|
||||||||||||||
7 вопросов о смерти. Троицкая родительская субботаКогда родные и близкие собираются для того чтобы поводить человека в путь всея земли и помянуть его в очередную годовщину, обычно находится кто-то (обычно пожилая женщина), кто готов поделиться со всеми знаниями как о погребальных обрядах, так и о церковном учении, касающемся загробной участи – правда, в собственной интерпретации, которая нередко очень далека от реальности. А вопросов о смерти бывает очень много. На семь наиболее часто задаваемых вопросов отвечает клирик Вологодской епархии иерей Кирилл Киселев. Вопрос первый – про «адские сковородки»– На самом деле, каким является рай и ад – это своего рода тайна. Мы можем только предположить по Слову Божию, по свидетельству святых отцов, какими рай и ад могут являться. Здесь есть некоторые нюансы. Ад и рай в первую очередь состояния души человека, а не столько место, где человек находится. Рай и ад могут начинаться уже, здесь, на земле.
И уж тем более ад нельзя представлять в виде какого-то комикса, если можно так выразиться, где присутствуют сковородки, вилы, огонь. Это все очень примитивные представления об этом особом состоянии, в котором пребывает разумные существа. То состояние, которое мы стяжаем здесь на земле, состояние Царства Небесного в нашей душе или адское состояние – именно это состояние и ожидает нас по окончанию нашей земной жизни, а каким это будет, об этом Господь сказал нам так в Священном Писании: «Не видел того глаз и не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим его» (1 Кор. 2: 9).
Вопрос второй – о том, что такое смерть– Смерть является закономерным итогом грехопадения наших общих прародителей Адама и Евы. Когда они согрешили, они впустили в человеческую природу грех. А грех за собой повлек целую цепочку ужасающих состояний, которые вызывают хаос в человеческой природе: это болезни, страдания, греховные страсти и сама смерть.
Смерть – это переход из той жизни, к которой мы привыкли, из жизни земной в жизнь духовную, в жизнь вечную. Смерти бы не было, если бы наши прародители не совершили это чудовищное преступление, если бы они не исказили грехом свою человеческую природу, и это искажение передается всем потомкам наших прародителей.
Господь смерти не создавал – это совершенно четкое учение Православной Церкви. Все, что было создано Богом, было прекрасно. Люди должны были быть бессмертными, должны были здравствовать и жить в полном счастье. Но в результате того самого события, о котором мы говорим, в результате грехопадения Адами и Евы смерть стала неотъемлемой частью нашей земной жизни.
Вопрос третий – про бессмертие души– Ответ на этот вопрос может быть двояким. С одной стороны, нет, душа человека не подвержена смерти. Умирает только наше тело и то до определенного момента, который мы называем всеобщим воскресением мертвых, когда Господь придет на землю и тела наши воскреснут и соединятся с нашими душами.
С другой стороны, умирание души может начинаться уже здесь, на земле, и душа человека может в духовном смысле умерщвлена, когда она будет полностью подвержена страстям, когда она будет бесчувственна к благодати Божией, к любви Божественной и Божественному свету.
Поэтому душа может начать умирать, но может оживать и воскреснуть здесь и соединиться с Богом уже здесь на земле, и в нашей душе может быть созидаемо Царство Небесное.
Вопрос четвертый – про молитву о тех, кто ушел– Молитва живущих помогает умершим примерно так же, как она помогает живым, потому что Господь говорит о Себе, что Он не есть Бог мертвых, но Бог живых, у Бога живы все. Когда мы молимся о наших близких, родных, которые живут с нами здесь на земле, мы призываем благодать Божию на их жизнь, их души, их близких. Когда мы молимся о тех, кто отошел от нас, как мы говорим, «в мир иной», то мы точно так же призываем благодать Божию на них для того, чтобы Господь помиловал их в вечной жизни, послал им свою Благодать, Божественный свет и Божественную любовь.
Вопрос пятый – про мытарства– Соракадневные испытания души человека после смерти – это церковное предание. Об этом мы судим по свидетельству праведных людей, которым по тем или иным причинам Бог открыл, что душа человека проходит некие испытания по отшествии от своего тела по пути к Царствию Небесному, к тому месту, где Господь будет судить о временном пребывании души до всеобщего воскресения мертвых.
Определенные испытания в любом случае присутствуют, хотя бы потому, что существуют злые духи и огромное количество свидетельств того, когда люди, находясь на смертном одре, уже начинали практически воочию видеть этих злых духов, которые пытались напугать их и отвергнуть от страха Божия, от надежды на Бога. И эти злые духи, конечно, будут пытаться до последнего воспрепятствовать душе человека прийти к вратам Царствия Небесного, к самому Богу.
Однако это не должно вызывать у нас панику или ужас. Мы, православные христиане, должны твердо надеяться на милосердие Божие. Конечно, в течение этих сорока дней крайне важна молитва близких о том человеке, который закончил свой земной путь.
Вопрос шестой – про поминки и кладбищаЕсли умершим так важна молитва живущих, зачем нужны поминки, памятники на могиле, уход за ними на кладбище?
– Поминки, посещения кладбищ, украшение могил наших близких – все это внешнее проявление любви и заботы о том человеке, который был близок нам здесь на земле. Во время поминок у нас появляется прекрасная возможность еще раз добрым словом вспомнить того, кто жил рядом с нами, и еще раз обратиться с молитвой о нем.
Когда мы украшаем кладбища, мы тем самым отдаем дань уважения человеческому телу, потому что тело человека даже после отшествия души в мир иной все равно является неотъемлемой частью человеческого естества, и к нему мы относимся тоже с большим уважением.
Вопрос седьмой – о кремации– Православная Церковь не приветствует кремацию человеческого тела из уважения к этой неотъемлемой части человеческого естества. Однако в том случае, если по тем или иным причинам тело человека было подвергнуто кремации, Православная Церковь все же не оставляет человека без своего молитвенного попечения, если это был крещеный человек, если близкие люди этого человека желают помолиться о его бессмертной душе.
Святая Церковь учит, что во всеобщем воскресении мертвых наши тела восстанут лишенные каких-либо увечий, недостатков, какой либо неполноценности прекрасными и полными сил. Независимо от того, каким образом человек закончил свой земной путь, по всемогуществу Божию наши тела будут восстановлены в том совершенном виде, в котором были сотворены наши прародители Адам и Ева.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2449 |