Опубликовано 09.03.2015 в рубрике  Новостная лента » Церковные праздники
 

СВЕТ ХРИСТОВ ПРОСВЕЩАЕТ ВСЕХ. Слово игумена Афонского Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии на праздник святителя Григория Паламы


Время Великого Поста – это время особого духовного напряжения, духовного внимания, когда мы должны собрать все наши силы, рассеянные сéмо и овáмо (здесь и там, всюду) и направить к тому, что есть едино на потребу (ср.: Лк. 10, 40-42).
 
СВЕТ ХРИСТОВ ПРОСВЕЩАЕТ ВСЕХ. Слово игумена Афонского Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии на праздник святителя Григория ПаламыЧеловек, вступивший в звание христианское, обязан всю свою жизнь проводить достойно этого призвания, проводить не плотскую и греховную жизнь, но жизнь духовную во Христе. Пост существует для того, чтобы восполнить нашу неисправность в духовной жизни на протяжении всего года. По количеству дней он составляет десятую часть года – десятину нашего времени, которую мы должны посвятить на служение Господу.
Во второе воскресенье Великого Поста святые отцы установили особое празднество: воспоминание трудов и подвигов святителя Григория Паламы. И Праздник этот, как и Праздник предыдущего воскресного дня, учрежден Церковью не случайно.
Святитель Григорий Палама был не просто выдающимся архипастырем, добре управившим свое стадо и положившим душу за овцы. Церковь приравнивает его к Учителям и Отцам Церкви, таким, как святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, которые потрудились над формированием православного вероучения, хотя он жил много позднее эпохи Вселенских Соборов, почти на закате Византийской Империи.
Почему же один из воскресных дней Святой Четыредесятницы был назван в честь этого святителя?
Святитель Григорий Палама своими трудами отстоял право христианина на духовную, благодатную жизнь, право на стяжание человеком в полноте его духовно-телесной природы Божией благодати, на богопознание и обожение. Главная цель его трудов была богословски обосновать опыт духовной жизни православного монашества, который является эталоном или образцом для всех верных Церкви Христовой. Жизнь не только монаха, но каждого христианина заключается не только в посещении храма, чтение определенных молитв, участии в таинствах и обрядах, в исполнении тех или иных обязанностей христианина – все это очень важно, но если при всем этом христианин не будет стараться вести внутреннюю духовную жизнь, повседневно, ежечасно корректируя свои мысли, чувства, желания в соответствии с Евангелием, он не достигнет главной цели своей жизни, не исполнит своего предназначения, не привлечет к себе божественную благодать, не станет храмом Божиим и «богом по благодати».
Преподобный Симеон Новый Богослов ясно говорит, что кто не стяжал благодати в сей жизни – не может называться христианином. Преподобный Симеон как бы формулирует более возвышенный критерий причастности к христианству; для него недостаточно формальной принадлежности к Православию, но необходимо еще и опытное приобщение к плодам крестного подвига, воскресения и вознесения Христа. Благодать Божия – это энергия, с помощью которой непознаваемый по природе Бог открывается верным. По благодати верный христианин может не только стать боговедцем, но и стать богоносцем, стяжать Бога внутри своего сердца. Тот, Кого не вмещает ни небо, ни земля, по благодати вмещается в сердце человека. Но сердце это должно быть очищено от страстей. "Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят" (Мф. 5,8). А когда Сам Господь почиет в сердце твоем, тогда, се Царствие Божие внутрь вас есть (ср.: Лк. 17, 20-21). Тогда человек, подобно апостолам на Фаворе, созерцает Господа во свете и славе непреступной Божества.
Благодаря трудам святителя Григория Паламы практика духовной жизни была заново осмыслена в свете святоотеческого богословия и получила глубокое догматическое обоснование. Внутренняя, сокровенная жизнь в Боге, борьба со страстями, поиск и стяжание благодати – являются неотъемлемыми сторонами Православной духовности. Если бы святитель Григорий Палама не смог отстоять их в свое время, тогда духовная жизнь Православного христианства потеряла бы свою полноту и целеустремленность, превратившись в формальное, обрядовое христианствование, лишенное живого опыта богопознания, сопребывания и собеседования с Богом.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 2    
  Версия для печати        Просмотров: 2091

Ключевые слова: Святитель Григорий Палама, Святая Гора Афон, проповедь

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (19)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930