|
||||||||||||||
Миссия в «куличный» деньОсталось полторы недели до того момента, как к храмам потянутся во множестве люди, которые, за редкими исключениями бывают в церкви дважды в год: на Богоявление – взять святой воды, и в канун Пасхи – освятить куличи. Как помочь таким людям понять, что жизнь церковная этим не ограничивается, что они пропускают нечто жизненно важное, что они могут опоздать на Встречу, не встретиться со Христом в Таинстве Евхаристии? Протоиерей Виктор Теплицкий, председатель отдела Красноярской епархии по взаимодействию с молодёжными организациями, рассказывает: − Мы, наш молодежный отдел, стараемся к таким дням сделать открытки: на одной стороне − информация о том, что есть такая молодежная группа, а на другой – праздничное приветствие, например, «Поздравляем с праздником Пасхи». К большим праздникам издаем небольшие информационные буклеты и раздаем их входящим. Думаю, что это наиболее оптимальная форма работы. Ведь каждого хватать за локоть не будешь, а если вручить человеку вежливо открыточку или буклет со словами: «Пожалуйста, почитайте», наверное, ему будет приятно. По мнению отца Виктора, в работе с «праздничными захожанами» должна быть особой роль священников, которые дежурят в храмах, потому что люди, которые приходят поставить свечки, зачастую очень нуждаются в том, чтобы их выслушали, помогли. − Нужно, чтобы священник, который находится при храме, был «мобильным», был всегда готов помочь кому-то, − считает он. А как готовятся к такой акции ребята, которые участвуют в просветительских акциях по раздаче листовок с разъяснением смысла праздника? Готовы ли они к тому, чтобы стать на день «уличными миссионерами»? Раздают листовки не случайные люди, отметил глава молодежного отдела: − Участниками акций становятся члены православных молодежных клубов. А что такое «молодежки»? В них, как минимум, проходят лекции, беседы, общение друг с другом, евангельские кружки. Таким образом, молодой человек обязательно обладает каким-то минимумом знаний, чтобы ответить на простые вопросы, что-то доходчиво рассказать. Участвуют в миссионерских акциях ребята не один раз, и уже, можно сказать, накопили опыт, позволяющий им общаться с людьми. К тому же младшие учатся у старших, так что опыт передается. Мы проводим эти акции на праздники Святой Пасхи, Рождества Христова, Богоявления, а еще в День православной семьи, когда празднуется память святых Петра и Февронии. Разумеется, оценивать результаты акций в количественных категориях невозможно: волонтеры раздают информационные буклеты, а вот когда и каким образом придет получивший эту информацию человек в храм – это уже дело его личного внутреннего выбора. − Но могу сказать, − продолжает отец Виктор, − что на этих листовках напечатаны в том числе наши данные: телефоны, адрес сайта, и люди после таких акций выходили на нас, спрашивали, интересовались. Конечно, это не массово, но главное − сколько-то людей обратятся, поймут, что они небезразличны, что здесь им хотят помочь. Может, это произойдет и не прямо сейчас, а в тот момент, когда у человека в жизни будет сложный период… Протоиерей Виктор Теплицкий рассказал, что за один день акции раздается несколько сот открыток, буклетов, кроме того, ребята оставляют буклеты в храмах, и их самостоятельно разбирают прихожане. Священник Максим Бурдин, клирик Успенского кафедрального собора Астрахани, проиллюстрировал свой ответ рассказом о работе с людьми, которые стояли в очереди, чтобы поклониться принесенному в храм на несколько дней образу блаженной Матроны Московской с частицей ее мощей. — По телевидению прошла информация о том, что у нас в храме находится святыня, и если в предыдущие дни к ней стояла очередь из нескольких человек, то буквально на следующий день очередь выросла настолько, что заканчивалась под колокольней Астраханского кремля. Это значительное расстояние. Мы подумали, что людей, которые приходят сейчас в храм, надо, по слову Писания, уловлять (см. Лк. 4. 19), и потому предприняли несколько действий. Прежде всего, сделали так, чтобы весь день в соборе дежурил священник, который не сидел за столом в церкви и ждал, когда к нему придут с вопросами, а ходил вдоль очереди из начала в конец. Священники даже шутили, что это хороший повод поправить свою фигуру и подышать свежим воздухом — благо, было близко празднование Пятидесятницы. За одну-две ночи были подготовлены тексты для просветительских листовок. В буклетах говорилось о житии блаженной Матроны и святителя Фаддее, архиепископа Тверского. Святой новомученик когда–то был на нашей кафедре, и его мощи привезли в храм одновременно с иконой блаженной Матроны. Кроме того, мы повторили тираж листовки о Таинствах исповеди и причастия, которая хорошо себя зарекомендовала задолго до наплыва людей. Священник ходил по очереди и раздавал листовки — не безлично, а каждому персонально: «Это лично Вам». Священнослужители из соседних храмов в те дни любезно согласились нам помочь и также приняли участие в акции. Отец Максим отметил при этом очень важную деталь: по его наблюдениям, люди положительно воспринимают такую форму миссии только в том случае, если листовки раздает не мирянин–волонтер или сотрудник храма, а именно священнослужитель. — В тексте листовки можно увидеть, что она напечатана по благословению правящего архиерея, но для приходящих людей, которые не знакомы с церковной жизнью, это почти ничего не значит. Раздающий листовки мирянин часто ассоциируется с сектантами, к которым народ относится настороженно. Когда наш библиотекарь на праздник Богоявления раздавала листовки о святой воде, к ней подходили и говорили: «Вы, небось, иеговистка, не надо нам свою веру насаждать. Имейте совесть, уже в церковь для этого пришли». Женщина пыталась убедить, что является сотрудником прихода и действует по благословению настоятеля, но это звучало неубедительно. Случалось, что прихожане просто отказывались брать наши издания, ничем не мотивируя своё решение. Просто — нет. Священник также отметил, что не стоит сразу ждать ошеломительных результатов миссионерской деятельности − линейная зависимость между чтением просветительской листовки, беседой с батюшкой в такой очереди наблюдается довольно редко: − Раньше я всерьёз думал, что вот сейчас мы, молодые и активные, кинемся в эту толпу с проповедью, и уже завтра будут результаты. Господь дал ясно понять, что не всё так просто. По нашим подсчетам, за несколько дней через храм тогда прошло семнадцать тысяч людей. Число вздыхавших о том, что они давно не причащались, было велико. Вздохи и переживания обратились в дела у очень малой части. И даже этот результат оправдывает все наши труды, на мой взгляд. А что должно быть в листовках, раздаваемых прихожанам и «захожанам» − описание праздника, обрядовые подробности или рассказ о православной жизни, догматах, богослужении? Отец Максим делится опытом своего прихода: − Я занимаюсь издательской деятельностью при храме, все листовки проходят через мои руки и чаще всего мною и готовятся к выпуску. Для меня и моих коллег настоятель поставил задачу меньше говорить о внешней стороне Церкви, а больше − о внутреннем и нравственном содержании веры. Да, мы можем говорить о вербах, куличах, но если не скажем о Христе, это будет провалом всей нашей проповеди. Но вот еще один аспект таких миссионерских акций: после массовой раздачи таких листовок порой приходится часть из них видеть выброшенными в грязь или на помойку. «В этом тоже есть определенный риск: так священное слово и изображения святынь могут оказаться попранными», − отмечает священник Максим Бурдин и рассказывает, что его супруга в праздничные дни не раз собирала выброшенные людьми по дороге из храма листовки. − Если мы напишем мало о празднике, это прочитают, если предложим людям больший объем информации − у листовки больше шансов оказаться в мусорном ящике, − делится отец Максим размышлениями. А должны ли быть особые подходы к «праздничным захожанам»? Индивидуальный подход должен быть к каждому человеку, считает собеседник портала «Приходы», − нельзя подходить к людям как к массе, как к толпе. − В ведении нашего прихода находятся два храма, на праздники мы служим три Литургии, а священников − всего четыре. Чаще всего на Пасху и Рождество мне приходится исповедовать ночь и следующее утро. В такие дни стараемся совершить исповедь наших постоянных прихожан заранее − в Сочельник или в Великую среду. В сам праздник к Таинству покаяния приходят те, кого часто называют захожанами. Если начнешь ко всем им одинаково относиться, будешь виноват пред Богом. Но и в индивидуальном подходе есть свои тонкости − во первых, очень мало времени, это диктуется просто продолжительностью богослужения. Обычно остается час – час двадцать времени, а людей много − тут особенно не разговоришься. Но все равно стараемся проповедовать, призывать к покаянию. Тяжело! Подходят: «Нам надо поговорить со священником». Отвечаю: «Друзья, сейчас не самый подходящий момент, но вот вам мой номер телефона». Для этого заранее заготавливаю визитные карточки или пишу свои имя и телефон на листочках. Предлагаю встретиться, поговорить хотя бы завтра, объясняю, что если мы будем долго беседовать сейчас, во время службы, другие члены общины от этого пострадают. Слышу в ответ: «Обязательно наберу завтра, а Вы меня непременно ждите». Ну, наверное, уже набралось человек пятнадцать-двадцать, кого жду год или больше. Так что же главное для православного миссионера в такие дни, спрашиваю отца Максима. — Уникального миссионерского рецепта не существует, универсальной остаётся заповедь о любви. Пока сам не попробуешь, пока не покрестишь сто пятьдесят или двести взрослых людей, предварительно проведя с ними беседы, пока не поговоришь раз за разом, из года в год со стоящими в таких вот очередях, трудно что-то понять. Методы приходится искать на практике, к сожалению, не без ошибок. Самое главное в этом служении, на мой взгляд, − не унывать.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1672 |