1-я седмица Великого поста
Пост первой седмицы великой Четыредесятницы строже других по уставу. Богослужение первых дней Великого поста также более строгое, покаянное, менее торжественное.
В понедельник, вторник и четверг утреннее богослужение состоит из утрени, часов, изобразительных и вечерни. Литургия не совершается. В среду и пятницу утреннее богослужение
состоит из утрени, часов, изобразительных и Литургии
Преждеосвященных даров.
Вечером в первые четыре дня Великого поста на великом повечерии совершается чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Великим постом канон прп.
Андрея Критского прочитывается дважды. На первой седмице он
разделяется на 4 части и прочитывается в первые четыре дня.
Полностью он прочитывается на утрени четверга 5-й седмицы.
В пятницу после заамвонной молитвы (по окончании Литургии) совершается молебный канон прп. Феодору Тирону и освящение колива (вареной пшеницы на меду или рис с изюмом). Связано это со
следующим случаем. В 362 году император Юлиан Отступник на
первой седмице Великого поста приказал тайно окропить все
продукты, которые продавались на рынках, кровью
идоложертвенных животных. Но святой великомученик Феодор
Тирон явился в сонном видении епископу Евдоксию, открыл ему
тайное распоряжение императора и повелел ничего не
покупать на рынке, а питаться коливом. Поэтому в пятницу на
молебном каноне освящается коливо, а в субботу первой
седмицы Великого поста совершается благодарственное
празднование великомученику Феодору Тирону.
Первая седмица и первая Неделя Великого Поста
Гермоген Шиманский
Первая седмица отличается особой строгостью поста, ибо
приличнее всего иметь наибольшую ревность к подвигам
благочестия при начале подвигов. Сообразно этому, Церковь на
первой седмице совершает богослужение продолжительнее,
чем в следующие дни. В первые два дня Четыредесятницы для тех,
кто может, совсем не поставляется трапеза[1].
С понедельника по четверг на великих повечериях
читается Великий канон святого Андрея Критского. В каноне
собраны и представлены многочисленные образы поста и
покаяния, приводится множество примеров из Ветхого и
Нового Завета применительно к нравственному состоянию
души грешника, оплакивающего свои грехи. Канон назван
великим, как по множеству мыслей и воспоминаний, заключенных
в нем, так и по числу содержащихся в нем тропарей (около 250,
тогда как в обычных канонах их бывает около 30). Повечерие
первых четырех дней первой седмицы называется «Малым
стоянием» в отличие от «Андреева или Мариина стояния» на 5
седмице и великого стояния в Великий Пяток.
Эти повечерия также называются «мефимонами» (греч. – «с
нами»), потому что на этих повечериях поется песнь «С нами
Бог». Внешнее отличие Великого канона святого Андрея
Критского от других канонов состоит в том, что он имеет все 9
песней (включая также 2 песнь), и к каждому тропарю
прилагается припев «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». В среду и
четверг к покаянному канону прибавляются несколько
тропарей в честь преподобной Марии Египетской, восшедшей от
глубокого падения к высокому благочестию. Впоследствии к
этому канону были присоединены тропари в честь его творца
святого Андрея Критского.
В понедельник или вторник первой седмицы после утрени или
после часов священник в епитрахили читает в церкви своим
прихожанам «Молитвы в начале поста Святыя
Четыредесятницы», изложенные в Требнике.
В субботу первой седмицы Церковь творит память святого
великомученика Феодора Тирона и воспоминает чудесную
помощь, оказанную им константинопольским христианам в 362
году при императоре Юлиане Отступнике. Тогда христиане были
сохранены великомучеником Феодором от осквернения
идоложертвенной кровью в первую седмицу Великого Поста:
святой явился архиепископу Евдоксию и повелел христианам
употреблять коливо вместо оскверненной на торжище пищи. Этим
воспоминанием Церковь внушает верующим, что пост угоден
Богу, и что постящиеся находятся под особым
покровительством Божиим.
Служба святому Феодору Тирону начинается в пятницу с
вечерни, соединяющейся с Литургией Преждеосвященных
Даров. В конце Литургии по заамвонной молитве поется
молебный канон святому Феодору и благословляется коливо в
конце молебна. Молебен[2] состоит из чтения 142 псалма, пения «Бог Господь», тропарей,
затем читается канон святому Феодору (Апостол и Евангелие
не читаются)[3].
На утрене в субботу поется канон в честь святого Феодора, составленный Иоанном, митрополитом Евхаитским.
На Литургии в субботу положено читать два Апостола и два
Евангелия: дню и святому, а прокимен поется один, 7 гласа:
«Возвеселится праведник о Господе».
Если в понедельник первой седмицы случится Сретение
Господне, храмовый праздник или Обретение главы Иоанна
Крестителя, то служба им совершается в Прощеное
воскресенье.
Если Обретение главы Иоанна Крестителя и храмовый
праздник случится в период от вторника до пятницы первой
седмицы, то служба Предтечи совершается или в Прощеное
воскресенье или в субботу 1 седмицы поста, а храму – в
субботу первой седмицы.
Первая Неделя Великого Поста называется также Неделей
Православия по совершаемому в этот день торжеству
Православия, установленному в Греции в первой половине IX
века в память о торжестве Православной Церкви над всеми
ересями, возмущавшими Церковь, и особенно над последней из
них – иконоборческой, осужденной на VII Вселенском Соборе в
787 году. В эту Неделю совершается особое богослужение,
называемое чином Православия. Этот чин составлен в середине
IX века святым Мефодием, Патриархом Константинопольским.
Из Греции чин Торжества Православия перешел в Русскую
Церковь. Победа Православия в самой Греческой Церкви
первоначально праздновалась в первую Неделю Великого Поста.
Таким образом, основание празднования в этот день торжества
Православия имеет глубокие исторические корни. Церковь этим
торжеством дарует высокое утешение проходящим подвиг поста,
являя доказательство живого общения каждого из нас по вере и
жизни со всей Церковью и полагает основание для
молитвенного ходатайства за всех перед Богом. Торжество
Православия утверждает и укрепляет верующих в правой вере,
непрерывно и неизменно сохраняющейся от времен апостольских и
имеющей сохраниться в чистоте до скончания мира по
обетованию Господа (Мф.16:18).
Чин Православия[4],
который состоит, в основном, из молебного пения,
совершается в Патриаршем соборе и в кафедральных соборах
после прочтения часов перед Литургией или после Литургии, на
середине храма – перед иконами Спасителя и Божией Матери.
После обычного начала читается псалом 74, произносится
мирная ектения. После «Бог Господь» и пения тропарей
«Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи» читаются
Апостол (Рим., зачало 121) и Евангелие (Мф., зачало 75),
произносится сугубая ектения и читается молитва об
укреплении верных в правой вере. По прочтении Символа веры
протодиакон возглашает: «Сия вера апостольская, сия вера
отеческая, сия вера Православная, сия вера вселенную утверди».
Затем протодиакон возглашает 12 анафематствований
(отрицающим бытие Божие, равночестность Сына Божия и
Святого Духа Богу Отцу, не приемлющим благодати искупления
и др.). После каждого возглашения протодиакона трижды
провозглашается «Анафема» (т.е. «Да будет отлучен» от
Церкви). Затем поется «Вечная память» всем подвизавшимся в
Православии и возглашается многолетие. Торжество
заканчивается пением «Тебе Бога хвалим» и целованием икон[5].
Из кн. «Литургика».
Примечания
[1] См. подробнее об этом: Типикон, гл. 33.
[2] Чин молебна находится в Типиконе и в Постной Триоди в
исследовании пятка 1 седмицы, а также в «Богослужебных
указаниях на 1951 г». Молитва на благословение колива
находится в Служебнике и в Чине благословения колива в
праздники.
[3] В настоящее время во многих приходах центральных и
Юго-Западных областей в пятницу (в Москве – по воскресениям)
совершается трогательный церковно-богослужебный обряд,
называемый пассией (страданием). Этот обряд был введен при
Киевском митрополите Петре Могиле (XVII в.). Служится он на
повечерии (в пятницу) или на вечерне (в воскресение) в 1, 2, 3 и
4 седмицы или Недели Великого Поста, и состоит из чтения
Евангелия и пения некоторых песнопений Страстной седмицы
(«Тебе одеющагося светом, яко ризою», «Приидите, ублажим
Иосифа»), касающихся воспоминания страстей (страданий)
Христовых, откуда произошло и само название обряда. О
пассиях наш церковный Типикон ничего не говорит. Устав и
обряд пассии помещен был впервые в конце Цветной Триоди,
изданной в 1702 г. при архимандрите Киево-Печерском Иоасафе
Кроновском, где в конце описания чина было сказано: «Сия вся
воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под
разсуждение Церкве святыя православныя подаются».
[4] «Чин молебна в Неделю Православия», как он совершается в
настоящее время, напечатан в «Богослужебных указаниях» на
1949 год.
[5] На воскресном богослужении от Недели о Мытаре и фарисее до
Недели Всех святых евангельская стихира утрени поется (или
читается) пред первым часом (пред нею поется или читается
«Слава, и ныне»).
Поддержите наш сайт
Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
|