|
||||||||||||||
Торжество Православия: что мы на самом деле празднуемВ первое воскресение Великого поста Церковь празднует Торжество Православия. Давайте вспомним историю возникновения этого праздника и задумаемся над тем, что мы празднуем и кто над кем торжествует. Первое в истории празднование Торжества Православия произошло в 843 году и связано это было с состоявшимся в этом же
году Константинопольским собором, который окончательно восстановил почитание икон.
Гонения на иконы и другие изображения святых начались в Византии в VIII
веке, и продлились более ста лет. За столетие
активной деятельности иконоборцев, поддерживаемых императорской
властью, было уничтожено несметное количество икон, фресок, мозаик,
статуй святых и победа над этой ересью была для христианства событием вселенского масштаба.
* * * Согласно церковному преданию, первые иконы Божией Матери написал святой апостол и евангелист Лука. Предание гласит, что Пресвятая Богородица, увидев эти изображения, благословила их со словами: «Благодать Родившегося от Меня и Моя с этими иконами да пребудет». Самые ранние известные нам документальные упоминания о почитании икон, а также самые ранние настенные иконописные изображения датируются II в. В IV в. святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Феодорит Кирский и другие в своих сочинениях положительно отзываются об иконопочитании, причем говорят об этом как о повсеместно распространенной практике. Однако вместе с этим раздаются отдельные голоса и против почитания икон. Так критически относились к иконопочитанию Евсевий Кесарийский, автор «Церковной истории» и святой Епифаний Кипрский. Известны случаи, когда на некоторых поместных соборах принимались постановления против почитания икон. В основном аргументы критиков иконопочитания сводились к заповеди: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли…» (Исх. 20, 4). Так, постановление Эльвирского собора в Испании в начале IV в. гласило: «чтобы живописи в церквах не было, и чтобы не служило предметом почитания и обожания то, что изображается на стенах». С появлением монофизитства (VI в.) и ислама (VII в.), представители которых крайне негативно относились к священным изображениям, вопрос иконопочитания становится не только богословским, но и политическим. Византийские императоры вынуждены были считаться с тем, что значительная часть населения империи, а также ее враги были против иконопочитания.
С другой стороны, иногда почитание икон у верующих людей приобретало весьма гипертрофированные формы, более присущие язычеству нежели христианству. Протоиерей Александр Шмеман в книге «Исторический путь Православия» писал по этому поводу: «В массах иконопочитание преломлялось иногда грубым и чувственным суеверием. <…> Появился обычай брать иконы в восприемники детей, примешивать соскобленную с икон краску в евхаристическое вино, причастие класть на икону, чтобы получить его из рук святых и т. д. <…> Иными словами, с иконопочитанием происходило то, что раньше происходило часто с культом святых и почитанием мощей. Возникнув на правильной христологической основе, как плод и раскрытие веры Церкви в Христа, – они слишком часто отрываются от этой основы, превращаются в нечто самодовлеющее, а следовательно, ниспадают обратно в язычество». В 726 г. император Лев III Исавр издал эдикт, запрещающий почитание икон. Священные изображения начали удалять с видных мест, а в храмах их поднимали выше, чтобы народ не мог к ним прикладываться. И папа Римский Григорий, и патриарх Константинопольский Герман обличали императора в заблуждении, однако патриарх Герман в 729 г. вынужден был отречься от престола и на его место был поставлен Анастасий, который подписался под эдиктом против почитания икон. В 754 г. сын и преемник Льва III Константин V Копроним созвал против икон собор, который состоял из архиереев исключительно Константинопольского патриархата, но несмотря на это, сам себя назвал «седьмым вселенским». В историю он вошел, как разбойничий и иконоборческий. Этот собор определил, что иконописание есть «глупая затея и изобретение дьявольского коварства» и предал анафеме всех почитателей икон и поименно главных защитников иконопочитания: святителей Германа Константинопольского, Георгия Кипрского и преподобного Иоанна Дамаскина. После этого на иконопочитание началось настоящее жестокое гонение: иконы сжигались, фрески замазывались. Тех, кто не хотел признавать определения иконоборческого собора предавали мучениям и жестоким казням. В историю это гонение вошло под названием «Константиново гонение», которое некоторые даже сравнивали с гонением Диоклетиана. При следующем императоре Льве IV Хазаре (775—780 гг.) гонения продолжились, но стали менее жестокими.
После смерти Льва IV, на императорский престол восшел Константин VI, который, однако не мог управлять империей по малолетству. Реальная власть в этот период принадлежала его матери, императрице Ирине, которая придерживалась иконопочитания. В 787 г. ей со второй попытки удалось провести в Никее Седьмой Вселенский Собор, который восстановил почитание икон и утвердил догмат об иконопочитании: «…подобно изображению честного и животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. …и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздаётся, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображённого на ней». Однако с воцарением императора Льва V Армянина (813–820 гг.) гонения на почитателей икон вспыхнули с новой силой. Лев V вынудил отречься от престола патриарха Никифора, почитателя икон, использовав при этом тот же способ, который с успехом применяется и сегодня при захватах храмов в Украине: император потребовал от патриарха отчёт о церковном имуществе. В 842 г. ситуация повторилась: императором стал малолетний Михаил III, а регентом при нем – его мать Феодора. Она созвала Собор, который восстановил иконопочитание и на этот раз уже окончательно. В первое воскресение Великого Поста в 843 г., как передает нам один византийский историк: «И когда бесчисленное множество народа собралось, приходит и сам царь Михаил со святой и православной матерью своей Феодорой и со всем синклитом <…> соединившись со святым Патриархом, вместе двинулись от алтаря со святыми иконами и честным крестом и святым евангелием и пошли с литией до ворот дворца, так называемых Кентавриевых. И после долгой молитвы и сокрушенного многоплачевного и умиленного взывания «Господи помилуй» возвратились во святой храм для совершения божественной таинственной литургии с великой радостью и торжеством». Со временем праздник восстановления почитания икон превратился в Торжество православного учения над всеми ересями вообще. В XI веке уже был известен особый чин Торжества православия. В XIV веке он был существенно дополнен формулировками догматов православной веры. На Руси этот чин был впервые введен преподобным Феодосием Печерским в Киево-Печерском монастыре. Со временем он расширялся за счет дополнительных анафематизмов и персоналий еретиков, которых к XVIII веке насчитывалось уже около 4000. К сожалению, при этом не удалось избежать и политизации чина Торжества Православия, поскольку в него наравне с реальными еретиками были включены и государственные преступники того времени. К началу XX века все эти имена убрали. * * * Для лучшего понимания праздника Торжества Православия, обратимся к словам митрополита Антония Сурожского, сказанные им в этот день: «Мы празднуем сегодня день Торжества Православия: не торжества православных людей над другими людьми, а торжества о том, что Православие как свет – сияет, как огонь горит, как жизнь – течет по всему миру». И действительно, когда человек знакомится с церковной историей и узнает сколько в ней возникало еретических учений, он не может не удивиться тому чуду, что Истина Божия не была погребена под этим огромным количеством заблуждений. Источник воды можно забросать мусором, и он иссякнет. Но где тогда брать воду? То, что Православие живо сегодня, есть чудо Божие. То, что мы имеем сегодня источник из которого можем почерпать эту живую воду и есть Торжество Православия, ибо «…кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7, 37) сказал Господь. Церковь торжествует, ибо Господь сохранил ее от врат адовых, не попустил к истинному вероучению примешать ложь и неправду. И сейчас, как и во все времена, Церковь являет миру Истину, дает каждому человеку возможность узнать Ее и стать Ей сопричастным. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5). Покуда будет на земле этот Свет, а будет Он всегда, дотоле и будет торжествовать на земле Православие, независимо от того какое количество людей приобщится к нему. К сожалению, таких людей, меньшинство. Если посмотреть на статистические данные, то количество номинальных православных составляет только 12,5% от всех христиан в мире, и только 4% от всех людей, живущих на земле. Но Торжество Православия это, как сказал митрополит Антоний Сурожский, не торжество православных людей над своими оппонентами, это торжество Истины над ложью. И это торжество совершается в душе каждого человека, если он хранит верность Богу и Его Церкви. Отрывок из Евангелия, читаемый в день Торжества Православия, повествует нам о том, как Господь, собираясь идти в Галилею, призвал апостола Филиппа. Филипп же нашел Нафанаила и сказал ему о том, что они нашли Мессию, Христа. Услышав, что Христос пришел из Назарета, Нафанаил скептически воскликнул: «из Назарета может ли быть что доброе?» Филипп не стал ему на это возражать, а просто сказал: «пойди и посмотри». Нафанаил пошел, увидел и уверовал (Ин. 1, 43-51). Благодаря мужеству мучеников и исповедников, пострадавших за святые иконы, мы можем сегодня, глядя на иконы Христа, Богородицы и святых увидеть сияние горнего мира, возвести свой мысленный взор к Небу и сказать Богу: «авва, Отче!» (Гал. 4, 6). Но нам нельзя забывать, что и каждый человек – это образ Божий, икона. «Разве не знаете, что вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3, 16), – говорит апостол Павел. Каждый из нас, православных христиан, призван к тому, чтобы явить в себе образ Божий во всей красоте и святости. И если в нашу церковную общину сегодня же придет человек с улицы, которому сказали «пойди и посмотри», что он там увидит? Состоится ли его личное Торжество Православия? Это зависит и от нас сегодняшних в том числе. Да поможет нам Бог!
Образование и Православие / Источник - https://spzh.ne... |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1023 |