|
||||||||||||||
Игумен Силуан (Туманов). Колядование и музыкальная культураДни празднования Воплощения на Земле Богомладенца называются святками и длятся от Рождества до Крещенского сочельника (то есть с 7 до 18 января по новому стилю). В этот период во многих храмах можно услышать песни, посвященные великому торжеству – колядки, а то и стать свидетелем или даже участником веселого прославления Родившегося Христа - колядования. Обряд колядования существует с древности и точно сказать, когда он появился, сложно. Но слово это (как и сама традиция) известно у многих славянских народов. Чехи, поляки, болгары, сербы, словаки, украинцы, белорусы и русские одинаково ждут наступления дней веселья и заранее готовят подарки колядующим: сладости, продукты, деньги. Помимо священнослужителей и ревностных хранителей народных обычаев, активно поддерживает веселые песенные походы в гости молодежь, сопровождая колядование шумом, смехом, нарядами и играми.
Колядующих также называют христославами. Во многих балканских странах христиане придавали особое значение рождественским духовным песням. В старину порядком колядования заведовали специальные духовные братства, а выручка от этого пения поступала на церковный приход. Это способствовало широкому распространению обычая колядования, для которого у священнослужителей были специальные рукописные сборники рождественских духовных песен.
Колядки бывают самого разного характера и качества – грустные и задорные, наполненные подражанием богослужебным текстам и пронизанные самым простым религиозным чувством, сложные по напевам и элементарные. Многие колядки – это отражение следующих за церковными торжествами застолья и всеобщего веселья.
Призванные изначально быть продолжением богослужения, исполняемые на улицах и в домах, в относительно недавнее время они стали петься и в храмах.
В советский период в атеистическом государстве священнику открыто ходить по домам и петь про Рождение Бога было невозможно. Опять же, с середины ХХ века при появлении в городах многоэтажных и многоквартирных домов соблюдать этот обычай становилось значительно сложнее. Поэтому колядки и стали петься уже не при посещении домов, а в храме: либо после богослужения, при целовании креста, либо во время причащения священнослужителей, после запричастного стиха, «заполняя» время до выхода священников для причащения мирян.
Обычай этот в очень многих храмах, и в России, и за рубежом, особенно в Украинской Православной Церкви, составляет неотъемлемую часть праздника. Как пишут восторженные прихожане, «праздничные антифоны, чтение Евангелия, пение колядок по запричастном стихе – все это создаёт чувство духовного праздника; в мир пришел Христос – величайшая радость на Земле!»
Очевидно, что духовная радость переполняет сердца верующих людей, им не хватает собственно текста богослужения, они несут радость праздника за пределы храмового и литургического пространства, вовлекая все вокруг в прославление Господа.
Правда, многие знатоки богослужения – литургисты – не без основания считают, что внесение колядок в само богослужение безграмотно и недопустимо. Слишком разное эстетическое и смысловое наполнение у святоотеческих текстов, направленных на наше духовное воспитание, и незамысловатых простонародных песен, довольно скудных с точки зрения и стихосложения, и богословия.
Рожденные для внехрамового исполнения, они уместнее не во время ожидания причащения мирян, отвлекая от сосредоточенной молитвы перед Чашей с Причастием, а после богослужения, либо на рождественском концерте.
Особенно это касается тех колядок, которые были переделаны из католических западноевропейских рождественских песен-кантов, например «Ночь тиха» в обработке И. Грубера или к распространенному в XVIII веке жанру хоровой русско-украинскоий̆ песни («Спи Иисусе» М.Почаевской). В сравнении с литургической музыкойй, такие сочинения вносят разительный контраст в течение богослужения.
О чём повествуют нам рождественские колядки? Конечно же, о Рождении Богомладенца Христа и первых днях Его жизни. Это светлые и добрые песни, в простых напевах которых перед мысленным взором слушателей предстаёт тихая ночь над Палестиной, вертеп, окружённый домашними животными, волхвы, идущие за Звездой, чтобы поклониться Христу, злой Ирод, преследующий невинного Младенца. Обязательно колядовщики величали хозяев, желали благополучия их домам и семьям, желали хорошего урожая, доброго здоровья, счастливого брака. Как уже отмечалось, в ответ хозяева щедро одаривали их разнообразными подарками и устраивали праздничные застолья.
В советское время традиция колядования, как и все, что было связано с праздником Рождества Христова, беспощадно искоренялась. И сейчас многие наши соотечественники имеют о ней весьма смутное представление. В то время как на Украине, в Молдавии, во многих других славянских странах народ сохранил эту традицию. Хотелось бы пожелать, чтобы в России, наряду с общим церковным возрождением, вернулась и добрая традиция прославления Христа после богослужения пением рождественских колядок и веселым колядованием.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3226 |