Опубликовано 07.03.2014 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Информационная политика Церкви как общественная проблема


Где в нашей информационной повестке Христос? Не «православные ценности», а живой Спаситель. Член Межсоборного присутствия Дмитрий Сладков - о деятельности и позиции Церкви в медийном пространстве.


 

Информационная политика Церкви как общественная проблема 

Когда мы слышим в публичном пространстве некое высказывание, которое так или иначе можно воспринять как звучащее от лица Церкви, мы неизбежно задаем себе вопрос о субъектности этого высказывания. Что за голос мы слышим? Что это такое – «позиция Церкви»?

Здесь могут быть две точки зрения.

Позиция Церкви есть позиция институтов церковного управления. А в сегодняшнюю эпоху тотального огосударствления всего и вся, в эпоху воплотившегося гоббсовского Левиафана, – это позиция институтов церковного управления, официально признанных государственной властью.

Позиция Церкви есть позиция Полноты Церковной, Народа Божия, собранного вокруг Христа Спасителя.

Эти два существенно разных представления можно рассматривать в противопоставлении друг другу, искушение такое есть. Но это не единственный способ их взаимного соотнесения и, с моей точки зрения, уж точно не самый правильный, поскольку институты церковного управления – исторически появившаяся часть Церкви.

Действительная проблема состоит в том, что институты церковного управления – даже в случае их высокой приближенности к идеалу (а их сегодняшнее состояние совсем не таково) – никак не всеохватны, не покрывают и не могут покрыть всего многообразия и всей содержательности жизни Церкви и в Церкви. Здесь уместно вспомнить известные слова апостола Павла о различии служений (1 Кор. 12: 4-30). И служение управления – лишь одно из многих церковных служений, не заменяющее собой всех остальных, равночестных ему.

Когда мы говорим «информационная политика Церкви», «информационная» – это прилагательное, «Церкви» – дополнение, существительное же – «политика».

Это, в частности, означает, что та или иная информационная политика, в той мере, в какой подобное словоупотребление не является метафорой, имеет прямое отношение к задачам взятия, удержания и структурирования власти и влияния.

Естественно, власть бывает не только государственной. Есть власть нравственная. Есть власть концептуальная, «право давать вещам имена».

Поскольку институты церковного управления есть тоже институты управления, наряду с институтами управления государственного, корпоративного, военного, предпринимательского и иного, они вполне могут использовать и используют современные методы работы в информационном пространстве, доведенные до уровня стандартных технологий. Именно в этом ключе можно сегодня с полным правом говорить об «информационной политике Церкви».

Как мы видим в жизни, информационная политика корпоративного типа с ее технологичностью, подконтрольностью, монизмом и дисциплиной стремится найти и уже находит достаточно полное воплощение в информационной деятельности Церкви, в связанной с этим риторике и организационной практике.

Но все не так просто, когда мы пытаемся обсудить поведение в информационном пространстве Полноты Церковной, Народа Божия.

Здесь нет управленческого монизма. Церковь как Народ Божий слишком велика и разнообразна. Начиная с того, что у Церкви как Народа Божия совсем не просто отыскать четкие границы в социологическом смысле.. Много раз обсуждалась известная коллизия: «православными» себя считает большая часть населения страны, крещены заметно меньше, а регулярно причащаются всего несколько процентов.

Одна из существенных особенностей нынешней церковной ситуации – почти полное отсутствие дееспособных институтов – за исключением официальных институтов церковного управления, «вертикали власти». Слабы (и недавно еще ослаблены) приходы, практически ушли с горизонта столь активные в 90-е годы православные братства, нет автономии монашеских общин.

Перед лицом существенной нехватки внутри Церкви полноценных партнеров для диалога и сотрудничества, институты церковного управления сами сталкиваются с немалыми проблемами. При всем изобилии спускаемых сверху управленческих инициатив «церковные массы» живут своей жизнью, где повестка определяется не только вечным кругом церковного календаря, но и обывательскими предрассудками, суевериями, страстными сиюминутностями общественно-политического разогрева. Не удивительно, что в церковно-общественной жизни стали появляться призраки партийности. И как-то подзабылось, что у нас есть только одно «общее дело» – Литургия. Причастие Тела и Крови Христовых. Во всем остальном мы свободны. Как говорил святой Августин, «люби Бога и делай что хочешь».

И если мы в этом пространстве пытаемся говорить об «информационной политике», на первое место выходят уже не монизм и управляемость, а полифония и диалогичность. Информационная деятельность становится одним из важных средств обеспечения социальной и культурной связности церковного тела. Выстраивания столь дефицитной ныне церковной и церковно-общественной институциональности.

В связи с этим появляются вопросы.

Как, например, соотносятся между собой экклезиологические представления о Полноте Церковной и светский концепт гражданского общества?

Где в нашей информационной повестке Христос? Не «православные ценности», а живой Спаситель.

Я-то думаю, что обсуждение наиглавнейшего в нашей жизни через секулярную в принципе категорию ценностей весьма неполно. На этом пути нам угрожает овнешнение, ложная объективация. Ценности связаны с ценой даже этимологически (по крайней мере, в русском и немецком, коими с грехом пополам владею). Но ведь они бесценны. И не они нам принадлежат. Скорее, это мы им принадлежим – в меру нашей готовности и способности им открыться.

Важнейшие вопрошания связаны с сегодняшним запросом на церковный реализм.

Как воцерковить современное общество? Не отстроить на основе современных политтехнологий умозрительный конструкт «Святой Руси», который в наших умах, поврежденных горьким опытом ХХ века, иногда уже начинает становиться порождением проектного сознания, типологически сходным с конструктами социализма и коммунизма. Нет, именно просветить современное общество во плоти, как оно есть, грешное, в чем-то страшное, но вместе с тем живое, не совсем еще лишенное любви, человеческой заботы и солидарности, по сию пору несущее на себе зримый отпечаток великого христианского прошлого и сберегаемое молитвой сегодняшних праведников, имена которых знаешь только Ты, Господи.

Одна из существенных особенностей нынешней ситуации, по всей видимости, такова. Сегодня мы проживаем [переживаем] последствия решений, принятых почти столетие назад митрополитом Сергием и единомысленными ему архиереями, клириками и мирянами.

В те жестокие годы они приняли эти решения на свою ответственность и не нам, живущим сегодня, их судить. Но это были трудные решения и последствия у них были. Есть до сих пор.

Мы и в Церкви по сию пору все еще во многом живем в советском мире. Осмысление этой ситуации церковным народом идет. И созрела уже потребность увидеть самим и показать окружающему миру, что альтернативы такому положению вещей возможны.

Отсюда – еще вопросы.

Церковь – это меньшинство, «малое стадо» посреди враждебного мира (и в политическом горизонте тут же становится востребованной современная идеология борьбы за права меньшинств)? Или наша Церковь – это Церковь большинства, мы в своей стране – у себя дома, и все здесь будет по-нашему (политические следствия такого подхода тоже можно наблюдать)?

Насколько из принципиального единства Полноты Церковной во Христе следует ее единство в жизни? Или очевидные разделения между епископатом, клириками и пасомыми есть неизбежное следствие иерархической природы Церкви?

Готовы ли мы вести творческую просветительскую экспансию на всю культурную/цивилизационную ойкумену без изъятий, стремимся ли мы действительно научить все народы (Мф. 28: 19), говоря с ними, подобно апостолам, на их языках? Или нам представляется благочестивее (удобнее?) навечно замкнуться в своей субкультуре, доставшейся нам от предков «в готовом виде»?

Что касается наследия, к этой категории вообще надо относиться осторожнее, не забывая о такой процедуре, как введение в права наследования. Вообще-то говоря, то, что наследники именно мы, а не кто-то иной, надо доказать и показать, жизнью подтвердив свое право на владение наследием. Иначе мы окажемся самозванцами, захватчиками того, что нам не принадлежит. Такое в нашей истории, в том числе новейшей, было не раз.

И еще вопросы.

Готовы ли мы для решения наших задач опираться на мощь земной власти и земного богатства? Или мы считаем своим долгом честно свидетельствовать об их поврежденности, как и всякого творения человеческих рук, ума и воли в этом падшем мире?

И если мы нелицеприятно судим обо всем, что происходит в мире, готовы ли мы к нелицеприятным суждениям о себе?

Сравнительно немногочисленные пока социологические исследования и жизненный опыт говорят, что в Церкви – и в миру, и в клире – как, впрочем, и во всем обществе, сейчас уже совсем немало людей «с прямой спиной», образованных, социально активных, деятельных, с развитым чувством личного достоинства, имеющим, вообще-то, христианскую природу. Способных работать во благо Церкви на свою ответственность, принимая на себя риски.

Реакция этих людей на ряд очевидностей нынешней церковной и церковно-общественной жизни – жизни во многом пока еще постсергианской – неизбежна.

Надо только, чтобы эта реакция была творческой, созидательной. Чтобы она была исполнена мирного духа.

Вопрос в том, кто и каким образом консолидирует эти вопрошания и надежды в медийном пространстве.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 1460

Ключевые слова: информационная политика, СМИ

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031