|
||||||||||||||
Владимир Легойда: Общецерковный суд может рассматривать обращения от мирянОбращения светских людей в Общецерковный суд ограничены, но возможны и могут стать востребованным механизмом восстановления строя церковной жизни. Председатель Синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда в интервью АиФ.ru рассказал о том, с чем могут миряне обращаться в Общецерковный суд, а также как его деятельность соотносится со светской судебной системой. Владимир Шушкин, АиФ.ru: Общецерковный суд выпустил первое в истории заявление. Кому оно адресовано и что разъясняет? Владимир Легойда: Церковная судебная система, по существу, только делает свои первые шаги (напомню, что она формально возникла в 2008 году, а реально заработала при патриархе Кирилле, то есть в 2009 году). Принципы её работы ясны и понятны, но практика только формируется. Не все в Церкви сегодня даже просто знают о том, что существует Общецерковный суд, епархиальные суды. И что там можно добиться правды, если есть как уверенность, так и доказательства того, что справедливость нарушена. Вот почему Общецерковный суд призван громко заявлять о себе, разъяснять порядок своей работы, устранять неточности. – Пожалуй, самый острый вопрос, который задают в адрес Общецерковного суда: может ли он защитить мирянина, если последний считает, что священник или архиерей был к нему несправедлив? – Есть люди, которые склонны видеть множество несовершенств в окружающих, в том числе в клириках и архиереях. Как правило, они пишут жалобы на имя Святейшего Патриарха. Таких людей немного, но они очень активны. Если все их обращения обязательно рассматривать в судебном порядке, то придётся создавать огромный штат сотрудников суда, а главное, большинство жалоб окажутся, говоря языком юристов, без «доказательной базы». Поэтому обращения мирян в Общецерковный суд обоснованно ограничены. Вместе с тем в настоящем разъяснении суд декларирует, что в ряде случаев он может принять к рассмотрению и обращения от мирян. Для этого требуется решение председателя суда. Ведь нельзя исключить ситуацию, когда мирянин не может защитить себя иным способом, кроме как в Общецерковном суде. – Согласно Положению о церковном суде, Общецерковный суд может рассматривать дело, если оно уже рассматривалось в первой и апелляционной инстанции епархиальным судом. Однако, как показывает практика, именно епархиальный архиерей решает, пройдёт ли жалоба две инстанции. А если он в этом не заинтересован, как тут быть? – Как следует из публикуемого разъяснения, всегда есть возможность обратиться напрямую в Общецерковный суд. И быть услышанным. При этом хотел бы добавить, что ваш вопрос как бы предполагает, что а) архиерей несправедлив; б) с этим ничего не поделаешь. Я бы всё-таки подчеркнул, что высокое достоинство архиерея должно исключать подобные «процессуальные игры». Положение о церковном суде ориентировано на верующих людей, которые призваны помнить о том, что, кроме земного, даже церковного суда, есть небесный. Если же кто-то заведомо готов идти против справедливости, то тогда никакие самые совершенные юридические процедуры не помогут. Светские судебные системы намного более развиты, чем церковная, но и они неспособны противостоять человеческому греху, который врачуется не процедурой, а раскаянием и благодатью Божией. – Что касается ситуации в Казанской семинарии, то могу вполне официально ответить тем, кто упрекает Московскую патриархию в бездействии: почему кто-то решил, что ничего не делается? Была комиссия Учебного комитета, на основании сделанных ею выводов сейчас работают другие церковные институции. Этот процесс никогда не был и не будет публичным, в том числе в силу пастырского отношения и к пострадавшим, и к обвиняемым. Но результаты такой работы обязательно воспоследуют — после тщательного расследования. Кроме того, поскольку речь идёт об находящихся в зависимом положении учащихся, насколько мне известно, проверка проводится и следственными органами государства. Надо иметь в виду, что церковные суды вовсе не заменяют и не подменяют собой правоохранительные органы и суды государства. – Какой вы видите перспективу развития системы церковных судов? Я думаю, что в будущем церковные суды призваны стать востребованным механизмом «восстановления нарушенного порядка и строя церковной жизни», как об этом говорит Положение о церковном суде. Однако для этого должно пройти время, необходимое для становление этой сложной и беспрецедентной для современной церковной истории системы.
Образование и Православие / |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1487 |