|
||||||||||||||
Епископ Обуховский Иона. Предчувствие гражданской войныЕпископ Обуховский Иона — о наших прадедах-новомучениках, современных фарисеях, и о том, как нам вести себя с несогласными. Убивали зверски, ради… идей
В минувшее воскресенье мы молитвенно обращались ко всем святым нашей земли. Особенно к тем святым, которые просияли в XX веке – новомученикам и исповедникам Русской Церкви.
Все мы знаем, что гонения на веру разгорелись сразу после Октябрьского переворота 1917 года. Но особый размах они приобрели после гражданской войны, начиная с 20-х годов.
Гражданская война терзала нашу землю несколько лет, и особенно трагична она была тем, что, как в Писании сказано, «восставал брат на брата, отец на сына». Люди враждовали, убивали друг друга, зачастую зверски убивали, ради неких идей.
Причем каждая сторона совершенно искренне считала, что лишь у них истина, что именно они борются за правое дело. И это придавало событиям еще большего трагизма. Потому что если война происходит для защиты Отечества, когда враг атакует, и его нападение нужно отражать, или вследствие каких-то геополитических событий, то воюют, в основном, военные, бой ведет профессиональная армия. Но гражданской войной был охвачен весь народ: и гражданские, и военные, и стар, и млад — все пострадали.
Парадоксальный промысл Божий
Сейчас нам в исторической перспективе видится, что правда, все-таки, была на стороне тех, кто воевал за белое дело, за Русь Святую, против коммунистов, безбожников. Но это по нашим, человеческим меркам. У Господа совсем иной промысл, отличный от нашего мышления. И Господь попустил, чтобы в этой страшной войне победили красные — сторонники безбожия.
Вроде бы это парадоксально, вроде бы Господь должен был быть с теми, кто прав, но, повторюсь, у Господа свой промысл. Ведь не секрет, что к тому времени, к началу революции, Русская Церковь да и всё общество находились в состоянии глубочайшего кризиса — и духовного, и политического. Церковь была расслаблена, она находилась под гнетом государства, зачастую очень благовидным и красивым, и жаждала каких-то изменений. Но опять Господь спутал все человеческие планы.
900 лет благоденствия…
Мы знаем, что февральскую революцию приветствовали многие священнослужители, поддерживали интеллигенция и дворяне. Но мы знаем, и чем все это обернулось, сколь суетны были надежды людей. Знаем, что после того, как коммунисты победили в гражданской войне, Церковь вступила на совершенно не ведомую ей доселе стезю — стезю мученичества.
Периоды мученичества были в древней Церкви — в первые три века христианства, потом во время ересей, потом когда Церковь противостояла католицизму и иным вызовам Запада, когда балканские народы жили под турецким игом. Но Русская Церковь 900 лет существовала под покровом благочестивых государей, в благоденствии. Она не испытала на себе мученичества. И вот, промыслом Божиим было угодно, чтобы она вступила на эту стезю.
…И вслед за этим 100 тысяч священномучеников
Гонения советского периода дали вселенской Церкви Христовой в совокупности столько мучеников, сколько их не было за всю предыдущую её историю. Одних только священнослужителей было уничтожено около 100 тысяч! Такого количества священников одновременно никогда не было в Русской Церкви, а это значит, что на место убитого батюшки становился дьякон, когда убивали его, священником становился псаломщик, когда и его уничтожали, то на смену приходил просто благоговейный христианин. И так было выбито 100 тысяч одних только священнослужителей, не говоря о миллионах благочестивых христиан.
Я думаю, что среди нас нет ни одного человека, у которого не было бы на небе молитвенника из его рода, того благочестивого родственника, который пострадал в эпоху этих жесточайших гонений, и который сейчас на небесах предстоит Господу и умоляет за весь свой род, за всех родных. Действительно, у Господа Свой промысл…
Угроза гражданской войны в наши дни
Сейчас в нашей стране происходят события, которые многие называют преддверием гражданской войны. И вот в эти дни очень актуально чтение, которое мы слышали на Литургии – о мытаре и фарисее. Мы знаем, почему фарисей ушел менее оправданным из храма, чем мытарь. Хотя внешне он вроде бы был праведным, творил добрые дела и благодарил Господа за то, что жил благочестиво. Святые отцы говорят, что нужно благодарить Господа за то, что дал нам познание истины, что сохраняет нас от греха, дает нам возможность жить по заповедям.
Но фарисей был осужден за то, что осудил иных людей. Он говорил: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди — грабители, обидчики,прелюбодеи, или как этот мытарь. (Лк. 18:11)
Сейчас те, кто читает прессу, интернет, следят за событиями, также подвержены искушению осудить противоположную сторону. Этим грешат приверженцы всех лагерей.
Оставьте своих родных в покое
Но трагичнее всего то, что даже православные христиане пытаются навязывать свою точку зрения окружающим. Причем зачастую делают это так, что ближние страдают.
Ни для кого не секрет, что все уже определились со своими убеждениями, у каждого имеются свои симпатии, и никакие аргументы противоположной стороны не в силах изменить эти позиции.
Я хочу попросить всех, кто имеет какие-то бурления в душе, сделать так, чтоб это не касалось ваших ближних, не касалось тех, кто окружает вас, тех, кто общается с вами. Если вы видите, что человек придерживается противоположной точки зрения, если он, по вашему мнению, ошибается, оставьте его в покое! Помолитесь за него, помолитесь, чтобы Господь Своею благодатию наставил его. Но не настаивайте сами и не навязывайте ему своих взглядов.
Вы все равно не измените его, все равно никогда его не переубедите! Лишь введете и его, и себя в немирность, а сами уподобитесь фарисею, который осуждал конкретных людей, своих окружающих.
Каждую Литургию Церковь призывает: «Миром Господу помолимся». «Миром» — это значит не всем миром, а в мире, в мирном и благодушном состоянии, в спокойствии, в отсутствии злобы и раздоров. А ведь наверняка даже во время Литургии нам приходят мысли о том, как бы наших родственников перевести в свой лагерь, как бы их переубедить.
Повторюсь: не будьте фарисеями, оставьте своих родных в покое, не мешайте им жить в мире. Если вы считаете, что они заблуждаются, лучше помолитесь о них, покажите своим благим примером, где Истина.
Виноваты все
В гражданском противостоянии никогда не бывает на сто процентов правых и на сто процентов виноватых. Раз возникла немирность, вражда, значит, все плохи, значит, все подверглись воздействию сатаны, который завладел нашими сердцами и изливает в них вражду.
Поэтому будьте мирны, молитесь за своих ближних, за нашу страну. Молитесь и за власть предержащих, и за тех, кто им противостоит, чтобы Господь Своею благодатию покрыл нашу страну, и все умирились. Чтобы мы «едиными усты и единым сердцем» славили Бога.
Новомученики прошли через гражданскую войну, через все эти страдания. И сейчас они взирают на нас, видят все наши суетные трепыхания. Помолимся же новомученикам, чтоб они дали нам благодать молиться как мытарь: «Боже, милостив, буди мне грешному»! Не кому-либо другому, а мне и только мне – самому грешному человеку на земле.
Будем все молиться об этом, тогда и во всей нашей стране воцарятся мир и любовь. Аминь.
Образование и Православие / Подготовила Анна Карамаврова, Православие в Украине |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1682 |