|
||||||||||||||
В середине постаВступив в Великий пост, Церковь наполняет каждый воскресный день особым содержанием и для поддержания своих чад приводит примеры духовных подвигов прославленных святых. Во второе воскресенье поста отмечалась память Фессалоникийского архиепископа Григория Паламы, жившего в XIV веке и отстаивавшего учение о нетварном свете и постижении Бога. Установление празднования в честь святителя в одно из воскресений поста связано с полемическими мотивами, актуальными для того времени. Для современных христиан этот день есть, прежде всего, напоминание о важности молитвенного подвига. Третье воскресенье называется Крестопоклонным и посвящено воспоминанию о перенесении в VI веке в Константинополь из Апамеи части древа Креста Господня. На утрени после великого славословия на середину храма выносят крест, и ему совершается поклонение. В текстах службы этого дня Крест называется «сокровищем священия и силы» − таким образом, взирание на Крест и поклонение ему дают верующим силу и воодушевление на продолжение второй половины поста. Среду седмицы, начинающейся этим воскресеньем, называют «преполовение постов». Именно с того дня, считающегося серединой поста, на литургии Преждеосвященных Даров начинают возносить прошения о готовящихся приступить ко крещению. В традиции Древней Церкви люди, желающие принять христианство, в течение второй половины поста научались основам веры, а в Великую субботу над ними совершалось Таинство крещения. В песнопениях Крестопоклонной недели верующие призываются «не внешне проходить поприще поста, сетуя в лицех», но непрестанно молиться в клетях своих душ. Четвертое воскресенье Святой Четыредесятницы посвящено памяти преподобного Иоанна Лествичника − святого VI столетия, проходившего свой жизненный подвиг в монастыре на горе Синай и написавшего книгу «Лествица», которая представляет собой руководство к нравственному совершенствованию. Упоминания о праздновании памяти этого святого в четвертое воскресенье поста начинают появляться в триодных рукописях с XIV столетия. В четверг пятой седмицы в храмах совершается чтение полного канона Андрея Критского, также читается житие Марии Египетской. Эта служба иначе называется «Мариино стояние». Считается, что данная богослужебная особенность может быть связана с празднованием памяти преподобной Марии (1/14 апреля), которая в дни Великого поста могла переноситься с буднего дня на воскресенье или совершаться в самый день памяти. Таким образом, богослужения четверга пятой седмицы и само пятое воскресенье Великого поста в настоящее время связаны с преподобной Марией, которая является ярким примером покаяния и преодоления своих страстей. Сама она жила в VI столетии по Рождестве Христовом, а житие святой было составлено Иерусалимским патриархом Софронием в VII веке. В субботу этой недели на утрени читается акафист Пресвятой Богородице. В синаксаре на тот день сообщается, что служба установлена в память спасения Константинополя от осады персов в 626 году. В паремийных чтениях, сопровождающих субботу акафиста, мы сможем увидеть отображение общего хода персидской войны, которая воспринималась византийцами как наказание за их грехи. При этом исследователи считают, что сам акафист связан с праздником Благовещения и мог читаться накануне этого праздника. Вероятно, окончание персидской войны совпадало с Благовещением и потому могло отмечаться совместно с ним, а впоследствии сам праздник занял самостоятельное место в богослужебном календаре. В богослужениях шестой седмицы поста уже появляется тема прихода Христа в Иерусалим и приготовлений Его учеников к еврейскому празднику Пасхи; кроме того, все настойчивее звучит тема Страстей Христовых: ад уже предчувствует свою погибель и слышит приближающиеся шаги Христа. В первую половину недели за богослужением слышатся призывы подражать терпению бедного Лазаря, а ближе к концу седмицы уже вспоминается Лазарь Четверодневный. Вечером в пятницу словами «Душеполезную совершивше четыредесятницу…» заканчивается Великий пост. Следующая седмица посвящена Страстям Христовым, воспоминанию Его распятия, смерти и тридневного погребения, после которого мы будем встречать Светлое и Всеславное Воскресение Христа.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1734 |