|
||||||||||||||
Сорок жаворонков...Есть в нашем церковном языке одно слово, которое, являясь переводом с греческого, при этом не совсем точно отражает смысл изначального понятия. Это слово «мученик». Дело в том, что слово «мартирос», которое когда-то перевели как «мученик», на самом деле означает «свидетель». Такой неточный перевод связан с тем, что подвиг прославленных в этом чине святых был связан именно с бесстрашным перенесением мучений, свидетельством о Христе ценой своей крови. Гонение после гонений Времена гонений на христиан окончились с приходом к власти святого императора Константина Великого. В 313 году Константин и его соправитель Лициний издали эдикт, который называется Миланским − по городу, в котором он был принят (кстати, в прошлом году было ровно 2000 лет со дня издания этого эдикта). Он давал христианам равные со всеми прочими права на открытое и безбоязненное исповедание своей веры. Хочется написать: с этого дня кровавые гонения и бесчеловечные истязания, обрушивавшиеся на тех, кто исповедовал веру Христову, ушли в прошлое, но… не ушли. И я сейчас говорю не о времени новомучеников, а о все той же эпохе святого императора Константина. Как раз в то время, уже после обретения свободы вероисповедания, когда христиане более не ожидали ничего дурного, а Церковь начала выходить из катакомб, и пострадали люди, память которых празднуется сегодня. Дело в том, что соправитель и бывший единомышленник Константина, Лициний, решил радикально, как говорят в политике, переменить курс и начал активно уничтожать христиан. Он готовился к войне с Константином, а попутно стал «очищать» свои войска от христиан, опасаясь с их стороны предательства. Опасения были нелепыми, ведь именно среди христиан были самые преданные воины, служившие «не за страх, а за совесть». Но предатель, каким и был Лициний, сам всюду видит предательство — это психологический закон... Подвиг мучеников Вот что повествует предание о Севастийских мучениках. «В то время в городе Севастии, находившемся под властью Лициния, одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Войны предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет». На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу, снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Вновь услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков. Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием, попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что христиан ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные». На следующий день суд и допрос перед мучителем повторился, воины же остались непреклонны. Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал их тридцать девять и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я христианин!» – и присоединился к мученикам. Стоя в воде, он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами». Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а стороживший их Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время той мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их. Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрал останки славных мучеников и с честью похоронил их» (Настольная книга священнослужителя). Птички в память мучеников Известны имена всех в Севастийском озере пострадавших: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай. Память святых сорока Севастийских мучеников всегда отмечалась в Церкви с торжеством и большой любовью к ним. В этот день ослабляется строгость Великого поста. А на Руси традиционно в этот день пекли «жаворонков» − печенье в форме маленьких птиц. Ровно 40 штучек, в память каждого из сорока мучеников. Казалось бы, какое отношение жаворонки имеют к воинам Христовым?.. Дело в том, что эта птичка, по мысли наших предков, символизирует свидетелей Христовых − мучеников: как жаворонок взмывает с песней ввысь, к солнцу, так святые мученики Христовы с победным пением устремляются к Солнцу Правды — Христу Богу.
Екатерина Макалец, катехизатор |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1721 |