица не земная, а небесная, ибо жительство наше, которое нам приготовляется начиная с крещения, находится, по слову Писания, на небесах. Воды святого крещения столь могущественны, что могут человека сделать небесною птицею. Сие совершают и иорданские воды, придавая человеку крылья, на коих он мог бы лететь в «раскрывающиеся пред ним небеса». Святой же Григорий Нисский, укоряя тех, которые после принятия крещения обращаются к прежним злым делам, говорит: «Люди бесстыдные теряют спасение, полученное водами крещения, хотя они облеклись крыльями орла и чрез это имеют возможность взлетать...». Святитель Димитрий Ростовский (XVII-XVIII в.) "Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облачились" (Гал. 3:27), т.е. крестившиеся во имя Христа и Святой Троицы облеклись во Христа духовно: в Его правду, святость, кротость, смирение, послушание, терпение, воздержание, — словом, в Христово совершенство, в Христов образ, во всякую благодать Христову — в нового человека, созданного по Богу в правде и преподобии истины (Ефес. 4:24). Облеклись ли мы во Христа? Спросим себя и размыслим о сем искренно. А если не облеклись, то мы и не Христовы. Ибо Апостол говорит, что кто Духа Христова не имеет, тот и не Его [не Христов] (Рим. 8:9). Святой праведный Иоанн Кронштадский (XX в.) Почему мы христиане? — Всякий скажет: «по вере». А каким образом спасаемся? Таким, что возрождаемся, именно же — благодатью, подаваемой в крещении. Ибо чем иначе спастись? Неужели, познав это спасение, утвержденное Отцем и Сыном, и Святым Духом, отступимся от принятого нами образа учения? Великого сокрушения было бы достойно, если бы теперь оказались мы более далекими от своего спасения, нежели когда уверовали; если бы теперь отреклись от того, что тогда приняли [когда крестились]. Равна потеря — умереть ли не сподобившись крещения, или принять такое крещение, в котором недостает чего-либо .... Святитель Василий Великий. «О Святом Духе» (IV в.) Может быть, кто-нибудь скажет: «И хотелось бы мне послушать Сына Божия, но как достигнуть этого, когда уже протекло около двух тысяч лет с того времени, как Господь наш Иисус Христос пребывал на земле плотью, и проповедовал Свое всесвятое учение?» Достигнуть того, чтоб быть нам постоянно со Христом, непрестанно слышать сладчайший глас Его, питаться животворным учением Его, – очень удобно: Господь Иисус Христос и доселе пребывает с нами. Он пребывает с нами во святом Евангелии Своем, пребывает с нами при посредстве святых церковных таинств, пребывает вездесущием Своим и всемогуществом, пребывает всеобильно... Святитель Игнатий (Бренчанинов) (XIX в.)
«Братья, неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? <...> чтобы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. <...> так чтобы не быть нам больше рабами греха <...> Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает, смерть уже не имеет над ним власти <...> Так и вы считайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога» (из таинства Крещения: послание ап. Павла к римлянам (Рим. 6:3-11))
Пожалуйста, не выбрасывайте эту печатную продукцию после прочтения: здесь содержатся священные для христиан имена и тексты. Вы можете сохранить это издание, либо поделиться им со своими близкими и родными (либо вернуть по прочтении в храм). ЗАЧЕМ ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ ПРИНИМАЮТ СВЯТУЮ ВОДУ?
Этот святой обычай, унаследованный от наших предков, наш народ бережно хранит: из года в год, из поколения в поколение приходят потомки православных в Божьи храмы за святой, т.е. освященной, Крещенской водой. Что же искали наши предки в святыне, зачем они приходили в храм — не только в день праздника Крещения Господня, но и в другие праздничные дни? Что продолжаем искать в храме мы — по примеру наших матерей и отцов, дедов и бабушек? Православные люди приходят в храм за святыней, за освящением, в надежде на помощь Божию: в своей жизни, в здоровье, в своих делах, — потому что знают: именно Сам Бог и является источником всей жизни, источником всякого блага. И если Он — источник всякого блага, то самое высшее, самое полное благо — это, несомненно, сама Божественная жизнь, жизнь в единении с Богом, жизнь вечная и блаженная. Такое присутствие Бога в нас, присутствие Силы Божией в наших душах и телах, в наших мыслях и наших поступках Церковь называет Благодатью. Отпав от Бога через грех, человек лишил себя этого бесконечного блага; но Бог — через Свое Воплотившееся Слово, Иисуса Христа — вернул нам этот дар, эту возможность. Через жертву Христову на Кресте, через Воскресение Христово пропасть, разделявшая человека и Бога, была преодолена, человек примирился с Богом, и снова стало нам доступно высшее, вечное благо жизни в единстве с Богом, снова стала нам доступна Божественная Благодать. Поэтому, о чем бы мы ни просили Бога, о чем бы мы ни молились — мы всегда при этом молимся о даровании нам Благодати Божией. И всегда, прося у Бога для себя Благодати, мы молитвенно обращаемся к благодатной силе Креста Христова и Христова Воскресения — потому что в любой молитве мы совершаем крестное знамение, и всегда имеем на себе крест Христов. Господь дарует каждому из нас удивительную возможность — возможность освятить всего себя: получить не просто какие-то блага земные, блага временные и ограниченные, но получить от Бога по благодати то, чем Бог обладает по своей Божественной природе — саму Божественную жизнь во всей ее полноте, жизнь вечную и блаженную. И сегодняшнее наше освящение — освящение воды — это лишь малая часть этого великого дара: дара благодатного присутствия Божия в нашей жизни, который Господь дал нам после Своего Воскресения, и ради которого Он основал Свою Церковь. Наши благочестивые предки освящали всю свою жизнь: каждый день они начинали с молитвы, призывая Бога в свою жизнь, каждую свою неделю освящали они посещением храма Божия в воскресенье (т.е. в день, посвященный Воскресению Христову). Освящали они и место своей жизни — святыми иконами; освящали они и все события своей жизни, даже каждую свою трапезу — молитвой перед едой и молитвой после еды. И сегодня православные христиане также стараются наполнить Божественным присутствием все пространство своей жизни: не только через Таинство Крещения положив начало своей духовной жизни, или через Венчание освятив начало своей семейной жизни, но и далее — каждую неделю, даже каждый день в молитве обращаться к благодатной помощи Божией. Ведь человеку для полноты блага требуется освящение всех сторон его жизни: мысли свои освящает человек через молитву и постоянное чтение Священного Писания — Евангелия, которое за каждым богослужением мы слышим в храме (и которое постоянно обращает наш разум ко Христу); всего себя, всю свою душу и тело освящает человек через участие в Тайной Вечери Христовой — в великом таинстве Литургии; но и за пределами храма, все остальное время продолжает человек освящать свою жизнь — через добрые дела, т.е. через поступки, согласные с волей Божией, приводя тем самым свою волю в согласие с Богом. Мы молимся о том, чтобы Господь Иисус Христос Своей благодатью спасал нас от всякой скорби, от нужды, — но нужно помнить, что Господь ничего не делает с нами помимо нашей воли. И если мы, на словах прося о помощи, на деле не стремимся к жизни с Богом, Бог не может насильно дать нам Свою благодать. Если мы не пытаемся исправить свою жизнь, жить в согласии с волей Божией, не стремимся жить по образу Божию — любить друг друга, как Бог любит нас, прощать друг друга, как Бог прощает нас — то Бог не может против нашей воли спасти нас. И тогда получается, что мы нередко одной рукой строим, а другой — разрушаем: приходим в храм за благодатью, и тут же, своими грехами, лишаем себя возможности эту благодать получить. Мы освящаем все, что важно для нас в нашей жизни, надеясь при этом и на то, что Господь, податель всех благ, Своей благодатью даст нам помощь и в наших земных делах и нуждах, — но нужно не забывать, что Благодать Божия и сама есть высшее благо: ищущему Бога человеку Благодать Божия дает ту радость, которую не могут отнять никакие обстоятельства: радость, над которой не властно ни время, ни пространство. Принимая с молитвой великую святыню — Крещенскую воду, — ради освящения души и тела, будем помнить о главной цели всякого освящения: жизни в единении с Богом. ----- Скачайте материалы для распечатки:
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2740 |