Опубликовано 16.01.2014 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Конец каникул


Существует ли православная этика труда? Как христианину подобает относиться к своей работе? Размышляет Павел Федосов.


 

Конец каникул

 

Каникулы кончились. Мы выбираемся из своих праздничных берлог и отправляемся к рабочим местам. Ветер разбрасывает по утренним улицам рваный серпантин, с прилавков по дешевке распродаются бумажные сундуки, вагончики и башни, набитые конфетами, а мы идем на работу. Из праздничной отрешенности мы погружаемся в будничную вовлеченность. Наступает подходящий момент для того, чтобы спросить себя о том, что для нас значит наш повседневный труд. С какими чувствами и мыслями мы приступаем к тому, что нам, в силу биографии, образования и, в конце концов, личного выбора надлежит выполнять каждый будний день?
Бывает так, что время, проведенное на работе, мы в меньшей степени считаем полноценной жизнью, чем досуг, выходные, праздники, отпуск. По пути на работу мы как будто умираем, чтобы вечером снова воскреснуть. Такое мышление — верный способ обокрасть себя примерно на треть собственной жизни (учитывая, что среднестатистический человек проводит на рабочем месте третью часть суток).
Отношение к работе как к безрадостной принудиловке, невыполнение которой чревато гневом начальника, увольнением, нищетой, и в итоге — социальной гибелью — это, во многом, следствие использования труда как средства наказания, практиковавшееся повсеместно: от исправительных лагерей до начальной школы. Еще одно последствие этого же — отношение к работе, свободное от каких-либо нравственных обязательств, профессия без профессиональной этики, использование работы только и лишь как средства достижения личного материального или репутационного благосостояния.
Каким может быть отношение православного христианина к повседневному труду? Есть ли у нас свой вариант пресловутой протестантской этики, из которой, по Максу Веберу, вырастает дух капитализма?
Яркие примеры, позволяющие задуматься о православной трудовой этике, нам могут подарить две монашеских истории. Возможно, покажется странным, что мы обращаемся к опыту людей, отрекшихся от мирской деятельности, для того чтобы что-то понять о ней же. Однако не будем забывать о том, что монастырь — это возможность испытать человеческую ситуацию в чистоте.
Как пишет исследователь аскетической традиции С. С. Хоружий, монастырь предоставляет «лабораторные условия, в которых наиболее чистым образом протекал бы процесс реализации человеческого в человеке». Монастырь — территория поиска не исключительности, но нормы, это место где человек ищет себя таким, какой он задуман. Именно поэтому монастырский опыт может сказать нам нечто важное о нормальном человеческом отношении к работе.
Итак, две истории. Первая из них довольно известна в многочисленных пересказах. В одном монастыре жил монах, который был искуснейшим резчиком по дереву. Из-под его резца выходили прекрасные деревянные изделия, которые становились украшением православных храмов. И вот этому брату приснился сон, будто стоит он на краю оврага, на дне которого в беспорядке разбросаны все искусные вещи, которые он с такой любовью и старанием создавал всю свою жизнь. А рядом стоит Богородица, которая говорит ему, указуя на дно оврага: «Ты монах, и мы ждали от тебя не этого, а покаяния и молитвы»!
Вторая история произошла с моим знакомым монахом, которого отец эконом одного большого монастыря отправил трудиться в трапезную в разгар трудническо-паломнического сезона. В обители был огромный наплыв людей, и дел на кухне оказалось невпроворот. Только одни вставали из-за столов, как тут же приходили другие, чтобы за них сесть. Тут уж не до молитвы и не до мира душевного. Одним словом, брат смутился и внутренне возроптал. Приходит он к отцу-эконому и просит дать ему другое послушание, поскольку в таком печальном положении нет у него никакой возможности для исполнения своего главного монашеского предназначения — молитвы.
Отец эконом неожиданно соглашается и отпускает монаха с кухни. Довольный брат думает: «Ну, теперь, наконец, помолюсь от души»! Он идет в храм, встает перед иконами и вдруг ощущает и понимает, что Божья благодать его оставила, а в душе — глухая пустота. Монах тут же бросается к отцу эконому и просит разрешения вернуться на кухню, что тут же и исполняется.
Эти две истории дают нам возможность прикоснуться к двум полюсам православной трудовой этики. Первый из них можно условно назвать принципом не отождествления себя со своей работой. Думаю, что проблема монаха из первой истории заключалась не столько в самом факте его занятий, сколько в том, что он слишком отождествился со своей деятельностью, утеряв память о стяжании Духа Святого как основной цели христианской жизни.
Вторая история в каком-то смысле показывает нам обратную ситуацию. Мы видим человека, который, стараясь избежать полного растворения в деятельности, просто бросает собственное дело. Опасаясь за собственное духовное состояние, он снимает с себя ответственность за то, чтобы работа была сделано вовремя и хорошо.
Где же правда? На одном полюсе или на втором? На полюсе полной и ответственной включенности в то, что ты делаешь или на полюсе отрешенности от деловой озабоченности? Видимо, правда — на оси, которая соединяет эти полюса между собой. Правда присутствует между деятельностью и созерцанием, практикой и теорией, Марфой и Марией. В парадоксальной встрече одного и второго, так же как и во встрече небесного и земного, телесного и духовного, человеческого и Божьего мы и встречаем сияющую реальность христианства.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 1595

Ключевые слова: труд

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930