Опубликовано 31.12.2013 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Священник Константин Камышанов. Новый год как праздник надежды


Однажды знаменитый русский певец сказал, что для того чтобы хорошо петь, нужно просто пожить. Сейчас под Новый год неофиты снова грянули статьями в чучело Нового года. Но как, ни странно, Новый год почти не пошатнулся. Граждане ликуют, неофиты пишут, и вся шахматная партия застыла на много лет. Так почему народ не идет в храм в новогоднюю ночь?


 

Священник Константин Камышанов. Новый год как праздник надежды


Про всех не знаю, но моя история была такова

В самом деле, очень хороши и красивы зимние предновогодние вечера. Также всем известна серая скука первого январского утра. В полночь почему-то верилось в близкое счастье. Утром понимаешь, что весь пафос позднего новогоднего ужина — вздор. И только что-то глубоко внутри души не верит серому утру.
По большому счету, эта небесная ностальгия и привела неофитов в храм. И я ,так же, как все неофиты, сначала отказался от Нового года и намеренно ложился до полуночи. И так упражняясь в ревности, дошел до встречи нового года в монастыре.

Тишина, мерцание лампадок в алтаре над Престолом, тихие образа, шуршание мантий и редкие вздохи приводят душу в состояние тихой умиротворенности и тягучего покоя. Вспоминаются слова из Псалтыри:

Добро есть братиям преметатся купно во дворах Господних… Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием … Яко лучше день eдин во дворех твоих паче тысящ; изволих приметатися в дому Бога моего…

А как красивы монастыри зимней ночью! Тяжко сияют золотом купола, из черного неба сыплются ледяные звезды искрящихся снежинок и таинственная тишина. В нашем монастыре жила сова. И было замечательным событием видеть ее летающей ночью над куполами. Казалось и она паломничает. И закрадывались мысли: 

- Вот мы сейчас причастились благодати, в миру люди пьют грех и закусывают пороком. Там гром, крик и свист и даже драки. Там страх бессмысленного веселья и миллионы несчастных людей . А мы видны в звездный прицел как небесный ОМОН

Но что-то в этом не то

Около тридцати лет я пребываю около монастырей. И вот что заметил среди иноков. Сначала приходит насельник и весь отдается мистике и порядку. Если инок не выйдет из этого уровня то, он станет либо человеком абсолютного порядка, либо гением воспаленной неофитской мистики.

Но тонкие сердца со временем вступают в переходный возраст. С виду кажется, что монах начал чудить или юродствовать. Он нарочно небрежно начинает относиться к Уставу и книжной премудрости. В противоположность прошлой жизни, его вдруг «пробивает» на любое искреннее человеческое чувство. Этим летом я видел, как мой старый знакомый и бывший сухарь-начетник принимал детей священника. Он ворвался на клумбу, страстно любимую наместником, и оборвал детям лучшие цветы в огромный букет.

Только тогда мне стало понятен ключ его чудачеств в течении целого года. Он открыл для себя пространство любви. Он нашел радость второй заповеди Христа:

- Возлюби ближнего твоего, как самого себя

Мы все знаем о ней, но принять ее в сердце практически не умеем. А вот этот инок, пройдя труды первого возраста, сумел послушанием подготовить сердце к принятию любви.

И только тогда, когда человек укоренится в любви, снова возвращается Устав и мистика, но уже наполненные любовью. Небо возвращается снова. Только тогда любовь, устав и мистика соединяются в гармонии. В таком состоянии человек максимально уподобляется Богу. Тогда Бог ему является в делах молитвы и в простых земных делах. Земля наполняется романтикой неба, а пустое небо согревается любовью.

Чтобы уметь любить надо пожить. Я раньше не знал, что любовь выше буквы. Это открылось с возрастом. И мне, также как неофитам сегодня, не нравилось народное веселье и, тем более, народное похмелье. Люди похмелья не вызвали жалости. Но был дискомфорт от того, что нечестно быть счастливым в одиночку. Как-то интуитивно я дошел до того, что перестал громить новогодние предрассудки на местном телевидении, а стал жалеть народ. В книге премудрости Иисуса сына Сирахова я встретил слова о том, что не надо отвергать руку недоброжелателя, если он искренне благотворит тебе. И стал принимать искренние пожелания счастья в Новом году от всех лиц. Мне показалось важным участвовать в круговороте добра вместе со всеми, кто его ищет. Потому что христианин — дудка Божия среди измученных людей.

Я видел, как разгораются сердца людей в предновогодние вечера, как они тоскуют о чистой жертве и ищут друг другу подарки. Нетрудно заметить, что с ними происходит нечто непонятное. Неверие, в преддверии Рождества, отпускает людей из своих когтей. К ним в эти дни приходит какая-то непонятная гостья — радость. Они становятся добродушней. Они хотят к Новому году простить и вернуть долги. Они становятся чуткими к горнему миру.

У меня уже не хватало духа перебить трезвыми словами рождающийся восторг их душ. Это как если бы взять у ребенка прекрасный букет и растоптать на его глазах.

Я долго не мог определить это предчувствие Нового года и неожиданно оно родилось. Мне стало ясно, что триста шестьдесят дней Бог стучится в сердце к людям, а пять дней они сами стучатся на небо. Им раз в году становится невыносимо в жить под беззвездным небом и тоскуют о звездах:

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?

Раз в году им не хочется, чтобы звезды были плевочками. Раз в году им самим хочется быть лучше и добрее. Раз в году они остро тревожатся и ищут чуда:

И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к Богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует Ему жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда! -
клянется -
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»

Мы христиане все время ждем, когда нас послушает народ. Целый год мы ждем, когда нам откроют сердце, а бы мы поделились тайной радости. А когда это происходит, то мы раздражаемся, грубим и кострерим этих младенцев Бога за их искренность и неразумие.

Люди и сами, без нас, чувствуют фальшь Нового года. Но они не фальшиво слышат ангельские голоса наступающего Рождества. И мы первые на их пути, кто может их научить видеть Бога не только в монастырской тиши, но во всем мире.

А мы бежим в уютный комфорт личного пространства. Мы говорим сами себе:

- Вот мы причащаемся, а они пьют…

И это плохо, потому что полюбили закон вместо любви. Чаще всего мы приходим в храм со своими проблемами. Мы просим для себя у Бога разных вещей. Но редко просим быть Его работниками. Мы часто эгоистично замыкаемся сами на себе, в то время как Господь сказал:

- Идите и научите все народы

Вот удобный случай. Всем, кого посетило небесное вдохновение, имеют потребность утешить его плодами несчастных, если, конечно, эти плоды есть.

В равнодушии и в желании спрятаться от запутавшегося народа есть эгоизм и гордость. Одно дело монахи. У них жизнь такая – добывать небесное масло из звездной тверди. Эта работа требует уединения и покоя. А мы – мирские среди народа. Нам поручено нести людям свет в шуме улиц и площадей. Мне приятно вспомнить монастырь, где я научился не замыкаться на себе.

Новый год — только так называется. На самом деле, всем безразлично мелькание цифр на календаре. Всем также безразличен день женской международной солидарности, Клара Цеткин и Роза Люксембург. На самом деле Новый год — это праздник Надежды. Год был трудный и мы его проводили. Люди непостижимым образом понимают, что не в силах обороть болезни, искушения, безденежье или отчаяние без чуда. А ожидание этого чуда и есть Надежда. Мы все ждем чуда сверху, а оно внутри нас. Оно происходит от Бога, действующего нашими руками.

В эти дни мы можем удобнее научить людей тому, что Вера и Любовь — сестры Надежды. Раз в году нам открываются сердца наших близких людей и грех не вложить туда семена истинного чуда Рождества. Для этого надо быть рядом с ними. А без этого как же?

Не в пустоту сказаны эти слова:

- Ибо милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Христос имеет ввиду не только Свою милость и но нашу собственную милость и жертву любви. И глагол «пришел» тоже имеет отношение и к нам.

Утром тридцать первого декабря я всегда в храме и прошу Господа научить меня любить людей. Днем стараюсь принимать и давать радость. А вечером в малой церкви — в семье мы хвалим Бога, припоминаем Его милости и благодарим Его и знаем, что Его милость не оскудеет ни в наступающем году, ни, даже, за гробом.

И для меня, как и для моих, братьев, Новый год и Рождество – праздник Надежды.

До Нового года и Рождества осталось совсем не долго. Будем же хотя бы в эти дни милостивей. Пожалеем всех близких, даря им добрые дела и молитву, а главное Надежду в том, что у нас все доброе у нас исполнится. Исполнится потому, что всякому доброму делу помогает Сам Бог.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 2    
  Версия для печати        Просмотров: 2426

Ключевые слова: проповедь, Новый год

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (19)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930