|
||||||||||||||
Рождество Христово в кино и анимацииПодготовка к Рождеству Христову полным ходом. И, конечно, самое правильное сосредоточиться на духовном чтении и внимательной молитве, а не на готовке, уборке, развлечениях. Однако если в семье дети, советы аскетов не совсем к месту. Но к великому празднику семью может подготовить и… кинематограф. Собирательный образ всех рождественских историй, как ни удивительно, можно найти на известном полотне Питера Брейгеля «Перепись в Вифлееме». Многофигурная композиция захватывает глаз зрителя, так что ему долго приходится отыскивать в смешении людей, занятых своими делами, Марию и Иосифа. Жизнь человечества всегда течет в суете, люди всегда, даже перед лицом самых страшных трагедий и великих потрясений, погружены в повседневность. Лишь остановка, дистанция, взгляд на небо позволяют услышать и увидеть самое важное: песню ангела и свет звезды. Иногда для этого нам нужно уединение, иногда – просто хороший фильм. Если мы задумаемся о «рождественском искусстве», то первым нужно вспомнить Диккенса, по сути дела заложившего своей «Рождественской песнью в прозе» канон этого жанра. Раскаявшийся грешник, семейные ценности, неожиданная помощь, счастливый финал – такова канва, по которой год за годом новые художники вышивают новые узоры. Конечно, не все нижеприведенные примеры лент о Рождестве Христовом одинаковы по качеству и популярности. Но в каждой из них по-своему отражается Евангельская история. Итак, любителям музыкального кинематографа можно посоветовать к просмотру«Праздничную гостиницу» (HolidayInn, 1942). Этот мюзикл-мелодрама, подарил миру бренд «Holiday Inn» и одну из самых знаменитых песен ХХ века – «White Christmas». В фильме снялись Бинг Кросби, Фред Астер и Марджори Рейнольдс. Сюжет разворачивается вокруг истории певца и танцора Джима Харди, который оставляет шоу-бизнес, уезжает в сельскую местность, а затем превращает свою ферму в загородный клуб, по праздникам открывающий свои двери публике. Классический по своей форме рождественский фильм со счастливым финалом. Также можно посмотреть еще один мюзикл. В 1954 своеобразным ответом «Праздничной гостинице» стала картина«Светлое Рождество» (White Christmas, 1954). Снова музыкальная мелодрама с участием Бинга Кросби. Это хорошая жизнеутверждающая послевоенная история. Изначально черно-белый фильм «Чудо на 34-й улице» (Miracleon 34th Street, 1947) подвергся реставрации и сейчас его можно найти в цвете. Кроме того, обзавелся он и ремиксом 1994 года рождения. По сути дела, лента канонизирует тот образ Санта-Клауса, неразрывно связанный с чудесами, подарками и покупками, и бесконечно далекий от Евангелия. Кино очень интересно как объект изучения американского менталитета, поскольку ключевыми фигурами в нем выступают покупатели, бизнесмены, психоаналитики и адвокаты. Настоящий Санта-Клаус появляется в Нью-Йорке для того, чтобы проверить, есть ли еще надежда на исправление человечества и готовы ли люди верить в чудеса. Проверяет он это, нанимаясь на работу в супермаркет в самый разгар рождественской распродажи. Однако через некоторое время ему приходится доказывать свою идентичность в суде… Одной из лучших рождественских картин, почти провалившихся в прокате и стяжавшая популярность и любовь благодаря любопытному стечению обстоятельств, стала «Эта замечательная жизнь» (It's a Wonderful Life, 1946). По истечении срока авторских прав картину с удовольствием стали крутить все телеканалы, и людская благодарность не заставила себя ждать. В ней честный работяга Джордж Бейли, всегда помогавший другим, в канун Рождества окончательно подавлен неудачами и решается на самоубийство. Чтобы остановить его от опрометчивого шага, Небеса посылают ему ангела. На мой взгляд, это не только самая рождественская драма, но и самое жизнеутверждающее кино за всю историю кинематографа. Конечно, мы не можем не отметить «Ночь перед Рождеством (1951) – советский мультфильм по повести Николая Васильевича Гоголя. Один из тех редких случаев, когда, несмотря на эпоху создания, на экране проступает не сказочный Новый год, а подлинное Рождество – как в народных традициях, так и в художественном замысле. Мультфильм осязаемо красив точеной, соразмерной красотой, а после компьютерных однодневок кажется вообще недосягаемым идеалом. Эпохальный минисериал мэтра кинематографии Ингмар Бергман «Фанни и Александр» (Fanny och Alexander, 1982)требует от зрителя изрядной подготовки и широты взгляда. Картина очень неоднозначная и вряд ли подходит для просмотра с детьми. Но как говорить о Рождестве в кино без Рождества Бергмана – великолепного, яркого, барочного, в котором есть все: рождественский спектакль с ангелами и пастухами, разукрашенные елки с подарками, ломящиеся от яств столы, женщины в длинных платьях, большая семья, невинность и грех? «Один дома 1-2» (Home Alone, 1990 – 1992) в список попадает за всеобщую народную любовь и бескомпромиссное озорство. К тому же в этой комедии есть все атрибуты добротного рождественского кино: воссоединение семьи и победа добра, на сей раз принявшего образ находчивого сорванца, над незадачливыми и потому нестрашными силами зла. Второй фильм из цикла «Сказки о временах года» «Зимняя сказка» (Conte d'hiver, 1992) французского режиссера Эрика Ромера, с творчеством которого я настоятельно советую вам познакомиться поближе. Пуритан прошу промотать первые три минуты фильма, в которых герои появляются неглиже. Будет грустно, если из-за этой режиссерской вольности вы пропустите самое главное: то, как Бог касается души человека, который его даже не ищет. Глубокая и сильная история о потере и обретении любви. «Рождество» (1996) – короткий и трогательный мультфильм Михаила Алдашина вы, скорее всего, видели. А если нет – то посмотрите обязательно. Перед этой авторской, наивной и по-хорошему детской версией сложно устоять. Просматривая рейтинги новогодних мелодрам, вы обязательно встретите фильм«Реальная любовь» (Love Actually, 2003) и прочтете немало восторженных отзывов. Одно из самых чудесных свойств кинематографа заключается в том, что он способен в течение короткого отрезка времени, в два-три часа воссоздать и связать на экране множество человеческих судеб, в одной из которых мы зачастую угадываем сходство со своей. Один из лучших примеров такого рода волшебства – отечественное «Шапито-шоу», но оно о лете, а сейчас зима. Поэтому будем смотреть «Реальную любовь» и сопереживать ее героям. Благо любовь того стоит. Фантазия Роберт Земекиса «Полярный экспресс» (The PolarExpress, 2004) о необыкновенном путешествии маленького мальчика на волшебном поезде «Полярный экспресс» на Северный полюс к Санта-Клаусу в канун Рождества не всем одинаково придется по вкусу, однако за красоту истории вносим и ее в наш список. О предсказуемом и, по сути, проходном фильме «Ноэль» (Noel, 2004) хочется рассказать по двум причинам. Во-первых, из-за его типичности: судьбы нескольких персонажей пересекаются в рождественскую ночь, чтобы каждый из них смог измениться и обрести ускользающее счастье. Во-вторых, из-за удивительного сюрприза, который поджидает внимательного зрителя. Только-только приготовишься расстроиться из-за нелепой истории с переселением душ, как ее разоблачают, в руках героини, тем временем, мелькает нательный крест и рождественская символика оказывается не просто декорацией, а указателем направления взгляда. Лента «Счастливого Рождества» (Joyeux Noël, 2005) основана на реальных событиях времен Первой мировой войны, известных под общим названием «Рождественское перемирие». Речь идет о случаях краткого, но широко распространенного прекращения боевых действий между воюющими сторонами: солдаты обменивались рождественскими поздравлениями и песнями через окопы и могли даже перейти линию фронта, чтобы лично вручить неприятелям подарки. Рождество без Санта-Клауса, но зато со священником и мессой. Совершенно незатейливый фильм «Рождественский коттедж» (Christmas Cottage, 2008) с плоскими, как картина, которую рисует на стене главный герой, персонажами. Иногда они произносят слегка пафосные речи об искусстве и предназначении, а в остальное время разыгрывают комедию маленького городка. Если вас покоробит рождественская постановка в исполнении местных жителей – простите им это. Они не со зла, просто иначе не умеют. Однако если у вас есть решимость закрыть глаза на обстоятельства и довериться создателям фильма, вы узнаете, откуда черпал свое вдохновение «художник света» скончавшийся 6 апреля 2012 года Томас Кинкейд, биографией которого, по сути, и является картина. Под занавес самое время вспомнить Диккенса и поучительную историю о старом жестоком скупердяе Эбенезере Скрудже, чью жизнь изменила встреча с тремя духами Рождества. История уже знакомого нам Роберт Земекиса – всего лишь одно звено в череде множества театральных и радипостановок, экранизацией, адаптаций и пересказов. Пусть Скрудж в исполнении Джима Керри в картине «Рождественская история» (A Christmas Carol, 2009) и отвечает за все сразу. Он сможет.
Валерия Ефанова, Приходы |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2602 |