|
||||||||||||||
Троицкая вселенская родительская субботаКак скоротечно наше время! Казалось, только недавно мы праздновали Пасху Христову, приветствуя друг друга радостными словами нашей веры «Христос воскресе!», и вот уже через несколько дней подходит к концу Пасхальный цикл богослужебного календаря. Завершает его двунадесятый праздник Святой Пятидесятницы. Он посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов на пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа (и на десятый день после Вознесения Господня) (Деян. 2:1−4). С этого события началась проповедь апостолами Евангелия всему миру, ясно открылась тайна Божественной Троичности, поэтому второе название праздника — День Святой Троицы. Этот праздник принято считать днем рождения Церкви Христовой.
В этот день храмы украшаются ветвями деревьев, цветами и травами, в знак того, что как возобновляется весною жизнь природы, так обновляются люди Святым Духом, пребывающим и действующим в Церкви Христовой.
Событием Сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, но в этом спасении участвуют и усопшие. Церковь, воссылая в день Пятидесятницы коленопреклонённые молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит чтобы и для усопших благодать Всесвятого и Всеосвящающего Духа Утéшителя была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь в этот день принимает молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых» (находящихся в аду). Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Эта суббота носит название Троицкой вселенской родительской поминальной субботы.
Именно о молитвенном поминовении усопших хотелось бы сегодня сказать более подробно.
Молитвы Церкви за усопших.
Православная Церковь с древнейших времен верует, что Божественная Литургия, молитва, милостыня, различные подвиги, например посты, которые приносятся за усопших, облегчают посмертную участь человека. О возможности изменения загробного состояния нас убеждает то, что усопшие принадлежат вместе с нами одному и тому же Телу Христову — Церкви. И хотя сами они не могут освободиться из ада, освобождение их возможно по молитвам Церкви, т. к. Господь сказал: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю… «(Ин.14:13); «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф.21:22). «Христос имеет ключи ада и смерти» (Откр.1:18).
В Церкви существуют дни особых молений об умершем: третий, девятый, сороковой, годовой день по кончине христианина, а также каждая годовщина смерти. Кроме поминовения каждого умершего в отдельности, Церковь совершает в определенные дни года поминовение всех прежде почивших христиан. Панихиды (заупокойные богослужения), которые совершаются в такие дни, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — вселенскими родительскими субботами. Таковыми являются Троицкая и Мясопустная родительские субботы. Также есть дни особого «нарочитого» поминовения усопших: Радоница, Дмитриевская родительская суббота, 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста, дни особого поминовения усопших воинов: день Усекновения главы Иоанна Предтечи (29августа/11сентября) и 9 мая.
Сегодня мы поговорим о Троицкой вселенской родительской субботе.
Вселенской поминальная суббота названа потому, что в этот день мы по обычаю, установленному святыми отцами еще со времен первых христиан, совершаем панихиду о всех почивших, то есть о прародителях наших. В этот день отменяются все другие богослужебные темы; живые члены Церкви приглашаются как бы забыть самих себя, и в усиленной молитве обо всех умерших членах Церкви, родных и чужих, знакомых и незнакомых, — явить в полной мере свою к ним братскую любовь. Особенно же - к тем, кого постигла безвременная смерть в чужой стране, вдали от родных, в море, в пропастях и неприступных горах, от голода или инфекционных болезней, кто пал в сражении, сгорел в огне, замерз или погиб во время стихийных бедствий, — то есть ко всем тем, кто не успел покаяться перед смертью, над кем не было совершено погребального обряда.
Накануне родительской субботы в пятницу вечером служится парастас (в переводе с греч. «предстояние», «предстательство», «ходатайство») — последование великой панихиды по всем усопшим православным христианам.
Вместе с записочками об упокоении усопших (имена пишутся в родительном падеже) и приносимой милостыней в виде различных заботливо приобретенных продуктов «на помин души», на панихиду часто приносится кутия: сладкая каша из зерен с изюмом, орехами и цукатами. По толкованию отцов Церкви, кутия имеет символическое духовное значение. Своим видом она напоминает, что «человек как семя, как пшеница, опять восстанет Божественною силою и, как бы проросший, приведен будет ко Христу, живым и совершенным» (св. Симеон Солунский). Мед же или сахарный сироп, которыми сдабривается кутия, означает наслаждение усопшего вечными благами Богообщения.
Утром в родительскую субботу во время Литургии поминаются все прежде усопшие христиане. Литургийное поминовение является наивысшей молитвою о чадах Церкви. Поминовение совершается во время:
1. проскомидии (первой части Божественной Литургии),
2. на заупокойной ектенье (вторая часть Божественной Литургии)
3. по освящении Святых Даров (во время пения хором «Достойно есть…» или задостойника — третья часть Литургии).
Поминовение на Литургии живых и усопших завершается дерзновенным воззванием Церкви: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих» (Отмой, очисти, Господи, грехи поминавшихся здесь драгоценною Твоею Кровью, по молитвам Твоих святых). В этот момент частицы просфор, вынутые на проскомидии за здравие и об упокоении подаваемых в записочках чад Церкви, в конце Литургии после причащения верующих, опускаются в Святую Чашу с Телом и Кровью Христовою. Поэтому, Литургийное поминовение по своему значению, силе и действенности не может быть сравниваемо ни с какими другими молитвенными поминовениями.
После окончания Литургии снова служится панихида.
В Православной Церкви не принято за Литургийным богослужением и в гласных молитвах (произносимых во всеуслышание) поминать тех, кто не является членами Церкви: некрещеных, инославных христиан, иноверных, самоубийц (если нет архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение).
Это, однако, не означает того, чтобы за них вообще нельзя было молиться. Родные, близкие, все должны в домашней молитве с особой силой молиться за таковых и раздавать милостыню. Тем более, что мы никогда не знаем того внутреннего состояния, которое привело человека к смертному греху.
И хотелось бы завершить сегодняшний очерк словами проповеди в одну из Родительских суббот священномученика Сергия Мечева: «Не отягчайтесь именами, которые будут сегодня здесь поминаться. Помните, что каждое имя кому-нибудь дорого… Нам бесконечно дороги имена тех, за кого мы молимся, так давайте же в кротости и смирении помолимся и за них, и за тех, кто дорог другим.
Помните, что когда-нибудь и мы отойдем в другую жизнь, и будет эта служба совершаться без нашего участия, и мы были бы тогда в радости, если бы о нас вспомнили и помолились за нас и те, кто нас знает, и кто не знает, но пришел и молится здесь о всех прежде почивших праотцах, отцах и братьях наших, здесь лежащих и повсюду православных».
Образование и Православие /
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3315 |