|
||||||||||||||
Протоиерей Павел Адельгейм. Незажженная свеча – не свечаНезажженная свеча – не свеча. Для свечи нужен не только воск, но и огонь, расплавляющий воск. Трагизм духовной жизни в том, что зажженная свеча сгорает, а незажженная – кому нужна?
Святой Дух многие жизни зажег благодатным огнем. В нем сгорала и плавилась, и обновлялась падшая природа. Два удивительных светильника зажег Господь: святых апостолов Петра и Павла, их же память ныне совершаем. В этом огне сожгли они свою земную жизнь, чтобы предстать престолу огнезрачными, как херувимы. Святого апостола Павла называют тринадцатым апостолом, потому что он не входит в число 12. Он не следовал за Господом во время Его земной жизни, не был свидетелем чудных дел Его. Но он больше многих потрудился в деле проповеди Христовой и за то назван Церковью Первоверховным апостолом.
Апостол Павел происходил из семьи фарисея. Учился у известного раввина Гамалиила, имел римское гражданство. Ревностный иудей Савл начал гонение на христиан в Иерусалиме. Он, по слову Деяний, "терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу” (Деян .8, 3). Из Иерусалима Савл отправился в Дамаск, "дыша угрозами и убийством на учеников Господа” (Деян. 9,1). На пути в Дамаск и произошло событие, определившее всю дальнейшую судьбу его. Когда он приближался к Дамаску, осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос: "Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна”. Савл в трепете спросил: "Что повелишь мне делать?” Господь ответил: "Встань и иди в город. Там сказано будет тебе” (Деян. 9, 3-6). Вместо преследования дамасских крестьян, Савл крестился и начал проповедовать Иисуса Христа. Иудеи хотели убить его, и ученики ночью в корзине спустили его со стены. 34 года проповедовал апостол Павел. Тысячи по слову его обращались ко Христу. Иные побивали его камнями. Били его и заключали в темницу. Последние годы жизни он провел в Риме. Приведенный туда в узах и там проповедовал Христа. Жизнь апостола закончилась мученически. Он был усечен мечом. Апостол Павел оставил в наследство Церкви большое богатство: 14 посланий, в которых изложены основы христианского знания и духовной жизни. В его посланиях есть трудно понимаемые места, о чем даже апостол Петр свидетельствует. В этих посланиях есть два выражения, которые могут послужить ключом к его душе. В них раскрывается дивная глубина всего духовного опыта апостола. Первое его выражение: "Жизнь для меня Христос”. Так апостол умел отдавать все силы своей души одному делу, одной любви. И второе выражение еще более удивительное: "Я хотел бы бить отлученным от Христа ради братьев моих”. Такова сила его милости. Самое дорогое и единственное в своей жизни он готов отдать ради братьев. "Надо до алмазного накала "Течение соверших, веру соблюдал. А ныне еще готовится венец жизни, его же обещал Бог любящим Его”. Вот, братие, какого удивительного предстателя и молитвенника дарует нам сегодня св.Церковь. Блаженны были те израильтяне,– говорит св.Димитрий Ростовский,– которых водил Бог по пустыне, и шел перед ними Сам. Днем – в столпе облачном, указывая путь, а ночью – в столпе огненном, освещая дорогу. И не оскудел столп облачный во дни, а столп огненный в ночи. Но нам ли завидовать иудеям? У нас есть свои новозаветные столпы – первоверховные апостолы Петр и Павел. И жизнью, и учением своим они указывают нам путь к небесному царству. Апостол Петр не был, подобно Павлу, знатного происхождения и не учился у знаменитых учителей. Он был рыбаком и сыном рыбака. Когда Иоанн Предтеча вышел на проповедь, Кифа сразу стал его учеником. Однажды Иоанн проповедовал, а Петр слушал. Вдруг Иисус приблизился к Иордану. Иоанн, указывая на Иисуса, сказал; "Се Агнец Божий”. Петр вместе с братом своим, Андреем, последовал за Христом. Долго шли они, два брата, и наконец, спросили: "Учитель, где живешь? Говорит им: пойдите и увидите”. Они пошли с Ним и провели у Него весь тот день. Через некоторое время Господь проходил по берегу Генисаретского озера. Петр и Андрей ловили рыбу вместе со своим отцом. Господь позвал их. С этого момента апостол Петр последовал за Христом навсегда. Господь любил апостола Петра и выделял его среди других апостолов. Он взял его вместе с Иаковом и Иоанном, когда воскрешал дочь Иаира, когда восходил на гору Фавор для преображения, когда томился в саду Гефсиманском, совершая последнюю молитву. В жизни апостола Петра и в жизни апостола Павла было событие, определившее судьбу. Однажды Христос спросил учеников: "За кого люди почитают Меня? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков. Он говорит: а вы за кого почитаете Меня?” Петр ответил: "Ты Христос, Сын Бога живаго”. И услышал пророческий ответ: "Блажен ты, Симон, сын Ионин; потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах”. "Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах”. Исповедание апостола Петра было выражением его глубокой и сердечной веры. Когда он увидел Господа ходящим по водам, как доверчиво попросил: "Позволь мне придти к Тебе по водам. Господи”. Вот, он перешагивает одной ногой через борт лодки, становится на волнующуюся воду и по зыбкой стихии шагает, словно по земле. Холодом обдает его сомнение: "Ведь вода!” – и тут же начинает тонуть. Как хорошо, что рядом Господь, который может протянуть руку и ввести обратно на корабль. Двор первосвященника. Холодно. Петр греется у костра. Подходит служанка и спрашивает: "Не ты ли был с Иисусом Назореем?” И Петр отрекся: "Не знаю этого человека”. Грелся у костра, а духом вдруг остыл. Всего лишь час, как он извлек меч и бросился на иудейскую стражу. А теперь вдруг оробел и отрекся: "Не знаю Человека Сего”. Разве не он говорил: "Если и все отрекутся, я никогда не отрекусь от Тебя”? И вот: "Не знаю Человека Сего”! Но Господь снова был рядом с ним. Закричал петух. Петр поднял голову и встретился глазами со своим Учителем. Вспомнил Его предсказание, вышел со двора и горько заплакал. Он не мог забыть это событие до конца своей жизни. Каждую ночь он просыпался при пении петухов, молился и плакал. Трижды отрекался апостол Петр во дворе первосвященника. Трижды заставил его Господь поклясться Ему в любви и верности. Помните, после Воскресения Господь спрашивает Петра: "Симоне Ионин, любиши ли Мя? Паси агнцы Моя!” И эту клятву апостол Петр уже не нарушил. После Пятидесятницы он сделался твердым в вере, как алмаз. До конца жизни он проповедовал Христа. Ни угрозы, ни побои, ни темница – не могли его остановить. Жизнью своей апостол Петр прославлял Христа Спасителя. Прославил и своей смертью. Церковное предание повествует, что во время знаменитого римского пожара апостол Петр был римским первосвятителем. Император Нерон зажег город и обвинил в поджоге христиан. Началось гонение. Христиан бросали на растерзание диким зверям, привязывали к столбам и зажигали вместо факелов для освещения пиршеств и гуляний императора. Вся община молила апостола Петра временно покинуть Рим. Он согласился. Рано утром он вышел из Рима и пошел по безлюдной дороге. И вдруг апостол Петр увидел, что навстречу ему идет Христос, склонившись под тяжелой ношей. На плечах у Него тот самый голгофский крест. В изумлении Петр остановился и спросил: "Куда идешь, Господи?” "Иду в Рим, чтобы снова пострадать, ибо ученики Мои бежали из города, чтобы спасти жизнь”. Видение исчезло. Тогда понял апостол, что Господь призывает его пострадать в Риме и принять мученический венец. Апостол вернулся в Рим. Вскоре его заключили под стражу и приговорили к распятию на кресте. Вот, когда сбылось пророчество Господа о смерти апостола Петра: "Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь. Сказал это, давая разуметь какой смертью Петр прославит Бога”. "Прострешь руки твои – как и Я на кресте”. Но апостол Петр считал себя недостойным распятия, подобно Господу, и просил пригвоздить его ко кресту вниз головой. Это событие произошло в 64 году в царствование императора Нерона. Для чего трудились святые апостолы? Чтобы в наших душах засветилась новая жизнь – жизнь вечная. Горит ли в нас этот огонь, или давно погас? "Кто знает о человеке, что в человеке? – спрашивает апостол Павел, и сам отвечает, – только дух человека, живущий в нем”. Вот почему, братие, каждый из нас должен спросить самого себя: "Светит ли во мне свет Христов, или погас?” Никто не ответит мне на этот вопрос, кроме собственной совести. Аминь.
Прот. Павел Адельгейм
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2033 |