Опубликовано 14.03.2014 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Андрей Золотов. Моя Украина


Вчера мне написал из Киева мой армейский товарищ, которому теперь, стало быть, 45 лет, что он прошел медкомиссию и признан годным к военной службе… Воспоминаниями о времени, проведенном на Украине, делится Андрей Золотов.


 

Андрей Золотов. Моя УкраинаКогда я рос в Москве в 70-е годы прошлого века, то знал, что мой дедушка по материнской линии Дмитрий Михайлович родился в Херсоне, а его отец, мой прадедушка Михаил Ипполитович Мартиновский был инженером-портостроителем, действительным статским советником, и построил порты в Николаеве, Херсоне и Махачкале. В семейных альбомах красовались фотографии импозантного лысого господина с роскошными усами и в сюртуке, а моя двоюродная бабушка — другая его дочь — показывала мне настоящий цилиндр, который Михаил Ипполитович купил для участия во всемирной выставке в Париже в 1900 году. Знал я и то, что его отец, мой прапрадед, был священником в Тульчине, и у него было одиннадцать детей. А за ним — еще много поколений священников.
Моя мама в детстве про священство своего прадеда не знала — об этом тогда не говорили. А в 70-е — 80-е годы уже не боялись.

Прошло время, и в 2005 году позвонила однажды теща и спросила: а можно точно узнать, как звали твоего предка-священника и где он служил? Я полез в старый кожаный портфель с семейным архивом, нашел прадедушкину метрику и прочел там, что его отец, священник Ипполит Мартиновский, был настоятелем храма Иоанна Богослова села Кинашев Брацлавского уезда Подольской епархии.

На следующий день теща позвонила снова и огорошила: «Я нашла вам могилу вашего прапрадедушки!».

Оказалось, она сделала всего два звонка. Первый был в Тульчинскую епархию Украинской Православной Церкви: у вас есть храм Иоанна Богослова села Кинашев? Ей ответили, что есть, и дали телефон настоятеля. Второй был настоятелю, протоиерею Иоанну Смагло, который сообщил, что могила отца Ипполита за алтарем храма.

Через пару месяцев мы поехали в Тульчин.

В 1990 году, когда храм, бывший до того домом культуры, вернули Церкви, отец Иоанн обнаружил за алтарем два холмика. Старожил указал, что вот это могила отца Ипполита, а это — могила отца Севериана. Настоятель поставил там кресты и начал за каждой Литургией поминать своих предшественников. А через 15 с лишним лет туда приехали мы с мамой и дядей и молились у этой могилы на панихиде вместе с отцом Иоанном и его приходом.

Сказать, что нас приняли как родных, было бы банальностью. Но это была семейная встреча почти через сто лет. Мы купались в любви семьи отца Иоанна и его прихода. Матушка кормила нас невероятными обедами, а пожилая прихожанка рассказывала, что застала двух стареньких дочерей отца Ипполита — моих двоюродных прабабок — которые оставались жить в Тульчине фактически без средств к существованию. Одна из них ходила ставить больным банки, и ей за это давали поесть. А про отца Ипполита рассказывают — хоть этого никто и не проверял пока — что он умер дома, вернувшись с допроса в ЧК.

Сам Тульчин — небольшой городок в Винницкой области, на Подолье, несущий печати двух империй, деливших Украину. В центре — роскошный, с колоннами, местами обветшалый, местами грубо отремонтированный дворец графа Потоцкого с запущенным парком. На одной с ним оси — величественный классический Христо-Рождественский собор, бывший когда-то доминиканским монастырем, а ныне это кафедральный собор Тульчинской епархии Украинской Православной Церкви.

Старая казарма с памятником квартировавшему здесь Суворову. Бюст Пушкина, приезжавшего сюда в гости к Пестелю и его товарищам по Южному обществу декабристов. Аляповатый костел конца XIX века. Музей выдающегося украинского композитора Николая Леонтовича, который здесь аранжировал своего всемирно известного «Щедрика», преподавал музыку, создал хор и был застрелен в 1921 году чекистом Грищенко. Непримечательные двухэтажные дома исчезнувшего в XX веке еврейского местечка. А Кинашев — это пригород Тульчина, засаженное фруктовыми деревьями село, вплотную примыкающее к городу.

Служба в храме у отца Иоанна строгая, чинная. У него удивительно мягкая и грамотная, с расстановкой русская речь — так говорят на любимом и хорошо знаемом, но не родном языке. Я спросил у отца Иоанна, почему он проповедует по-русски, а приходские объявления после службы делает по-украински. Он ответил: «Церковнославянский язык — литургический язык, поэтому я служу по-славянски. Русский язык — литературный, а проповедь — это литературный жанр, поэтому я проповедую по-русски. А украинский язык — разговорный, поэтому я делаю объявления по-украински».

Отец Иоанн уточняет, что есть, конечно же, и литературный украинский язык, но проповедь для него — «продолжение богослужения», а русский, как ему видится, ближе к славянскому, поэтому так — стройнее. Кроме того, он не раз опрашивал своих прихожан, и они высказывались за продолжение проповеди по-русски.

Украинская Православная Церковь — очень разная, как и сама Украина. В ней есть и «украинофилы», и «москвофилы», и разные градации того и другого. И в ней есть очень много людей таких, как отец Иоанн — для которых их тесная духовная и культурная связь с Московским Патриархатом и русским народом так же важны, как и любовь к своей родине Украине. Каково им сейчас?

В день Торжества Православия мы говорили по телефону. Обняли друг друга за тысячу с лишним километров. Говорили, как молимся друг за друга и о мире между нашими странами. «Нельзя разорвать связь между нами — мы же один народ!» — говорил отец Иоанн.

Я понимаю, что формулу «один народ» можно понимать по-разному, что игнорирование различий между русскими и украинцами — это путь ложный, ведущий к неприятию Украины как таковой и, как реакция на это, ее еще большему отталкиванию от России, чем того требует непростой процесс формирования нации. Но в том, что мы один народ Божий, и что мы родные по крови, переплетенные донельзя — разве могут быть сомнения?

Не могу сказать, что я много бывал на Украине. Всегда хотелось больше. Но я видел ее разную. И в усредненно-советском по облику Кременчуге на берегу Днепра, где прошла часть моей армейской службы. И в Кировограде/Елисаветграде, куда я ездил поклониться дому детства Генриха Нейгауза — великого русского пианиста, родившегося там в немецко-польской семье. И в прекрасном Киеве, по которому так сладко гулять и чувствовать в то же время всю глубину и драматизм нашей общей истории.

И в Ровно, где довелось как журналисту быть свидетелем того, как Святейший Патриарх Кирилл приехал летом 2009 года к ожидавшей его со слезами пастве, спустился в подвал собора, где служат верные Московского Патриархата, а рядом неистово кричали его противники, которые собираются на молитву в верхнем этаже этого собора. «Я спустился сейчас в катакомбы», — сказал тогда патриарх. И в величественном Почаеве, где исповедовавший священник отвесил мне мощный щелбан со словами «Не мудри, говори проще!»

И в очаровательном закарпатском селе, где моя спутница-еврейка билась в истерике после услышанной за столом от милейшего дедушки законченной антисемитской картины мира. «Вот такие милые люди однажды идут и устраивают погром!», — рыдала она, вспоминая историю своей семьи. И в красивейшем Львове, где в кафе висят портреты императора Франца Иосифа, из-под отвалившейся штукатурки на австрийском доме открывается старая надпись на польском языке, а на базаре туристам впаривают с самоиронией, думаю, сделанные майки со словами «Дякую тобі, Боже, що я не москаль!»

В пору моего детства модны были среди имевших доступ к иностранным вещам москвичей такие японские карманные календарики с картинкой на ребристой пластиковой поверхности. Смотришь на него и видишь одну девушку в кимоно. Чуть изменишь угол зрения — а там другая девушка в кимоно. В какой-то момент в середине девяностых, когда еще в новинку было получить штамп с трезубцем в загранпаспорт при пересечении украинской границы, я вдруг понял, что такова, наверное, Украина для русского взгляда. Смотришь на нее — она своя, наша. Чуть повернешь голову или посмотришь иначе на то же самое — она иная, не наша, своя. Разве можно отказаться от такого богатства и выкрасить все одним цветом?
…А тем временем вчера мне написал из Киева мой армейский товарищ, которому теперь, стало быть, 45 лет, что он прошел медкомиссию и признан годным к военной службе…

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 1705

Ключевые слова: Украина

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930