|
||||||||||||||
Рождество как по нотамРождество Христово – особый праздник в кругу православного богослужения, и он требует исключительной подготовки к проведению богослужений, а для регента – и выбора эксклюзивного репертуара. Однако, как быть, если приходской хор не блещет высоким уровнем мастерства и дирижеру приходится довольствоваться скромным «праздничным обиходом»? Если мы исходим из того, что хор на приходе собрался в лучшем случае полупрофессиональный или вовсе любительский и хористам (по крайней мере, их большему числу) будет тяжело выучить новые произведения, то нужно придерживаться терцового расположения мелодических голосов (1,2 сопрано или 1,2 тенор) в песнопениях. Тогда, в случае ошибок одного из мелодических голосов, эту партию «подхватит» более опытный певец из любой другой партии.
Кондак болгарского напева в гармонизации Бортнянского (упрощенной) – самый оптимальный вариант для полупрофессионального или любительского хора. Мелодия этого напева широко известна, и у певчих не возникнет сложностей при ее разучивании. Кроме того, кондак этого напева потом можно будет использовать в качестве запричастного песнопения на литургии и в другие моменты богослужений.
Во всенощном бдении я также особо выделяю три песнопения: стихиры на литии, «Малое славословие» и рождественские ирмосы. Лития предоставляет возможность включить в репертуар знаменное произведение. «Литийную» стихиру можно исполнить в один голос. Даже если не все певцы способны разучить стихиру знаменного распева, достаточно будет двух-трех хористов, чтобы исполнить ее и, таким образом, отдать должное знаменной традиции и предпочтениям любителей таковой.
А вот с рождественскими ирмосами все не так просто. Есть большое разнообразие мелодий, начиная знаменными и заканчивая авторскими. Однако наиболее простым и удобным для исполнения будет напев в гармонизации архимандрита Феофана (существует упрощенная трехголосная редакция). Если хор не знает этих ирмосов, то выучить их не составит труда за несколько репетиций. Пожалуй, это станет достойным вкладом певчих в рождественских праздник.
В отношении литургии следует рассмотреть лишь одно песнопение – задостойник, поскольку с остальными молитвословиями (антифоны, тропари и неизменяемые песнопения) регент может оставлять уже «впетые» произведения, чтобы не перегружать подготовку к торжеству и само богослужение чрезмерными и рискованными проектами.
Счастливого Рождества в голосе!
Андрей Брильков, регент правого хора
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1839 |