|
||||||||||||||
27 сентября — Воздвижение Честного и Животворящего Креста27 сентября — праздник Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день верующие вспоминают, как в 326 году в Иерусалиме был чудом обретен Крест, на котором распяли Иисуса Христа. Мы расскажем о событиях, смысле и традициях Крестовоздвижения. «Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Пилат, услышав это слово, больше убоялся. И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе» (Ин. 19, 6-11).
«Днесь происходит Крест Господень, и вернии приемлют того желанием, и вземлют исцеления души же и тела, и всякия болезни. Сего целуем радостию и страхом; страхом греха ради, яко недостойнии сущее: радостию же спасения ради, еже подает миру на том Пригвоздивыйся Христос Бог, имеяй велию милость» (Стихира на хвалитех).
Празднуя Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня, святая Церковь определила в этот день пост и напомнила нам о страданиях и смерти Христа.
С самого рождения, с самых, практически, пелен, начались лишения Иисуса Христа. Только что Он появился на свет, а Ирод уже ищет убить Его. Вступив на подвиг Своего общественного служения, с первых же шагов Он был искушаем дьяволом, встречал непонимание иудеев, книжников, фарисеев. А закончил Свой путь на кресте.
И мы, в желании приблизиться «к божественным селениям», начиная свой путь с купели Крещения, не только облекаемся во Христа, но и готовимся умереть вместе с Ним. А посему, еще только начиная постигать тайны нашего спасения, слышим предостережение апостола: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3, 12-13). Мало того: «Нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков» (1 Кор. 4, 9). Почему? Потому что только посредством Креста осуществляется наше спасение.
«Сыне, не пренебрегай наказания Господня, – учит нас Церковь, – ниже ослабевай от него обличаемый: егоже любит Господь, наказует: биет же всякаго, егоже приемлет» (Притч. 3, 11-12).
Путь по лествице спасения сопряжен с перенесением тягот: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24).
«Путь совершенства и совершенствования – труден и узок, он не обещает власти и требует аскеза, отречения, смирения и, вероятно, страданий» (И. А. Ильин «Аксиома религиозного опыта», гл. «О приятии сердцем»).
Как обрести радость общения с Богом? В чем заключается для нас несение Креста?
Прежде чем разрешить для себя эти насущные вопросы, нужно ответить на главный из них: чем является для нас Царствие Небесное? И если оно принадлежит нашему сердцу – когда мы его теряем? Почему нам, присутствующим в храме Божием, зачастую неведомо ощущение радости, которое мы переживали, некогда впервые соприкоснувшись с божественной Истиной? А между тем Христос напомнил нам, что радость мы испытываем именно от исполнения заповедей. «Добрый рабе, благий и верный, – сказал Христос, – в малом был мне еси верен над большим тебя поставлю, вниди в РАДОСТЬ Господа твоего». И потому, лишь только мы нарушаем закон Христа, преступаем нравственный закон – радость покидает нас. Вот почему важно разобраться, с чем мы должны приступить к истинному источнику утешения.
«Бог есть дух». А «Царствие Небесное не пища и питие, но праведность и мир и радость о Святом Духе» (Рим. 14, 17). Потому, обращаясь именно ко Святому Духу, мы называем Его «Утешителем». В несении креста и приобретается мир, ощущение радости общения с Богом: «возьмите иго мое на себе…и обрящете покой (найдете мир) душам вашим», «Се бо прииде КРЕСТОМ радость всему миру». И если мы не радуемся, если не можем любить, значит, осознанно, вольно или невольно, мы отказываемся от стяжания Святаго Духа, а значит и от несения Креста.
«А кто не берет креста своего и не следует за Господом, не достоин Его».
И потому, все желающие найти источник утешения и обрести истинную радость и обращаются ко Святому Духу: «Господи Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, умилосердися и помилуй мя грешнаго раба твоего, и отпусти ми недостойному, и прости вся, елико Ти согреших днесь яко человек, паче же и не яко человек, но и горее скота: вольные моя грехи и невольные, ведомые и неведомые, яже от юности, и от науки злы, и яже суть от нагльства и уныня…».
Так обращаемся мы в молитве ко Святому Духу, помня, что «тесен путь и узки врата ведущие в Жизнь и немногие находят их». И потому подробно перечисляем для себя все грехи, лишающие нас благодатной радости Богообщения.
«Аще именем Твоим кляхся, или похулих Е в помышлении моем, или кого укорих, или оклеветах кого гневом моим, или опечалих, или о чем прогневахся, или солгах, или безгодно спах, или нищ прииде ко мне и презрех его: или брата моего опечалих, или свадих, или кого осудих: или развеличахся, или разгордехся, или разгневахся: или стоящу ми на молитве, ум мой о лукавствии мира сего подвижеся: или развращение помыслих: или объядохся, или опихся: или без ума смеяхся: или лукавое помыслих: или доброту чуждую видев, и тою уязвен бых сердцем: или неподобная глаголах: или греху брата моего посмеяхся: или о молитве нерадих: или ино что содеях лукавое не помню…» (3-я вечерняя молитва).
Этот перечень можно продолжать до бесконечности, «ибо все мы много согрешаем» (Иак. 3, 2), а все эти грехи способствуют именно потере радости и сердечного утешения.
Но если мы все же стараемся достойно нести крест своей жизни: без ропота в лишениях, без отчаяния в падениях; не забывая о покаянии; в смирении и кротости выполняем послушания святой Церкви; если всей своей жизнью пытаемся подражать Христу, умирая с Ним для мира (распиная «плоть со страстьми и похотьми»), то сможем восходя таким образом «от силы в силу» приблизиться к чертогу чистоты и света.
«Радуйся, живоносный кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, верных ограждение, имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным, оружие непобедимое, бесов сопротивоборче: слава мучеников, преподобных яко воистину удобрение, пристанище спасения, миру велия милость» (Стихира на стиховне).
Образование и Православие / |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2082 |