|
||||||||||||||
Гражданство земное и гражданство небесноеХристос действительно устанавливает вечное Царство – но совсем не то, которого хотели люди в древнем Израиле и совсем не то, которого они хотят сейчас. Все мы, в России и на Украине, оказываемся перед необходимостью определиться с нашей идентичностью – и нашими обязательствами. Сейчас самое время – и время текущего кризиса, и время поста – чтобы вспомнить, кто мы такие и что из этого следует. Нынешний кризис показывает, как остро люди переживают свою идентичность – люди яростно препираются не за какие-то осязаемые вещи, вроде безопасности или достатка, а за ущемленную национальную гордость, за свое чувство принадлежности к нации, за возможность объединиться со «своими» хоть в чем-то – хоть в приступе коллективной обиды и гнева. Вчерашние благочестивые христиане находят себе гораздо более привлекательную религию, дающую гораздо больше драйва – воспаленный патриотизм. Причем это очень далеко от любви к Родине в смысле желания блага ей и ее жителям – люди жаждут порвать все экономические связи, ввести визы, мечтают увидеть по соседству обвал и катастрофу, которая наверняка ударит и по ним самим, подзуживают готовых подраться и следят за драками с восторгом болельщиков. Некоторые священники – и даже иерархи – будучи увлекаемы тем же ветром, горячо уверяют, что Господь Бог безоговорочно поддерживает борцов за правильное национальное дело и уже готовит небесные кары его врагам. В этой напряженной атмосфере большим утешением является Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви, в котором Церковь еще раз подчеркнула, что она является Матерью всем своим чадам, независимо от их политических воззрений. Все мы, в России и на Украине, оказываемся перед необходимостью определиться с нашей идентичностью – и нашими обязательствами. Сейчас самое время – и время текущего кризиса, и время поста – чтобы вспомнить, кто мы такие и что из этого следует. Святой Апостол Павел пишет: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем]» (Еф. 2:19,20). К кому святой Апостол обращает эти слова? К тому же, к кому обращено слово Божие вообще – к Церкви, к народу Божиему. Он пишет о том, что мы – сограждане святым, у нас есть гражданство Небесного Града, которое мы получили в святом Крещении. Иисус Христос – наш Царь, а мы – Его подданные. Здесь надо сделать несколько уточнений относительно Царства. Обычно, когда люди говорят о «Царстве Небесном», они имеют в виду что-то вроде «того места, куда души праведников отправляются после смерти», «Царство ему Небесное» – вежливый отзыв на известие о чьей-то смерти. На самом деле, в библейском контексте «Царство» – это скорее «царствование», «владычество» Бога, реальность, в которой Бог является царем. Это Царство, с одной стороны, уже пришло, с другой – ему еще предстоит открыться. Царство пришло на землю в лице истинного Царя – Господа нашего Иисуса Христа. Те, кто обращаются ко Христу с покаянием и верой, становятся его подданными. Это Царство медленно растет в человеческой истории – как дерево или закваска – принимая в себя людей и целые народы, но остается, до поры до времени, предметом веры. Желающие могут его отрицать. Как сказано в Евангелии, «быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. 17:20,21) Однако придет день, когда Христос явится во славе, и пред ним преклонится всякое колено (Фил. 2:1), и те, кто сделались подданными Царства, Войдет в Его вечную радость. В отличие от ложных мессианских претендентов, Христос действительно устанавливает вечное Царство – но совсем не то, которого хотели люди в древнем Израиле и совсем не то, которого они хотят сейчас. И тогда, и в наши дни люди поклоняются насилию и беспощадности, Степану Бандере и Иосифу Сталину, тем, кто убивает и попирает. Христос устанавливает Царство не тем, что убивает, а тем, что дает Себя убить – и принимает в это Царство тех, кто уверует, что этот окровавленный Человек, висящий на Кресте, есть Спасение Божие, Дверь, ведущая к вечной жизни. «Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мар. 10:42–45). Цари земные посылают подданных умирать за них – истинный Царь умирает за своих подданных. Земные Царства принуждают людей к повиновению силой оружия – истинный Царь терпеливо ожидает их обращения. Он широко распахивает дверь, приглашая войти всех и каждого. Каждый из нас решает, хочет он войти или нет. Но наступит момент, когда дверь затворится, (Мф. 25:12), те, кто не пожелали войти, когда их звали, поищут войти и не возмогут (Лк. 13:24). Мы входим в Царство покаянием и верой – мы покоряемся Иисусу Христу как Господу и вверяемся Ему как Спасителю. Если мы подданные Иисуса Христа, наши обязательства перед Ним обладают безусловным приоритетом перед любыми другими обязательствами, притязания Христа на нашу жизнь и на наше послушание – перед любыми другими притязаниями, высказываются ли они от имени стран, или народов, или правительств, или всего прогрессивного человечества или кого бы то ни было еще. Великое утешение – быть подданным Небесного Иерусалима, Града, где правит Христос, а не политики. В этом городе нет вражды и распрей, ненависти и обмана, там никто не ищет оскорбить и унизить другого, там святые всех народов пребывают в совершенной любви и единодушно молятся пред лицом Божиим о нас, совершающих свой путь на земле. Там мы свои, там мы дома, и мы призваны поступать, исходя из этого нашего гражданства. И нам сказано, как – и Церковь нам еще раз напоминает: «Миссия Церкви, священный долг всех ее чад – стремиться к миру на земле народов Святой Руси, призывать к отказу от языка ненависти и вражды». Нам заповедано быть миротворцами. Таков наш долг перед нашим Отечеством – Небесным Иерусалимом.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1870 |