Опубликовано 16.01.2014 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Община очереди


Журналист Наталия Осс — о тех людях, которые приходят увидеть христианские святыни.


 

Выйдешь, бывало, на Стрелку/в Сеть и охватывает хтонический ужас — боже, в какой стране мы живем? Убогая, дикая Россия явилась в столицу и топчется в милицейских загонах, стоит за каким-то обещанным властями чудом. А отступать некуда — позади всего лишь несколько тысяч интеллигентных и разумных людей, которые в Дары Волхвов и Пояса Богородицы не верят.

Но они составляют меньшинство, а потому от безнадежности России не защитят.

Интернет-скоропись объясняет феномен очереди так: толпа, рабы, язычники, пока наш народ верит в чудеса, никакой демократии в России не будет, православие — религия женщин, мы видим лики безысходности, все они — несчастные и некрасивые, Босх отдыхает, бедные люди, они так мучаются, есть ли им что попить, поесть, где облегчиться в этой очереди? подумайте, какая антисанитария! — ларец целуют тысячи людей, а как же вирусы, а если стоять 10 часов на морозе, можно застудить все органы, о счастье которых просят эти несчастные женщины, подхватить ангину, воспаление легких, инфаркт и инсульт.

И ведь они даже не читали Евангелие, они — жертвы поповской пропаганды, мракобесия, охватившего Россию, разжигаемого властями, чтобы держать народ в повиновении и страхе. Когда они последний раз причащались, когда они исповедовались? — это уже вступают в спор воцерковленные интеллектуалы, которые знают, как правильно верить и как правильно исповедовать Христа.

— Поклонение артефактам — магизм и суеверие. Как будто нельзя съездить на Афон, как будто нельзя поклониться частичке Пояса Богородицы в храме Илии Пророка Обыденного, как будто нельзя вести каждодневную приходскую жизнь. А вот эта очередь, в которую встают только скудные душой обрядоверы, не понимающие сути православия, — это стыдно, этого не должна была допускать Церковь.

Да, есть что предъявить РПЦ и за рекламу чудес, и за организацию очереди. Она уязвима, потому что выстраивается в центре столиц, циничных и жестоких, где не осудишь — не преуспеешь. Лучше бы эта очередь стояла в глухой провинции, к монастырским воротам, а не к храму Христа Спасителя.

Есть что предъявить и властям, которые готовы предложить Пояс вместо современной медицины, способной исцелять без веры, просто по страховке или за наличные, а Дары — вместо достойной пенсии и безопасности. Но штука в том, что все эти претензии не имеют отношения к очереди. Не встанешь — не поймешь.

Давайте я просто встану в очередь. Для лучшего понимания стоящих в ней и удобства осуждающих.

Я стояла в очереди, когда привозили Пояс Богородицы. Пожалуйста, кидайте в меня мракобесием, безнадежностью, несчастьем, непрочитанным Евангелием, Босхом и антисанитарией.

Я стояла в разных очередях — в Лувр, на прерафаэлитов, на паспортный контроль, с мамой за туфлями в каком-то советском году, за куриными окорочками, в БТИ, в налоговую, в ГАИ. Могу свидетельствовать — самая лучшая очередь была к Поясу.

Потому что она самая длинная — успеваешь подумать. Самая постыдная и осуждаемая — успеваешь умалиться. Потому что она самая необъяснимая. И что давали — Богородица, назначь меня пиар-директором «Газпрома»?

А если нет, то зачем тогда? Признавайся, не скрывай ничего от общественности, покажи свои интимные места. Потому что эта очередь самая бессмысленная — можно, действительно, съездить в Иерусалим, где очередей меньше, а святых мест и артефактов больше. Если уж применять рациональный подход.

Наша очередь безнадежна, это правда. Начинается в тени и грохоте Третьего кольца, отсюда дом по Фрунзенской, 36 кажется недостижимой мечтой, до него несколько часов холода и мрака. Мало кто встает в хвост, уверенный, что достоит. Это почти как в жизни — если Господь управит, может, и доживем до старости. А нет — выйдем и поедем домой.

Чай начинается раньше, чем каша. Туалеты — еще до чая. К коржикам и булочкам паломник проявляет интерес где-то на на первой трети пути, не доходя до Пушкинского моста. А вот каша и сосиски приобретают ценность со второй половины пути, после моста. Холодно. Поэтому, когда полиция открывает решетки-тамбуры, люди берут вперед. Они так согреваются, понимаете? А не потому, что они хотят затоптать ближнего. Ближний, кстати, появляется в очереди неожиданно.

Еще два часа назад чужие, неприятные, в сущности, люди, которые мешают лично вам достоять до цели, делаются знакомыми. Они уже передали вам чай, потому что оказались ближе к полевой кухне, а вы уже подержали их сумки, пока они бегали в синюю кабинку. Вы уже послушали, как они читают Евангелие, увидели, что они перелистывают свой молитвослов. А у вас был молитвослов? Ну и вот.

Кажется, это какой-то провинциальный приход. Да, точно, вот их батюшка, с детьми. Но есть и просто бабушки, девочки, мужчины, парочки, мамы с дочками, папы с мамами. Шубы, куртки, дубленки, шапки, пальто, унты, кроссовки, угги, ботинки — дорогие, дешевые, убогие, модные. Айфоны есть, блэкберри видела. Немодных больше, врать не буду. Хотя в очереди буквально заставляешь себя обращать внимание на то, кто в чем, кому сколько и кто откуда. Они вдруг делаются просто люди, вроде тебя.

В автобусы-грелки лезут не сразу, сначала терпят, но потом не стесняются, влетают в распахнутые двери, рассаживаются на насестах, как нахохлившиеся голуби. Даже поручни занимают. Особенно ценен автобус, когда уже дойдешь до Пречистенской набережной. Здесь — самое неприятное место. Тротуар сужается, с одной стороны — вода, с другой — автобусный бок, холод становится промозглым, лезет за шиворот и в ботинки, очередь сбивается в единое тело, согревается общим дыханием. Людям тяжко. И они вдруг начинают шутить, смеяться над своей слабостью. Уже прошли Петра, значит, осталась всего треть пути. Выбор непростой — отогреться в автобусе с риском пропустить открытие очередной калитки в тамбуре или стоять в клаустрофобической тесноте. Здесь, кажется, кто-то пролезает через кордоны.

Но очередь не зла, впускает нелегала. Дальше всё уже легко. Чем ближе к цели, тем молчаливее и сосредоточеннее люди. Переход через набережную — и открываются белые предгорья храма. Который я вообще-то не люблю за многое и не хожу туда, но в этот момент, из глубины очереди, его можно принять за Афон.

Эта русская очередь — новый способ паломничества, как будто специально придуманный для нынешнего времени и нынешней Церкви. В постыдности стояния посреди большого города, на глазах у осуждающих и не понимающих есть что-то первохристианское, есть маргинальность и изгойство. Бедность, наивность и надежда предъявлены на скорый светский суд. И он безжалостен. Тем лучше.

Еще хорошо, что в этой тесной очереди, среди множества людей можно уединиться, как в монастыре.

И не надо специально никуда ехать. Никто не дергает тебя, не осуждает, не шипит в спину, не дает указаний — как одеться да как поставить свечку. Христианская община очереди демократична, она принимает всех, включая невоцерковленных, ленящихся или не умеющих дойти до исповеди и причастия, обиженных на официальную позицию иерархов РПЦ, просто стихийно верующих «в хорошее». Стоять на улице 10 часов к дарам, как нищий, бездомный, как бродяга — это полезно гордому человеку в норковой шубе и с айфоном, который все имеет или получает по одному клику «мыши».

В Иерусалиме я была, когда в очередной раз ждали начала войны и пугливый турист туда не ехал. Город стоял пустой. В Храм Гроба Господня можно было зайти по пути в магазин, в ресторан, в музей. Хоть по сто раз в день заходи. Даже неловко было так беззастенчиво пользоваться моментом. Мы решили заходить по два раза, не больше. И, я, честно говоря, расстроилась, что очереди не было.

Так что с Поясом отлично получилось.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1466

Ключевые слова: общество

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031