Опубликовано 04.04.2021 в рубрике  Новостная лента » Церковные праздники
 

Неделя Крестопоклонная


Серафим Алпатов
 

 

Продолжается поприще Великого поста. Каждый постится в меру своих сил, посещает богослужения, приобщается Святых Христовых Таин. Уже прошла первая седмица Великого поста со своими особыми уставными службами, с особой концентрацией. В течение ее первых четырех дней мы слышали чтение Великого канона преподобного Андрея Критского. В конце первой седмицы мы отметили Торжество Православия – воспоминание о победе Церкви над иконоборчеством. Затем пролетела вторая седмица поста, завершившаяся воспоминанием святителя Григория Паламы, борца за учение о нетварном Фаворском Свете. Наступила третья седмица Великого поста, во время которой Церковь предлагала нам воспоминание о блудном сыне, а также готовила нас к третьему воскресению поста – Неделе Крестопоклонной (по-гречески: κυριακὴ τῆς Σταυροπροσκυνήσεως).

Этот день, как говорит его именование, посвящен выносу и поклонению Честному Древу Креста Господня. Исторически на этот воскресный день с буднего дня была передвинута память перенесения части Креста Господня (его подножия) из Апамеи в Константинополь при императоре Юстине в VI веке. Подобным образом появились памяти преподобных Иоанна Лествичника и Марии Египетской в 4-ю и 5-ю Недели Великого поста соответственно.

Еще одним важным поводом для подобной памяти было то, что с этой недели в Константинополе начиналась активная подготовка оглашенных (готовящихся к принятию Крещения) к совершению этого Таинства в Великую субботу. В связи с этим изнесение для поклонения такой святыни было очень важным.

Кроме того, имеется и богословское объяснение установления особой 3-й недели Великого поста. Оно отражается в назначенном в этот день для чтения на утрене синаксаре. В данном случае взаимосвязь проводится между поклонением Кресту и серединой поста. Те, кто соблюдает пост, сравниваются с путниками, идущими по долгому пути, изможденными от него. И тут они находят тенистое дерево, под которым отдыхают, набираются сил, чтобы идти дальше. Крест Христов и является таким деревом.

Кроме того, цель Великого поста – прийти к Честному Кресту Христову и Воскресению. Поэтому здесь, на середине поста, нам напоминается стимул, цель, чтобы нам не ослабевать на дальнейшем постном поприще.

В середине поста нам напоминается цель – прийти к Воскресению Христову, – чтобы нам не ослабевать на постном поприще

Основная тема всех богослужебных песнопений – тема Креста Господня и Воскресения (так как они неразрывно связаны, и без одного не будет и другого). Некоторые песнопения отсылают или обращаются непосредственно к Кресту как персонифицированному объекту, многие стихиры и тропари подчеркивают значение Креста как «древа нетления», украшения Церкви, как противопоставление древу познания добра и зла. Но есть и другая тема, которая присутствует в этот день, правда, отражается она только в одной стихире на утрене – тема мытаря и фарисея. В настоящее время это остаток того, что по древнему иерусалимскому циклу евангельских чтений в этот день читалась притча о мытаре и фарисее.

Некоторые стихиры взяты из службы праздника Воздвижения Господня, а некоторые являются уникальными. В приведенной ниже стихире «первозданная двоица» – Адам и Ева – призываются обнять Крест как древо, имеющее Плод бессмертия:

«Гряди, первозданная двоице, лика отпадшая горних, завистию человекоубийцы, горькою сластию древа, древле вкушением. Се всечестное воистинну Древо предгрядет, к немуже притекше радостию облобызайте, и возопийте к нему с верою: ты наше воззвание, Кресте всечестный, древо Богоблаженное, саде небесный, егоже плода причастившеся, нетление улучихом, Едема перваго приемше известно, и велию милость».

В переводе на русский язык:

«Иди, первозданных двоица, отпавшая от хора горних Сил по зависти человекоубийцы через вкушение в древности горького услаждения от древа. Вот воистину всесвященное Древо пред нами является! К нему прибегая, радостно его обнимите и возгласите к нему с верою: "Ты наша помощь, Крест всесвященный, древо богоблаженное, насаждение небесное! Твоего плода вкусив, мы бессмертия достигли, получив Эдем прежний непреложно и великую милость».

Перед началом богослужения Крест, украшенный зеленью и цветами, кладется на престол, перед ним зажигается светильник. Поэтому особенностью службы, которая бросается людям в глаза, является то, что священники не выходят на полиелей в центр храма, а стоят в это время в алтаре, там же читается и Евангелие.

Отдельный интерес представляет канон на утрене преподобного Феодора Студита. Ирмосы, которые задают стиль и мотив пения всего канона, преподобный Феодор взял из пасхального канона «Воскресения день». На практике они не поются, поэтому это не отражается визуально в службе. Однако стоит помнить об этом для понимания настроения этого великопостного воскресения.

Некоторые тропари канона также посвящены теме Воскресения Христова:

«Торжества день, востанием Христовым, смерть безвестна показася, жизни возсия заря, Адам востав ликует радостию, темже воскликнем, победную поюще».

В переводе на русский:

«Торжества день: воскресением Христовым смерть с наших глаз исчезла, воссияла жизни заря, Адам, восстав, ликует радостно; потому воскликнем, песнь победную воспевая».

В этом тропаре, как и в некоторых других песнопениях Великого поста, количество которых с этой недели будет увеличиваться, говорится о том, чего мы все ждем в конце оставшихся четырех недель – достигнуть Пасхи, Крест же своим сиянием предвещает зарю Воскресения Христова:

Крест своим сиянием предвещает зарю Воскресения Христова

«Радуйся, требогатое древо и Божественное, Кресте, свете сущим во тьме, четвероконечный мир сиянием твоим, востания Христова проявлей зари, сподоби вся верныя достигнути Пасху».

В переводе на русский:

«Радуйся, Древо треблаженное и божественное, Крест, свет пребывающим во тьме, четырехконечный мiр, блеском Твоим предвещающий воскресения Христова сияние, удостой всех верных достигнуть Пасхи».

По 6-й песни читается особый кондак преподобного Романа Сладкопевца «Не ктому пламенное оружие». Первый икос содержит в себе особенность, которую мы увидим в дальнейшем в Лазареву субботу и на Страстной седмице, – речь от лица ада. То есть ад ужасается Креста, на котором висит Спаситель, и жалуется, что его внутренности и живот болят, что ему придется изрыгнуть Адама и других, которые из-за древа познания добра и зла попали к нему, а теперь другое Древо их вводит в рай:

«Три кресты водрузи на Голгофе Пилат, два разбойников, и един Жизнодавца. Егоже виде ад и рече сущим доле: о слуги мои, и силы моя! Кто водрузив гвоздие в сердце мое, древяным мя копием внезапу прободе? И растерзаюся, внутренними моими болю, утробою уязвляюся, чувства моя смущают дух мой, и понуждаются изрыгати Адама, и сущия от Адама, древом данныя ми: Древо бо сия вводит паки в рай».

В переводе на русский:

«Три креста водрузил на Голгофе Пилат: два – разбойникам и один – жизни Подателю. Его увидел ад и обратился к находившимся в преисподней: "О служители мои и воинства мои! Кто Он, вонзивший гвоздь в сердце мое? Деревянным копьем Он пронзил меня внезапно и скоро буду я расторгнут! Внутренности мои болят, чрево мое страдает, чувства мои дух мой томят, и понуждаем я извергнуть Адама и тех, кто от Адама, из-за древа преданных мне. Ведь это Древо их вводит снова в рай!”».

В конце канона читается светилен и крестобогородичен, в котором мы просим Богородицу достигнуть спасительных дней страданий Иисуса Христа и поклониться светлой и «мирорадостной» Господней Пасхе:

«Древу, на немже Всечистая, пречистеи длани о нас простре, пригвоздивыйся Сын Твой, ныне благочестно покланяющимся, даждь нам мир, и мироспасительныя всечестныя страсти предварити, и светлой мирорадостной господоименитой Пасце поклонитися, и светоносному дню».

В переводе на русский:

«Древу, на котором пречистые Свои длани за нас распростер пригвожденный на нем Сын Твой, Всечистая, ныне мы благоговейно поклоняемся. Даруй же нам мир и удостой достигнуть спасительных для мiра дней всесвященных страданий Христа и светлой и миру радостной Господней Пасхе поклониться и светоносному дню!»

После Великого славословия на центр храма износится Крест Господень, совершается поклонение ему и помазание елеем. При поклонении поются стихиры, какие поются и в праздник Воздвижения Господня. Основная же краткая стихира, которая поется во все праздники Креста, в том числе и в течение всей этой недели, очень хорошо передает взаимосвязь Креста и Воскресения:

«Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

В переводе на русский:

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыка, и святое воскресение Твое славим».

На Литургии эта же стихира поется вместо Трисвятого. Читается Апостольское чтение из Послания к Евреям – Евр. 4: 14 – 5: 6, – в котором развивается образ Иисуса Христа как великого Первосвященника по чину Мелхиседека, который избирается и поставляется, чтобы приносить жертвы за грехи других людей. Евангельское чтение этого дня – Мк. 8: 34 – 9: 1 – говорит о том, что тот, кто хочет идти за Христом, должен взять Крест свой.

Вся следующая седмица до пятницы является своеобразным попразднством, поэтому также называется Крестопоклонной. Во время некоторых служб полагается поклонение Кресту, а в среду и пятницу на утрене читаются полные каноны Кресту, написанные преподобными Феофаном Начертанным и Иосифом Песнописцем.

Среда Крестопоклонной седмицы называется «средопостной», то есть половиной поста. Этот день, как и Преполовение Пятидесятницы, считается особенным. Этому посвящаются песнопения среды и других дней этой седмицы. В этот день обычно служится Литургия Преждеосвященных Даров, на которой начинают произносить ектению и читать молитву о готовящихся ко Святому Просвещению (на всех Преждеосвященных до Великой среды). Это и есть остаток того усиленного периода катехизации и подготовки оглашенных, которые хотели и которых допустили принять Крещение в Великую субботу (были и те, которые готовились к этому годами). Поэтому те, кто еще ждал своего времени Крещения, уходили, а над теми, кто уже перед этой Пасхой готовился креститься, совершалась дополнительная молитва.

Однако в этом году эта ектения и молитва будут произноситься только с пятницы, так как в среду мы совершаем праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Накануне, 6 апреля, будет отдельно (на практике – утром) совершаться праздничная вечерня (иногда с Литургией Преждеосвященных Даров), а вечером всенощное бдение, состоящее из великого повечерия, литии и утрени. В сам день праздника на вечерне будет служиться полная Литургия святителя Иоанна Златоуста.

При написании статьи использовались следующие материалы:

1. Крестопоклонная неделя // Православная энциклопедия. Т. 38. С. 609–611 // https://www.pravenc.ru/text/2459039.html.

2. Дебольский Г.С., прот. Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви // https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debolskij/dni-bogosluzhenija-pravoslavnoj-kafolicheskoj-vostochnoj-tserkvi-tom-2/.

3. Мансветов И.Д. О постах Православной Восточной Церкви. М., 1886.

4. Карабинов И. Постная Триодь. Исторический обзор ее плана, состава, редакций и славянских переводов. Гл. 3: Редакции и славянские переводы Постной Триоди. М.: Ихтиос, 2004.

5. Кашкин А. Литургика. Ч. 2: Постная и Цветная Триоди. Саратов, 2017. 

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 948


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031