|
||||||||||||||
Совсем не про блиныОтмечая с традиционным русским размахом Масленицу, люди порой забывают о том, зачем была установлена эта сырная неделя, что приходит время начала покаяния, что мы находимся в преддверии Великого поста. Разного рода издания тиражируют лубочный образ Масленичной недели как времени безудержного гулянья и разгульного веселья – с кулачными боями, ритуальным сжиганием чучела Масленицы, неумеренным пьянством и объедением. Даже в православной школе дети на вопрос: «К чему нас готовит Великий пост?» – однажды ответили мне хором: «К Масленице!» – настолько сильны были впечатления от праздничных гуляний. Известная «народная мудрость» гласит: «Чтобы хорошо покаяться, надо сначала вволю погрешить». Но разве она может быть приемлемой для православного христианина? «Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно, – так о масленичных днях писал святитель Тихон Задонский. – Слушают ли, однако, христиане сладостных словес любвеобильной Матери своей Церкви? Она завещает в эти дни более благоговеть, а они более бесчинствуют. Она заповедует воздерживаться, а они более предаются невоздержанию. Она повелевает освящать тело и душу, а они более оскверняют их. Она велит сетовать о содеянных грехах, а они более прибавляют беззаконие. Она внушает умилостивлять Бога, а они более прогневляют Всевышнего. Она назначает пост, а они более объедаются и упиваются. Она предлагает покаяние, а они более свирепствуют. Я еще раз скажу, что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина». В попытках «воцерковить» масленичные гуляния на многих приходах сейчас утверждаются прекрасные традиции: кормить на Масленицу блинами неимущих, собирать за праздничным столом вместе взрослых и детей, навещать болящих и приносить радость немощным, устраивать благотворительные ярмарки. Так Сырная неделя наполняется делами любви и милосердия, о необходимости которых нам вновь напомнило воскресное Евангельское чтение в неделю о Страшном суде, которое звучало в храмах накануне Масленицы. И в песнопениях сырной седмицы этот призыв неоднократно повторяется: «Предочистимся ныне, не брашны токмо, но и деяньми, и начнем вернии теплым помышлением: да Создателю светли явимся во веки». Не все, к сожалению, знают об особенностях церковного устава, согласно которым совершаются службы этой недели. Весь богослужебный строй сырной седмицы – «светлое предпразднство воздержания, светлое предпутие поста», которое готовит нас ко вступлению на поприще Святой Четыредесятницы. Богослужения этих дней наполнены чувством покаяния и устремления к Богу: «Отверзошася божественнаго покаяния преддверия: приступим усердно, очистивше телеса, брашен и страстей отложения творяще, яко послушницы Христа, призвавшаго мир в Царствие Небесное». В среду и пятницу уже не совершается Божественная литургия, а накануне этих дней за вечерним богослужением впервые звучат слова покаянной молитвы преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…» Субботнее богослужение сырной седмицы посвящено подвигу преподобных и богоносных отцов, в подвиге просиявших. Церковь совершает память молитвенников и постников, преподобных отцов и жен. В воскресенье же (Неделю сыропустную) вспоминается изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание, которые являются источником многих грехов, отдаляющих нас от Бога. Святая Церковь предлагает нам пройти эту седмицу приготовления к Великому посту шагами сугубой молитвы, воздержания, дел милосердия и любви. «Постов входы и преддверия, вси да не оскверним зле невоздержанием и пиянством: но в чистоте помышлений усердно внидем».
Екатерина Ткаченко,
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1820 |