Опубликовано 12.01.2014 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Современная литература не должна писать о религии?


Что христианского можно найти в романах Пелевина и Сорокина? Нужны ли светские книги воцерковленным подросткам? Как описать чудо и не скатиться в лубок?


 

 

Русская литература последней четверти века плотно работает с религиозной тематикой. Чем рискуют авторы, обращаясь к религиозной тематике, и нужно ли вообще касаться этой темы светской литературе – эти вопросы обсудили за круглым столом писатели, художники, преподаватели и журналисты.
ПЕЛЕВИН КАК ХРИСТИАНСКИЙ АВТОР
«В современной литературе важно не то, какой образ Церкви как института или культурного феномена мы в ней видим. Важно – соположение личного религиозного опыта с вечностью, и в этой сфере литература последних 10-15 лет дает богатейший материал», — открыл обсуждение Сергей Чапнин, ответственный редактор «Журнала московской Патриархии».
Писатель Сергей Шаргунов, лауреат премий «Дебют» и «Национальный бестселлер», рассказал о своем опыте работы с религиозной тематикой: «Мне приходилось подступаться к этой теме на пространствах текста. На мой взгляд, главное здесь — чувство вкуса, такта и понимания уместности: что и где можно говорить».  «Как я был алтарником» — так называется один из псевдобиографических рассказов Шаргунова. «Пошел он легко, хотя едва ли был сопряжен с поисками смысла», — отозвался об этой своей работе автор.
Церковь – это то, что всегда присутствовало в русской литературе, говорит Шаргунов. Тот же Бунин – как бы он ни относился к Церкви, но в его текстах много описаний храмов, их убранства, мелодий, стояний на службах: Церковь была нормой, частью жизни, и потому она постоянно появлялась в художественных текстах.
«Часто говорят: церковному читателю претит современная литература, потому что там есть темы, которые не связаны с канонами. Но, конечно, светская литература на то и называется светской. Была даже, если память не изменяет, инициатива духовного лица запретить Лермонтова. Но, мне кажется, душа читателя должна быть как пчела — с каждого цветка брать лучшее», — полагает Шаргунов.
Если верить, что все неслучайно и промыслительно, то и книги читаются по-другому, заключает он. Пример тому — известный Виктор Пелевин, в романах которого при желании тоже можно найти христианские мотивы: «Вот его повесть «Желтая стрела». Она  целиком о бренности этого мира, и это такой парафраз Екклезиаста».
«В романе «Empire V» Пелевина есть диалог молдавского богослова. И он удивил меня своей внятной христианской позицией. Этот отрывок действительно можно рассматривать как серьезный  богословский текст», — согласился Сергей Чапнин.
ТРУДНОСТИ ЧУДА
В обращении к религиозной тематике авторам следует избегать лубочности и нарочитости, уверен Сергей Шаргунов.
Однако в современной литературе есть тексты, которые намеренно играют с лубочностью, и это идет им только на пользу. Например, роман «Лавр» Евгения Водолазкина, завоевавший в 2013 году премию «Большая книга». «Многие церковные люди даже возмущались этой лубочностью, — сказал Сергей Чапнин. – В то же время, в романе за ней скрыто много большее, нужно только заглянуть за угол, за грань».
В современной литературе есть явная проблема изображения чуда, уверена Евдокия Варакина, старший преподаватель на кафедре истории и теории литературы ПСТГУ: «Интересно смотреть, как разные писатели решают эту проблему так, чтобы она сработала в художественном пространстве. Читатель должен пережить чудо не просто по доверию к автору, а с тем, чтобы оно стало фактом его сознания».
По словам специалиста, этот вопрос мастерски решен в одном из романов Андрея Волоса. В нем, в описании последовательности действий,  выпадает одно звено. По сюжету, перед одной из главных героинь стоит проблема – ее брак бесплоден. Тогда, по совету врача, она решается на тайную измену. Рождается ребенок, он похож на мужа, и по прошествии нескольких лет муж заявляет, что хочет еще одного. Героиня, уже воцерковленная, хочет рассказать обо всем священнику, но боится и в итоге говорит только, что они с мужем хотят еще детей. Священник отвечает: «Категорически благословляю». На этом повествование обрывается, и потом, через несколько глав, читатель узнает, что в семье родилась девочка. Мысль о связи благословения священника и чудом рождения ребенка не звучит в тесте открыто. Но все настраивает читателя на то, что слово имеет чудесную силу, и что слово священника в данном случае было выше диагноза врачей.
ПИСАТЕЛЬСКИЕ РИСКИ
Чем рискует писатель, когда начинает говорить на религиозную тему? Алиса Ганиева, лауреат литературных премий «Дебют» и «Триумф», полуфиналист «Большой книги», полагает: риск в том, чтобы провалиться в брешь между интересами разных групп читателей.
«В основном, читатели, как мне кажется, не очень воцерковлены, — говорит Ганиева. — И если углубляться в религиозную проблематику, то можно потерять их интерес. С другой стороны, легко попасть между двух огней: воцерковленные люди могут разглядеть в таком тексте кощунство. Подобные прецеденты случались».
«Полутона часто важнее и серьезнее, чем прямолинейный рассказ в лоб», — уверен Сергей Шаргунов. Но все же главный риск, которого важно избегать писателю, по его мнению, это – профанация и фальшь в тексте.
Писателю важно не скатиться в назидательность, уверен художник Константин Сутягин. Потому что тогда, по его словам, будет уже не искусство, а пастырско-миссионерская работа. Другая проблема современной литературы в описании церковной жизни — в том, что литература превращается в религиозную этнографию. «Церковь описывают так, как путешествие в Африку: вот я съездил в Африку, и там люди ходят в таких шапках, — говорит Сутягин. – Такое описание говорит об утрате бытовой церковной культуры».
Классическая русская литература жила в церковной среде, но не рефлексировала ее. А сегодня эта среда стала интересным продуктом, обращаясь к ней, художник, часто ищет свою «таргет-групп», добавляет Сутягин.
Писатель Майя Кучерская, победитель премии «Большая книга-2013» в читательском голосовании, считает: литература вообще не должна глубоко осваивать религиозное поле.
«О духовном могут писать люди духовные, — говорит Кучерская. — Литература светская должна знать свое место, она может только возвести очи горе – но не более того. Дело литературы — молочко, которым она может кормить читателя и слушателя. И если это молочко будет достаточно жирным – уже хорошо».
НУЖНА ЛИ СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВЕРУЮЩИМ?
Церковный читатель может многое почерпнуть из текстов, где неявно выражена христианская проблематика или выражена полемично, полагает Евдокия Варакина. И все же, по ее словам, хорошая церковная литература отличается от хорошей светской литературы — пусть и связанной с религиозной темой – чувством меры, внутренним целомудрием.
«У нее все-таки остаются запретные темы, она боится соблазнить, — заключает Варакина. — У светского писателя это ограничение снимается. А потому многие светские тексты церковному подростку не дашь».
С этим мнением не соглашается Ирина Языкова, искусствовед, специалист в области христианской культуры:
«Пусть лучше церковные подростки проживут свои страсти в романах. В противном случае может получиться ситуация: все в детстве читали хорошие церковные книжки, но почему же тогда у нас такая ужасная церковная жизнь?».

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 Фоторепортаж

Современная литература не должна писать о религии? Современная литература не должна писать о религии? Современная литература не должна писать о религии? Современная литература не должна писать о религии? Современная литература не должна писать о религии? Современная литература не должна писать о религии? Современная литература не должна писать о религии? Современная литература не должна писать о религии? Современная литература не должна писать о религии? Современная литература не должна писать о религии? Современная литература не должна писать о религии? Современная литература не должна писать о религии? Современная литература не должна писать о религии? Современная литература не должна писать о религии? Современная литература не должна писать о религии?

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 1997

Ключевые слова: литература

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930