Опубликовано 12.03.2014 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Христианское сердце Северного Кавказа


О том, что является исторической религией Кавказа, о двенадцати тысячах крестников-осетинов и 52 страшных часах, разделивших жизнь на «до» и «после», рассказал митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан. Продолжаем рассказ о том, что поведал владыка участникам встречи с православной молодежью в Российском православном университете. 


 

Христианское сердце Северного Кавказа 

Историческая религия Кавказа

Христианство на Северном Кавказе имеет древнюю историю. Когда заходишь в храмы VI – IX веков, создается ощущение, что проникаешь сквозь толщу столетий. В прошлом году мы отмечали 1025-летие Крещения Руси, при этом, как мы помним, в 988 году на Кавказе уже были христианские храмы. Очень важно знать древние памятники христианства на нашей земле, особенно важно рассказывать о них в богословских школах, направлять в места духовной истории научные экспедиции, изучать темы древнехристианского бытия на территории России. Взять, например, христианские храмы в Северной Осетии. Среди них есть те, что ведут свою историю с VI века, а в некоторых соборных строениях сохранились остатки живописи X века…

Так что неправы те люди ислама, которые сейчас начинают давить на нас, говоря: «Мы историческая религия на Кавказе», − это совершенно не так, потому что наследие его корнями уходит в христианство.

«Мы народ древний, мы хотим креститься»

По своему внутреннему менталитету осетины тянутся к Богу. И хотя эту нацию нередко − правильно или неправильно − обвиняют в язычестве, я могу отметить, что язычество сидит и во всех нас. Если углубиться в эту тему, то мы все окажемся еретиками, потому что мало кто сможет догматически правильно ответить на вопросы понимания и осмысления нашей веры.

Когда осетинский народ потянулся к Церкви, в крещению, говорили, что обязательно нужна катехизация, что следует проводить огласительные беседы. Я думал: «Сколько продлится оглашение? А вокруг наступает ислам − и со стороны Чечни, и со стороны Ингушетии». Мы начали массовые богослужения. Построили замечательный монастырь святого Георгия почти на границе с Грузией, в горах. В этом ущелье собиралось до 20 тысяч человек. Я тогда попробовал в первый раз крестить, и за один раз к Таинству приступило сто человек. Потом ко мне начали поступать просьбы: «Владыка, крестите нас! Мы народ древний, мы хотим христианство».

Со временем был создан Богоявленский женский монастырь на пути к Цхинвалу, по которому когда-то шли наши танки, а в другую сторону двигались беженцы. Там есть замечательный каскад озёр, где я совершал несколько раз крещение. Был случай, когда, приехав на это место, я увидел огромнейшую массу людей и от количества присутствующих немножко струхнул. Спрашиваю: «Это кто?» Мне отвечают: «Они будут креститься». Крещение тогда приняли около полутора тысяч человек, а поскольку восточные семьи большие и родные пришли вместе с крещаемыми, всего в тот день собралось 25−30 тысяч.

Прочитав молитвы, мы приступили к Таинству крещения. На мне было малое облачение. И, наверное, так я был взволнован, что вошел в воду в мантии. Крестил одновременно по пять, по шесть человек полным погружением. Было довольно холодно, а я простоял в воде почти три часа. Но в тот момент было не до того. Не забуду это ощущение: «Вот оно – Небо и земля». Представьте себе, полторы тысячи человек принимают крещение осознанно, приходят семьями... Такое было воодушевление, что, казалось, с нами стоял Сам Господь.

Подобных крещений у меня было несколько, а крестников в общей сложности насчитывается тысяч двенадцать.

Мне один из очень уважаемых иерархов задал вопрос однажды: «Ну, а как же со всеми этими людьми проводилось оглашение?» Я тогда ответил: «Мы посадили семя благодати Господней, а теперь всем нам работать надо. Если бы мы завтра их не крестили, послезавтра пришли бы имамы, и люди приняли бы мусульманство − такое часто встречается в тех местах. А кавказский человек, если уж покрестился, то будет стоять за Православие, среди них бывают лишь единичные случаи перемены веры. И теперь наша задача в последующие годы − быть с этими новокрещенными христианами». При этом очень важно, чтобы люди получили не только знания богословские, но и понимание своей миссии, потому что сейчас, действительно, «жатвы много – делателей мало». Надо просто брать соху и кому-то – запрягать, кому-то – пахать землю, кому-то – сеять и стараться, чтобы это семя Божие взошло.

Кстати, хочу сказать, что осетинский народ – это очень умные, талантливые люди. У него очень много национальных героев.

Беслан

Есть страшная трагедия, которая разделила мою жизнь на «до» и «после». Это Беслан. 1 сентября я вместе с Юрием Александровичем Коковым, ныне − временно исполняющим обязанности главы Кабардино-Балкарской республики, Александром Леонидовичем Черногоровым (это бывший губернатор Ставропольского края) и Владимиром Анатольевичем Яковлевым, в ту пору − полномочным представителем Президента в Южном федеральном округе, закладывал новый собор в Нальчике, который расположен от Беслана примерно в 40 километрах. И вдруг пришла страшная весть: террористы захватили школу в Беслане. Закладка храма длилась недолго, намеченный обед и прочие мероприятия я отменил и поехал к школе.

Через сорок минут был уже на месте. Никаким человеческим языком не описать ту атмосферу ужаса. Для кого-то с момента захвата до взрыва прошло двое суток, а для меня это длилось 52 часа. С одной стороны, более тысячи человек удерживали в школе, уже начались расстрелы мужчин − тела выбрасывали из окна второго этажа, а подойти забрать их было нельзя, потому что оттуда доносились выстрелы. С другой стороны – волнующаяся масса людей: дети, родители, мужья и жены. Люди бегали вокруг с обрезами, автоматами, тут же - огромное количество сотрудников правоохранительных служб, военных. И никто не выходил к волнующимся людям. А кругом идет беспорядочная стрельба.

Тогда я сказал, что пойду поддержать тех, кто сидит в мучительном ожидании. В городе был дворец и площадь рядом с ним – там, в основном, группировались люди. Я начал выходить к ним каждые полтора-два часа. Что можно было сказать? Надо было не говорить ничего такого, что не обнадеживало бы. И молиться. Я объяснял, что ни в коем случае нельзя бежать к школе, чтобы не получилось еще больше жертв.

Затем произошел этот страшный взрыв. Как вы помните, террористы согнали людей в небольшой школьный спортзал, где были установлены баскетбольные кольца, − от них натянули тросы, на которые подвесили бомбы. И в один момент случилось то, что случилось. Когда в первые минуты после взрыва я вошел туда, чуть не потерял сознание. Крики, гарь, дым, кровь, фрагменты человеческих тел, кто-то бежит, кто-то шевелится. Помню, взял на руки одного мальчонку, наверное, лет тринадцати, понес к выходу, а у него нога выше колена буквально висит на ткани. Он еще живой был. Я его посадил в свою машину. Водитель, когда увидел, побледнел, а через какое-то время сказал, что мальчик умер. И мы отвезли его в расположенную на территории города специальную палатку. Когда мальчика стали вынимать из машины, он застонал. Большего счастья, чем в тот момент, я в жизни не испытывал.

В следующие дни, помню, на улице лил дождь – поистине, это был всеобщий плач. Под захоронение погибших в школе были выделены места на кладбище, экскаваторы копали могилы. Отовсюду доносились страшные стоны родных – было ощущение, будто хоронили живых. Я начал совершать литию, и вокруг люди звали: «Владыка, подойдите к нам, мы православные». Мусульмане тоже говорили: «И к нашим могилам, пожалуйста, подойдите». В тот момент, пусть бы и осудили меня, но я не стал разбираться, кто православный, а кто нет. Я шел, везде останавливаясь, мы совершали литию и молились. Насколько можно было сказать слова утешения, говорили. Должен сказать, я не увидел ненависти у мусульман − никто не оттолкнул и не сказал: «Не подходи к моей могиле». Наоборот, с чувством искреннего желания молитвы о близких они принимали все, что происходило.

Нельзя отгораживаться колючей проволокой

Северный Кавказ очень многоликий и интересный, неправы те, кто говорит, что нужно отгородиться от него колючей проволокой. Сегодня мы отгородимся от наших северокавказских братьев, а завтра произойдет полное разделение народов, ─ это не должно стать нашей очередной ошибкой.

У меня был такой случай. Примерно через полгода после трагедии в Беслане по благословению Святейшего Патриарха Алексия II я собрал группу из тридцати матерей, у которых погибли дети в той школе, и повез их в Иерусалим. Среди этих матерей были не только православные, но и мусульманки. Когда мы подходили ко Гробу Господню, я рассказывал им о Голгофе, о Божией Матери, о страданиях Господа, и тогда я впервые увидел небольшую раскованность на их лицах.

В той группе было десять некрещеных женщин, которые попросили, чтобы я их крестил. Когда мы были у Иордана, подошла ко мне одна женщина и сказала: «Я тоже хочу принять крещение. Я мусульманка, у нас в семье традиционно были мусульмане, но после того, что случилось, я не могу оставаться носителем этой религии. Понимаю, что из-за случившегося нельзя бросать тень на всех исповедующих ислам, но сама не могу оставаться мусульманкой… у меня погибли дети». Я выполнил ее просьбу и окрестил.

Довольно много было случаев, когда мусульмане принимали крещение, в том числе сегодняшний Глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров, сам являющийся жителем Беслана. В школе среди заложников находилось двое его детей. Он в то время занимал должность председателя парламента республики, а действующий тогда президент Руслан Аушев проводил переговоры с террористами, и кого-то получилось освободить. Подойдя к Таймуразу Мамсурову, Аушев сказал: «Я знаю, там ваши дети. Давайте, я их выведу». На что был дан ответ: «Нет. Если выводить, то всех. Я не смогу потом смотреть в глаза остальным людям, у кого погибнут дети». В итоге дочка и сын Таймураза остались живы, хоть и были тяжело ранены.

 

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1622

Ключевые слова: Личный опыт веры

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930