|
||||||||||||||
Главное о Преображении Господнем: что важно сделать в этот день, от чего нужно воздержатьсяМитрополит Антоний (Паканич), управляющий делами Украинской Православной церкви, о правильном праздновании Преображения Господня. Преображение Господне – один из двунадесятых праздников (то есть особенно значимых, великих), отмечающихся Православной Церковью. С первых веков существования христианства праздник Преображение занял особое место в церковном календаре. Упоминания об этом празднике были еще в IV веке. Нам об этом известно благодаря проповедям и трудам таких Отцов Церкви, как преподобный Ефрем Сирин, святитель Иоанн Златоуст, святитель Кирилл Александрийский (все упомянутые святые жили и трудились в IV веке). И именно в IV веке царица Елена воздвигла храм в честь Преображения Господня на горе Фавор, месте Преображения Спасителя. При равноапостольной царице была установлена и традиция почитания святой горы Фавор как места Преображения Господа нашего Иисуса Христа. На самой высокой точке горы была воздвигнута базилика – на самом месте Преображения, а чуть ниже был построен трехпрестольный храм – в том месте, где уснули святые апостолы Петр, Иаков и Иоанн… Ослепительная надеждаВ Преображении Господнем явлен высший смысл нашей жизни, ее наивысшая цель. Это событие приоткрыло тайну Богообщения и Богопознания. Преображение Господа дало обреченному человечеству невиданную доселе возможность и надежду на изменение (преображение) человеческого естества, очищение его греховной природы посредством соединения со своим Творцом. Только возвысившись над земным возможно созерцать Божественное. Преображение стало дверью в Вечность, окном в бесконечный мир познания Бога и Его бытия. Само событие произошло незадолго до Крестных страданий Господа. Христос пригласил троих учеников помолиться вместе с Ним уединенно. Они отправились на север к возвышавшейся над всей Иудеей горе Фавор. «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:1–2). Но почему именно их выбрал Спаситель быть свидетелями такого чуда? Чем они отличались от других апостолов? Вот что по этому поводу говорит святитель Иоанн Златоуст: «Они превосходили прочих: Петр – сильной любовью к Иисусу, Иоанн – особенной любовью к нему Иисуса, а Иаков – ответом, который он дал вместе с братом своим: «можем» испить чашу (Мк. 10:39)». Итак, придя на гору, апостолы стали свидетелями величайшего чуда – Божественного Преображения Спасителя, явления Его величия и славы. «Господь, – говорит преподобный Ефрем Сирин, – явил им Царство Свое прежде поругания Своего и честь Свою прежде безчестия Своего, чтобы, когда будет взят и распят Иудеями, они знали, что распят не по немощи, но по благоизволению Своему, добровольно, во спасение мира». Всю ночь пребывал в молитве Господь на горе Фавор, апостолы все время были подле Него и усердно молились, но, устав, уснули. Пробудившись ото сна, они увидели Преображенного Господа и пророков Моисея и Илию, которые говорили с Ним о том, что Его кровь искупит грехи человеческие. А из светлого облака над ними раздался голос Бога-Отца, назвавшего Иисуса Христа Своим возлюбленным Сыном… Ослепительный свет блистал повсюду на горе и объял души апостолов. Он разливался, мерцал, сверкал, делая прекрасным все вокруг. Свет, исходящий от Преображенного, был настолько велик, что пред ним меркло даже сияние лучей рассветного светила. И сбылось сказанное в Писании: «При словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей» (двух величайших пророков и трех избранных апостолов) «состоится [всякое] дело» (Втор. 19:15). Апостолы смогли воочию увидеть, что Иисус Христос «не есть Илия, но Бог Илии…» (прп. Ефрем Сирин). Они смогли найти подтверждение своей веры и убедиться в Божественном достоинстве своего Учителя. Реальность личного преображенияПреображение переводится с греческого как «превращение в другой вид» или «изменение формы». Каждому верующему следует вытеснять из себя ветхого, падшего человека и наполняться Божественной любовью, которая так щедро изливается на нас Господом. Умаляясь в человеческом отношении, мы одновременно возвышаемся в Божественном. Доверяя Богу, мы становимся Божьими, те есть преображенными. И это преображение (приближение к Богу), длящееся бесконечно, должно стать центром нашей жизни. Уподобиться Господу, соединиться с ним – цель человеческого сознания и бытия. На Фаворе Господь показал ту славу, которой приобщится каждый, кто сподобится войти с Ним в радость будущего века. И Церковь с многовековыми традициями и богатым Преданием помогает нам в этом. Сколько бесценного опыта Богообщения мы находим в святоотеческом Предании! Соприкоснувшись с ним, каждый сможет найти для себя подсказку, благодаря которой откроются горизонты познания Бога. У верующего есть все необходимое для личного преображения: церковные Таинства (главным из которых является Причащение Тела и Крови Господней), молитва, пост – все это формы Богообщения. Главное же – доверие Богу. Преображение сегодня. Как отмечать?Преображение Господне, или как его еще в народе называют Яблочный Спас, Церковь отмечает 19 августа. Традиционно в этот день верующие приносят в храм для освящения яблоки. Так принято издревле на Руси. А в Греции и Израиле, к примеру, христиане берут с собой созревшие гроздья винограда, так как праздник Преображения приходится как раз на пору созревания этого фрукта. Что это за традиция? Зачем нести фрукты в храм? Приносить Богу начатки первого урожая – обычай, который берет свое начало с ветхозаветных времен. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, стремлением к воплощению евангельских истин, способствовало созиданию христианской души нашего народа. Смысл освящения плодов в день Преображения символичен и состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая – все самое первое и лучшее. И не нужно превращать церковный праздник в языческий обряд. Лучше воздержаться от чрезмерного обрядового действия, а сосредоточиться на смысле события, подумать, что Господь хотел сказать через Преображение. Этот праздник напоминает о том, что нельзя останавливаться на достигнутом. Следует двигаться вперед, несмотря на любые препятствия и сложности. Хорошо бы в этот день изменить что-то в лучшую сторону в себе. Сребролюбивому – подать милостыню, празднословцу – помолчать, гневливому – сдержаться, ленивому – занять себя… Важно, безусловно, быть в храме в сам праздник, чтобы соборно молясь испросить у Господа помощи и милости на изменение себя, на видение своих недостатков и неосужденно причаститься Святых Христовых Таин. Это будет самым главным подарком, который вы можете сделать себе. Записала Наталья Горошкова
Образование и Православие / pravlife.org |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1867 |