|
||||||||||||||
Митрополит Красноярский Пантелеимон: Мощи св. Валентина мы привозим не ради «шоу», а для исцеления душ и телВ обществе сложилась ситуация глубокого разделения: есть люди Божии — верующие, а есть люди смерти. 10 февраля в пресс-центре медиахолдинга «Комсомольская правда» состоялась пресс-конференция с участием Митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона. Встречу с журналистами провела руководитель пресс-центра «Комсомольской правды» Варвара Рудовская.
— Владыко, удалось ли вам посмотреть Олимпиаду? За кого болеете? Как относитесь к играм? — К таким событиям мирового масштаба я отношусь с двояким чувством. Приятное чувство — от связи со временами глубокой древности, с греческим началом, с олимпиадами древних просвещенных греков, с Дельфийскими играми. Мне, как любителю истории, это импонирует, и я всегда радуюсь, когда в любом участке земного шара проходят игры, и наблюдаю за ними. Это очень красивое, волнительное и нравственное зрелище. С глубоким волнением мы принимали Олимпиаду в 1980 году. Переживали о том, что страну бойкотировали, но очень радовались, и любим олимпийского Мишку московского. В этом году я от напряженного ожидания чуть не просмотрел открытие, до часу ночи просидел, смотрел другую программу, и вздрогнул: Олимпиада уже идет. Радовался Родниной и Третьяку. Это хорошее и Богом данное мероприятие всемирного значения, для нашей страны, для спорта, молодежи и пожилых людей. Огорчает, что политика приплетается, и многие участники не приехали, но это их право. Олимпиада третий день шествует, и я слежу за ней. Молюсь за успехи россиян. Спорт никогда не был чужд Церкви. — В социальных сетях обсуждают, что якобы мощи святого Валентина были привезены для того, чтобы привлечь в храмы молодежь, для которой тема любви насущна. — Во-первых, все святыни, когда мы их привозим, не для привлечения людей, устройства «шоу», а для благословляющей Божией силы, которая почивает на этих свидетелях Божиего явления в веках. Эта сила помогает человеку сохранять душу и сердце. Сибирь, как новая земля для древней России, имеет немало духовных «черных дыр». Мы не экзотические вещи привозим, а древние святыни — для благословения и в помощь верующим людям. Что касается молодежи, то мы день и ночь молимся о ней и работаем с ней, но не так, как протестанты: за руки не хватаем. Молодежь — будущее страны и Церкви, это в прямом смысле орудие Божией милости по продолжению жизни на Земле. В Риме Папа Урбан объявил Валентина покровителем семейных пар, и сейчас это трансформировалось в нечто другое, коммерция появилась. Но мощи святого Валентина, священномученика и исповедника, отношения к этому не имеют: они предназначены для исцеления душ и тел. Св. Валентин — один из святых врачевателей, по молитвам к нему излечиваются от болезней. У святых есть и, грубо говоря, «специализация»: у святого Валентина — костные болезни, бесплодие, врачевание детей в утробе матери. Все люди больны: злобой, неудовлетворением, мы вошли в вираж разрушительно критического состояния, даже хорошего не видим в стране, всюду недовольство. Нам надо любовь и гармонию в душах людей восстановить, для их гармоничной и довольной жизни, и святыни в этом помогают. — Как в Красноярской епархии отмечается 700-летие Сергия Радонежского? — Память преподобного отца Сергия Радонежского, игумена земли Русской, — это трогательное, настолько ответственное событие, мимо которого нельзя проходить. В сознании верующих преподобный Сергий присутствует как вечно живущая личность, авторитет, который не подрывается временем. Нет ни малейшего сомнения в его святости. Благословение русского воинства на Куликовскую битву — апогей духовного авторитета преподобного Сергия и влияния на души современников и на нас. Милость Божия через преподобного Сергия сохраняет нашу страну, Русь, великий русский народ, вместе с великими подвижниками земли словенской, содружеством трех великих народов — великороссов, малороссов и белороссов. Мы уповаем, что Россия воспрянет нравственно, духовно и материально. Для Церкви главным является вопрос сохранения абсолютного патриотизма в душах и сердцах наших граждан, то есть стопроцентной преданности родной земле. Это не вопрос моды или «красования», он стоит перед каждым из нас — «быть или не быть». Мы все не уедем жить в Швейцарию, Германию или Америку. Мы будем жить здесь, на просторах родной земли. В этом плане прп. Сергий является флагманом и в государственном строительстве, и в церковном, и в морально-нравственном созидании, и в человеческом. В 2014 году масса мероприятий проходит в епархии совместно с государственными, социальными, культурными и образовательными учреждениями, продолжается наше сотрудничество. Рождественские чтения во всех епархиях Русской Православной Церкви были посвящены прп. Сергию. В каждом приходе Красноярской епархии будут свои мероприятия, на весь 2014 год. С февраля в Красноярске начался специальный курс лекций, интеллектуальных встреч-размышлений, в свете 700-летия Сергия Радонежского. Для педагогов, для молодежи, для образовательных школ края. Иными словами, это большой разговор с нашим народом, сибиряками, братьями и сестрами. С марта по сентябрь запланирован международный конкурс детского творчества «Красота Божиего мира», в этом году он посвящен подвигу прп. Сергия, подвигу русского народа в освобождении от татаро-монгольского ига и становлении свободного духа наших предков. Это основа православного воспитания. Православие никогда не внедряет раболепства, духовное просвещение должно открывать человеку свободу, о которой говорит Христос. В мае должна пройти выставка «О, Русская земля!..», в ключе патриотизма, любви к интернационализму. Сентябрь обязательно будет ознаменован центральным событием, показом фильма «След игумена — на сибирской земле и в славянской душе». Это будет фильм о значении тех фундаментальных принципов строительства нашего государства, которые заложил преподобный Сергий. Он видел единство в нациях. Не случайно сказано, что на Куликовское поле уходили разрозненные в государственном плане отряды воинов разных княжеств, а вернулась единая Русь. Это начало централизованного государства. Об этом будет говорить фильм, и о вопросах взаимоотношения власти, Церкви, культуры, регионов, о перспективах и проблемах. На октябрь запланированы мероприятия, посвященные памяти святого преподобного Сергия, в рамках XIX Красноярского краевого фестиваля духовной культуры «Покровские встречи». — Прошедшая неделя ознаменовалась двумя громкими и страшными событиями, одно произошло в московской школе, а другое — на Сахалине, в храме. Как относится Церковь к таким событиям, можно ли их считать показателем социального и духовного состояния общества? — Нельзя это приравнивать к терроризму, это спланированное, политическое, не христианское и не исламское, дело. Есть прекрасная русская пословица: «свято место пусто не бывает». Она исходит от евангельских слова Христа, в которых говорится, что демон из души человека уходит в пустынные места. Но когда видит, что дом ничем не занят, он приходит и приводит сто и более злейших, и тогда беда этому дому. Мы давно уже, с атеистических времен, опустошили наш дом. Душу человека заполняла идеология морально-нравственная, коммунистическая, атеистически-нравственная, удерживалась она и силовым давлением. В сердцах людей были цели. При всей тоталитарности и том, что пережили наши люди, от слов — происходит воспитание интеллекта. Никогда не говорили о человеке, как о недостойном явлении на земле, внушали, что человек должен быть красивым, гармоничным, что он достоин счастья, должен бороться за него, должна быть любовь и нравственность. Но без Бога нет фундамента. Насаждаемая сверху, идеология не воспринималась как нечто родное, искреннее и свое, и, в результате, когда все это исчезло, не была мужественно открыта дорога и произведена замена духовным ценностям, так, как надлежало бы, — все зависло. Поскольку никакой идеологии в этом отношении не было, то преуспели духовные нувориши, которые привнесли в души наших людей пустоту, духовную и душевную. Не на что было душе человека опереться, не было оценки несправедливости, — и ее пытаются преподавать как благо. И это оборачивается «майданами», Болотной площадью и другими явлениями. Мы в оцепенении от расстрела в школе. Как верующий человек и как священнослужитель я говорю, что демоны поглощают души людей и их темная, злая, смертная мудрость приводит к тем результатам, какие мы видим. Религия же — воспитывает человека свободным от всех тоталитарных явлений. Верующий человек сам знает средство, как сохранить свою душу от диктата зла внутри его. Семьи могут быть обеспечены, иметь все блага, но в душе может быть ничего святого и благородного. В храмах происходит не первое убийство священников и верующих людей, и не последнее. Тот, кто совершил это — не сумасшедший, не избалованный, им руководила гордыня, которая обуяла его (а это уже — одержимость). Верующие люди всего мира живут в суперэкстремальных условиях. И Господь так заповедовал — это наша участь. Мы, верующие, знаем о вечной жизни, вечных ценностях, это дает мужество воспринимать происходящее как данное. Но есть тревога за беззащитное общество, которое ходит по лезвию бритвы над пропастью. И этому будет развитие, если все мы не осознаем, что мы — творение Божие, и если не позволим вечным ценностям заполнить наши души и руководить интеллектуальными способностями, ради самосохранения. В обществе сложилась ситуация глубокого разделения: есть люди Божии — верующие, а есть люди смерти. Это видно на примере законов, принятых в других странах, от которых Россия открещивается, не принимая содомского греха однополых браков, который не может быть нормой и ведет к моральному и нравственному распаду. Признание суицида и права даже ребенка на суицид, нездоровая разрушительная ювенальная юстиция — это признаки пропасти, которая теперь доходит до ада. Страшная картина всегда воспринимается неверующими с саркастической улыбкой, когда дело не касается их лично. Но когда коснется беда — тогда кровавые слезы польются, и мы это видим. Церковь же — на той стороне, где светит Божие солнце. В доктрине Апокалипсиса сказано церквям, что они будут уничтожены за то, что не были ни холодными, ни горячими. В церкви же, где от зла проливается кровь, подобно Христовой, — Бог действует: это призыв к тому, чтобы мы продолжали путь и не испугались грязи, клеветы и внутренних передряг, которым мы все сейчас свидетели. А по-человечески — это большое безутешное горе, что люди в святых местах убивают людей. В сознании верующих людей те, кто погиб, вошли в рай. Кровь мучеников — фундамент Церкви. Это кому-то сложно воспринять, но мы понимаем величину зла перед обществом и его глобальность. Осуждать нужно себя, если лень идти на встречу с Богом — не со священником, не с церковной кассой, а с Богом. А потом и свечку купишь, чтобы храм содержать. — Как относится церковь к агрессии при подходе к мощам? — В каждом из нас живет зверь, который пробудился в первородном грехе. Вы прекрасно знаете: можно съездить в великую субботу в Иерусалим, когда происходит сошествие Огня, и если на одну минуту задержалась служба и другая конфессия стоит, то начинается драка. Это человеческое несовершенство на фоне божественной правды и истины. Это отвратительно, но это говорит о том, как мы нуждаемся в Божией опеке, как много нам надо работать, чтобы приблизиться к святости, поэтому святые и отличаются от нас. Нам кажется, что счастье в новых кроссовках, хорошем диване и большом телевизоре, а это не так. Нынешние верующие — не дореволюционные. Но бывшие комсомолки приходили в храм, перенеся с собой старые методы работы. Это показывает, насколько мы отброшены от прогресса и процветания страны в дореволюционный период. Но мы это должны принять спокойно и двигаться. Пройдут годы, и в стране что-то изменится. В Красноярске народ — ностальгически православный. Нет скандалов, что меня подкупает, и пробудило колоссальную любовь к красноярцам. Через это я подошел к городу. — Владыко, можете дать советы родителям по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»? — Это болезненный вопрос. Обществу нашему, среднему и супербогатому, не хватает времени думать о Боге. Люди исповедуют другие нехорошие традиции и подход. В бытовом представлении религия часто воспринимается как некая секта. Сегодня школа разрушает этот стереотип. Основы православной культуры не несут религиозных сведений, поэтому я за преподавание Закона Божиего, но не применительно к общеобразовательной школе, которая — светская. В курсе заложена патриотическая сторона, исторические указания о достоинстве русского человека, который может гордиться своей страной, имеющей тысячелетнюю историю государственности и свободы. А государство воспитано на основе христианских и человеческих фундаментальных истин и постулатов. Если хотите, родители, чтобы дети давали вам в старости стакан воды, а не сдавали в дом престарелых, то надо поразмышлять о том, чему будут учиться дети.
Пресс-служба Красноярской епархии |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1747 |