Добровольный подвиг юродства святой Ксении Петербургской
Будущая святая родилась в первой половине 18 века, была сча́стлива в браке с любимым супругом Андреем Федоровичем, состоявшим в звании полковника и служившим певчим при дворе, но счастье длилось недолго - Ксения рано овдовела, и, по сути, история святой начинается со смерти мужа. Эта трагедия глубоко потрясала молодую женщину, но больше всего она переживала, что супруг покинул этот мир без покаяния. Наступил день похорон мужа, а для Ксении этот день стал отречением от самой себя - она надела мундир покойного супруга и всех просила называть ее Андреем Федоровичем, уверяя, что в гробу лежит Ксения Григорьевна. Люди решили, что несчастная женщина от горя лишилась разума, но даже не подозревали, что в слабом теле молодой вдовы рождается сильная духовная личность, которая готовится к подвигу добровольного юродства во имя Христа. Все своё имущество Ксения раздала, а дом отписала знакомой - родственники хотели оспорить её решение по поводу дарственной на дом, утверждая, что Ксения лишилась разума, однако вердикт высшей инстанции был однозначный: психически здорова и своим наследством может распоряжаться самостоятельно. Ксения начала скитаться по Петербургу, лишь изредка останавливаясь у знакомых. Днём ее часто видели у церкви святого апостола Матфея, а вечером она удалялась за город и ночи напролет вымаливала у Господа прощения для покойного супруга. Со временем зелено-красный мундир мужа, в котором ходила Ксения, износился и пришел в негодность, тогда женщина облачилась в лохмотья. От добротной одежды, которую Ксении предлагали сердобольные люди, она отказывалась, лишь изредка могла взять красную кофту и зелёную юбку, или наоборот - зелёную кофту и красную юбку. Возможно, такое сочетание цветов напоминало Ксении о форменной одежде ее мужа. В таком одеянии женщина ходила и зимой, и летом, на ногах она носила рваные ботинки, а иногда и вовсе ходила босой. От денежной милостыни Ксения отказывалась, а если и брала медные копейки, то тут же раздавала их нищим.
Чудеса святой Ксении Петербургской
Ксения нередко подвергалась поруганию, насмешкам, презрению, унижениям, однако через некоторое время мнение толпы о «сумасшедшей» нищей поменялось - люди стали замечать, что любое внимание от юродивой оборачивалось либо благом, либо печальными событиями. Ксения крайне редко принимала от кого-либо копейку, а если брала, то у пода́вшего случалась неожиданная радость. Каждый торговец был рад видеть Ксению в своей лавке и чем-нибудь угостить, и если Ксения принимала угощение, то после этого торговля налаживалась. Матери, при встрече с Ксенией, протягивали ей своих младенцев - если ребенок болел, то после того, как Ксения читала над ним молитву, малыш выздоравливал. Каждый был рад принять Ксению в своём доме, и если святая посещала чьё-либо жилище, то там наступал покой, царили мир и согласие. Велико́ было желание Ксении помогать людям. Так, удивительная история произошла во время строительства церкви иконы Божией Матери на Смоленском кладбище - тогда каменщики испытывали затруднение с поднятием кирпича на леса́, но через некоторое время они заметили, что загадочным образом стали появляться аккуратные стопки кирпичей. Вскоре загадка была разгадана - оставив ночью сторожа, строители из его рассказа узнали, что таинственным помощником была городская юродивая Ксения. Много помощи получали люди по стараниям и молитвам блаженной Ксении, за духовный и телесный подвиг Господь наградил Ксению даром прозорливости - так, она предсказала смерть императрицы Елизаветы Петровны и вечного пленника Шлиссельбургского замка Иоанна Антоновича.
В общей сложности подвиг юродства святой Ксении продлился 45 лет, и ежедневно, своими терпением и смирением, она доказывая свою верность и преданность Господу. Похоронена святая блаженная Ксения Петербургская на Смоленском кладбище, которое находилось неподалеку от того са́мого храма, который когда-то помогала строить святая. По воле Господа, и после смерти Ксении, на её могилке происходило множество чудес и знамений - верующие получали помощь, исцеление и утешение, обретали душевный покой, и получали то, в чём нуждались. Спустя время, на могилке Ксении Петербургской была возведена каменная часовня, по сей день являющаяся одной из самых зна́чимых святынь Санкт-Петербурга.