|
||||||||||||||
Протоиерей Андрей Ткачев: Когда пост становится самообманомЕсли человек грызет одни сухари, но при этом смотрит все, что предлагает ему телевизор, – он не постится. О значении поста в контексте всей жизни и о том, как не впасть в заблуждение рассказывает протоиерей Андрей Ткачев, настоятель киевского храма прп. Агапита Печерского. – Как не провести пост так, чтобы он прошел мимо? Как не превратить его в формальность? Какие конкретные задачи нужно ставить на пост? Христиане, например, никогда так много не грешат, как тогда, когда пост заканчивается. В течение поста более-менее у нас есть обычай застегнуться на все пуговицы, взять себя в руки. Но когда пост заканчивается, мы выписываем себе индульгенцию на то, чтобы отвязаться от всех правил и законов. Начинается какое-то разливанное море беззакония. Итак, пост – это всего-навсего концентрированное выражение к жизни вообще. Меру достоинства любого дела определяет то, ради чего и ради кого ты это делаешь. Если пост держится человеком ради диеты, в смысле улучшения состояния здоровья или внешнего вида, то это диетологические упражнения, и у них одна цена. Если пост делается, потому что «так надо», без критического осмысления, то это есть следование традиции, не посоленное личным отношением. Тут другая цена. Пост нужно посвятить, как и все остальное, лично Господу Иисусу Христу, связав пост в своем сознании с тем фактом, что это была первая заповедь. Заповедь «Не вкушай» была первой заповедью новосотворенного человека. Согласно Книге Бытия, Господь Бог воспитывал человека и создал его не в атмосфере вседозволенности, а дал ему заповеди. Вначале простейшие, однако, конкретные, запретительные и повелительные. Повелительная была возделывать и хранить Эдемский сад, а запретительная – не вкушать от одного из деревьев сада, от Древа Познания Добра и Зла. Поэтому «Не вкушай» – это первая запретительная заповедь человеку. Необходимо вписать свой пост в контекст этой заповеди. Нужно отказаться от определенных родов пищи с тем, чтобы истончить свою телесную природу, несколько ослабить её влияние на душу. Чтобы рабство души у тела, если не исчезло, то ослабилось, и чтобы душа расправила крылья. Дух и плоть после грехопадения находятся в противоборстве, и они примириться не могут. Дух хочет противного плоти, а плоть хочет противного духу. Это, по сути, борьба человека с самим собой. Самая великая борьба – это борьба с самим собой. Об этом говорят все великие культуры, об этом говорит, конечно же, Священное Писание. Побеждающий города, по слову Соломона, не так славен, как обуздывающий гнев. И человек, побеждающий себя, воздерживающий язык или другие свои движения души, более славен, чем все остальные победители. Нужно разделить пост и воздержание. Воздержание – это некое уменьшение еды, отнятие времени от сна, умножение молитв, а пост – вообще неядение. Не есть и не пить – это собственно и есть настоящий пост. Если туда ещё включить молитву, то это есть война. Война с собой, с миром падших духов, влияющих на всякого человека, главным образом на его мысли. Если человек вступает в этот труд, то он – воин Христов. Человек должен знать себя самого. Никто не знает, что у человека внутри, кроме духа, живущего в человеке. Я знаю свои проблемы. Вы должны знать свои внутренние и духовные проблемы. Если вы не знаете их, то вы, быть может, вообще ничего не знаете. Как вы можете знать другого человека или происходящее в мире, понимать все это правильно и давать достойную оценку, если вы не понимаете самих себя? Человеку вменяется необходимость самопознания. Об этом апостол Павел говорит Тимофею: «Вникай в себя и в учение, занимайся им постоянно». Заметьте: вникание в себя предваряет вникание в учение. Чтению Библии предшествует повеление «Вникай в себя!». Если ты не будешь знать себя, то ты дальше не двинешься. Человек – как воевода в городе – должен знать, какая из стен плохо укреплена, и какие из ворот более всего могут подвергнуться нападению. Так же и всякий из нас должен знать себя. Знание своих проблем определяет направление борьбы. Словно военный стратег христианин должен нарисовать на карте личной войны синими и красными стрелочками направления главных ударов. Это нужно как раз для того, чтобы пост не был формальностью. Борец неизбежно приходит со временем в изнеможение. Он ощущает, что враги сильны и тогда он начинает молиться Богу о помощи. И до этого состояния должен каждый из нас дойти. До состояния священной немощи и взывании к Богу о помощи. Кроме того, существует такая необходимая вещь для современного человека, как информационный пост. Если человек отдает уши и глаза на откуп всему тому, что показывается по телевизору и в интернете, всему тому, что поется по радио, он не постник – он обманщик. Обманщик себя самого. Если человек пьет молоко и не смотрит телевизор, но читает Евангелие каждый день – это хороший человек в отношении поста. Это даже подвижник. Он совершает посильный подвиг. Если же человек грызет одни сухари, но при этом смотрит все, что предлагает ему ТВ, – это самобманщик. Он не постится. Главное ведь в нас не брюхо, простите, а сфера ума. И этой сферой ума вращает лукавый, как игрушкой. Итог: чтобы пост не стал формальностью необходимо совершить его во имя Иисуса Христа, как борьбу с собой ради Царствия Божьего. Оно – Царство – силой берется, и употребляющий усилия достигает его. Надо в духовном смысле овладеть Обетованной землей. И тогда не будет никаких формальностей. Будет все очень строго, честно, по-настоящему, и это даст человеку венцы и награды.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1949 |