|
||||||||||||||
Отец Сергий (Рыбко): Прибалтийский национализм - пример национализма неразумногоИзвестный своими проповедями в рок-среде и среди «неформалов», игумен Русской православной церкви отец Сергий (Рыбко)признался, что является русским националистом. Ничего предосудительного в этом священнослужитель не видит, а, вот, национализм прибалтов - эстонский, литовский и латышский - считает неразумным. Интервью с отцом Серигием для портала «Балтия» записал музыкант известной таллинской рок-группы Un-Real Виталий Соловьёв. В.Соловьёв: Над колышущимся морем голов висит возбуждённый гул: тысячи людей напряглись в ожидании первых громоподобных аккордов. Но сначала микрофон берёт в руки мужчина в чёрной монашеской рясе: отец Сергий обращается к народу со словом... Я давно слышал об этом удивительном человеке, видел его фотографии в статьях, посвящённых байк-фестивалям, но взять у него интервью посчастливилось вот только сейчас. - Отец Сергий, в 70-х, будучи хиппи, вы носили прозвище «Юра - террорист». Если не секрет - почему «террорист»? Расскажите, пожалуйста, о своей юности. Отец Сергий: Всё конечно началось с рок-н-ролла. Мне было неполных четырнадцать лет, когда я впервые услышал «битлов». До этого я был «пай-мальчиком», сыном благоверных коммунистов, членом ВЛКСМ ( куда вступать меня никто не принуждал ). И я даже верил в «светлое коммунистическое будущее». Но вот несколько композиций The Beatles – и эта «вера» куда-то испарилась. Наоборот, возникло множество вопросов, на которые почему-то никто не мог дать ответы. Ответы давали «битлы», Rolling Stones, Deep Purple, Nazareth, до сих пор мною горячо любимая группа Slade и непревзойдённые Pink Floyd. Я почти не понимал текстов - ответы давала сама музыка. Узнать что-либо о жизни наших сверстников на Западе в то время было почти невозможно, однако же кое-какие отголоски до нас всё-же доходили. Ещё будучи подростками, мы все хорошо научились читать в газетах «между строк». Например, если абсолютно во всех газетах писалось о высылке из страны «врага народа», «литературного власовца» и «клеветника на советский строй» А.И. Солженицына, это означало, что опять сослали какого-то хорошего человека. Подобным образом мы узнавали о движении хиппи, «новых левых», деятельности РАФ и «красных бригад». Очень скоро я увлёкся идеями анархизма, вернее, анархо-коммунизма П. Кропоткина. При первом же нашем разговоре мои новые друзья убедительно мне доказали, что дальнейшая моя «революционная» деятельность рано или поздно закончится на «зоне» или, в лучшем случае, в «психушке». А настоящая, истинная Свобода, ради которой и было всё задумано, может быть найдена только в духовном измерении. В этой беседе я услышал впервые, что существует Бог. И впервые в жизни задумался: «кто это Такой?» - Как вы стали верующим, а затем и священнослужителем? Отец Сергий: Подробно рассказывать, как я стал верующим? У каждого свой путь. Вера - вещь очень сокровенная, это всегда тайна отношений человека с Богом. Скажу только, что произошло это достаточно быстро. Очень сильно на меня повлияло прочитанное Евангелие, а также то, что все мои новые друзья за очень небольшим исключением оказались верующими людьми. Хиппи 70-х веровали в Бога. Правда, все по-разному, но атеистов среди нас практически не было. Преобладало христианство. Когда мне открылся духовный мир: Господь, Небесное Царство, красота мудрости и глубина Божьего творения, страшно захотелось рассказать об этом близким мне людям: друзьям, знакомым, вообще, всем. Но первые попытки это сделать ни к чему не привели. Тогда я понял, что для того, чтобы рассказать, нужно как можно больше знать самому. И не просто прочитать в книгах, а пережить, получить опыт богообщения. Ведь христианство - это не философия, это жизнь, и «Евангелие читается жизнью», как сказал святитель Игнатий (Брянчанинов). Я надолго умолк. Но желание рассказать окружающим людям о Боге оставалось, порой даже жгло сердце. События же развивались следующим образом... В 1978 году на один из первых съездов хиппи в Гауе (это под Ригой) приехал интересный человек: звали его Константин и было ему 26 лет. Он был из первой волны московских хиппи, работал в то время псаломщиком в Патриаршем Богоявленском соборе города Москвы. Вообще, надо сказать, к нам приезжали все, кто хотел: философы, мистики, гуру, проповедники, исполнители белогвардейских песен, ходившие в белогвардейской форме по улицам (это в семидесятых-то годах!). Все имели право голоса, всех внимательно выслушивали. Около Константина скоро собралась небольшая группа молодых людей - был среди них и я. Обычно с утра до вечера мы гуляли по берегу моря и Константин очень увлекательно рассказывал о Православии. После окончания сезона автостопа, осенью я нашёл Костю в Москве и наше общение продолжилось. Очень скоро он ввёл меня в круг бывших хиппи и прочих нестандартно мыслящих «челов», которые к тому времени были либо прихожанами православных храмов, либо даже работали в них псаломщиками, сторожами, дворниками, алтарщиками, чтецами, звонарями и т.д. Таких оказались десятки. Общаясь с ними, а также с некоторыми священнослужителями, я убедился, что моё представление о попах как о «мироедах» и стукачах - всего лишь очередной штамп, внушённый советской пропагандой. Православие я принял всем сердцем. Особенно меня потрясло знакомство с историей коммунистических гонений на Православие в двадцатом веке: письма, свидетельства тех, кто это пережил. Я ещё застал таких людей. Мои глаза видели их, они сами рассказывали мне о долгих годах лагерей и ссылок. Их руки, сохранившие шрамы от кандалов, благословляли меня. В августе 1979 года освободилось место звонаря в храме иконы Божией Матери Знамения у Крестовского моста. Поскольку я играл в группе на ударных, решил попробовать: вдруг что-нибудь получится на колоколах? К моему большому удивлению, принцип ударной установки в группе и звонница оказались идентичны! Так что даже не пришлось переучиваться. Дядя Коля, 72-летний звонарь, уходивший на пенсию, преподал мне несколько уроков. Я тут же решил обогатить изученные мною звоны синкопами и другими роковыми ходами. Получилось очень интересно! Духовным моим отцом стал архимандрит Серафим (Тяпочкин), служивший в селе Ракитное Белгородской области. Святой человек, настоящий исповедник, отсидевший в лагерях более 20 лет. Он-то и благословил меня на священство, а вскоре - на монашество, но в монастырь удалось поступить только в 1988 году, когда давление государства на Церковь стало ослабевать ( до этого брать молодёжь в монастыри было запрещено ). В 1990 году я был пострижен в монашество и сразу рукоположен в иеромонаха. Так исполнилась наконец моя многолетняя мечта: рассказывать о Боге тем, кто Его не знает. - Когда вы начали проповедовать среди неформалов? Мне в интернете попадались такие мнения: мол, священники на рок-концертах - это якобы несолидное чудачество, которое дискредитирует Церковь и т.д. и т.п. Отец Сергий: В монастырь Оптина Пустынь, куда я был принят в 1988 году, приезжало очень много молодых людей, особенно во время студенческих каникул. Были среди них и неформалы и хиппи и уже появившиеся тогда панки. У меня складывалось такое впечатление, что каждый неформал конца 80-х считал для себя чуть ли не обязанностью посетить Оптину Пустынь. Обитель принимала всех. Кто-то жил в монастырской гостинице, кто-то ставил палатки на озере Любви в нескольких километрах от Оптинского скита. Неформалы предпочитали озеро. Тогда же начались мои первые беседы с «пиплом». Был я тогда ещё послушником, обычно дарил гостям духовные книги. Так, слово за слово, возникала беседа. Иногда подсаживался к костру, просил гитару и играл что-нибудь из моей юности. Молодой человек в подряснике, исполняющий у костра на гитаре композиции Deep Purple и Led Zeppelin в пёстрой компании волосатых и лысых, производил наверное сногсшибательное впечатление. Прошли годы, и многие из тех, с кем я тогда познакомился в Оптиной, приезжали ко мне уже в качестве священников, монахов, монахинь или жён священников. Некоторые стали настоятелями монастырей. А началось всё со «Smoke on the water» у пылающего костра. Тогда же я пересмотрел значение рок-музыки в жизни моего поколения, и убедился, что никакой это не сатанизм, а мощнейший вид искусства. А андеграунд - прежде всего протест против истеблишмента, то есть меркантильных ценностей века сего, поиск высших идеалов. Потому-то рок-музыка и была запрещена в Советском Союзе. Как однажды разоткровенничался один КГБ-шник, они её считали мощным психотронным оружием. На само деле рок очень успешно противостоял советскому зомбированию. Рокер уже не мог оставаться «хомо советикус», он начинал думать, размышлять, анализировать. А этого-то больше всего и боялась «народная» власть! Ведь рок заставлял думать, помогал стать личностью, задавал неудобные вопросы. Тогда же я впервые задумался: что будет, если на все эти вопросы священник ответит прямо на рок-концерте? Случай представился в 2003 году. Глава молодёжного отдела Ярославской епархии отец Александр ( кстати, в миру - профессор ядерной физики ) предложил мне провести беседу с молодыми людьми в Ярославле в Центральном Доме Культуры. Я привёз с собой две рок-группы и православного гусляра. Три с половиной часа шёл концерт-беседа, где мои выступления перемежались музыкальными композициями, и почти никто не ушёл, хотя народ был самый пёстрый: от курсантов военного училища до воспитанников детского дома - всего человек триста-четыреста. Кратко Владыка Ярославский охарактеризовал это событие как «наш православный шок». А Ярославские СМИ были в восторге. Тем не менее, несмотря на успех, вернувшись домой, я решил, что не монашеское это дело - выступать на рок-концертах. Надо больше сидеть в своей келье, молиться и посещать богослужения. Однако, через некоторое время я был вызван в Епархию, где состоялся следующий памятный разговор с Владыкой Арсением, первым викарием Святейшего Патриарха Алексия Второго: - Почему ты мало работаешь с молодёжью? - спросил Владыка. Я промолчал, не зная, что и думать, так как не ожидал такого поворота событий. - Мы тут со Святейшим Патриархом служили на Красной площади. А накануне там какой-то рок-концерт был ( судя по всему речь шла об опен-эйре Пола Маккартни ). Вся площадь была засыпана мусором. Святейший посмотрел на всё это - и говорит: «Сколько же людей сюда пришло! А ведь всем им нужно проповедовать Слово Божие. Кто-нибудь есть у тебя, кто мог бы это делать?» Я отвечаю: - Владыка, тут через несколько дней, 1 июня, в День защиты детей, соберутся несколько тысяч хиппи в Царицыно, они там всегда в этот день собираются... Ну я и пошёл. Сначала в Царицыно, потом в «Р-клуб» и так далее, до «Рока над Волгой». Я монах, то есть солдат: без благословения ничего делать не могу. На все свои выступления и поездки беру благословение у священноначалия. И вот в 2004 году из рук Святейшего Патриарха Алексия получил награду: «Обретённое поколение» - так было написано в прилагаемой грамоте: «За просветительскую деятельность среди хиппи, рокеров и панков». Вообще, те, кто считают, что слышать Слово Божие должны не все, а только лишь избранные, тяжко погрешают. Господь пришёл в мир спасти грешников ( Первое послание к Тимофею, глава 1, ст. 15 ). И не здоровые имеют нужду во враче, а больные (Евангелие от Матфея, глава 9, ст. 12). - Из тех фестивалей, на которых вам довелось побывать, какие у вас оставили наиболее яркие воспоминания? Отец Сергий: Все фестивали, на которых я был, уже и не припомню. Многократно был на питерских фестивалях «Окна открой!» и «Рок против наркотиков». Дважды говорил слово на байк-фестивале под Суздалем. На «Нашествии» - в 2008 году, на «Rock-Line» в Перми, фестивалях «Пустые холмы» и «Дикая мята» (Калужская область ), на «Narva Bike» в Эстонии (где мне удалось пообщаться со своей любимой группой Slade), дважды на фестивале «Свободная сцена» в Рязани, на «Калининград In Rock». Регулярно приглашают на «Мото-Малоярославец». Ежегодно, с 2010 года приглашают на самый грандиозный отечественный open-air - «Рок над Волгой». От некоторых выступлений приходилось отказываться, а московские фестивали последних лет уже и не смогу перечислить: был почти на всех. В этом году здоровье, к сожалению, подкачало: за несколько дней до «Рока над Волгой» чуть не угодил в реанимацию. По этой же причине не смог посетить «Мото-Малоярославец». Сейчас немножко поправился. Стараюсь приходить с добрым словом о Боге туда, куда приглашают меня мои друзья. Самые яркие впечатления конечно о «Роке над Волгой». Во-первых, фестиваль прекрасно организован. И оказалось, что почти все наши самые яркие отечественные музыканты приходят к священнику под благословение. Вообще, когда ты выходишь, и перед тобой несколько сотен тысяч, в основном молодых людей, испытываешь нечто такое, что может быть испытывали Апостолы. Я, конечно же, не Апостол, но надеюсь, что за этот мой небольшой труд Господь простит хоть что-нибудь из моих грехов. Как-то я давал по телефону интервью для канала «Би-Би-Си» легендарному Севе Новгородскому. Сева, между прочим, спросил меня: «Батюшка, есть ли какие-нибудь плоды Вашей деятельности?» Я ответил: «Не мне судить о плодах, но я вижу, что, во-первых, во взглядах многих священнослужителей на рок-музыку и тех, кто её слушает, произошли положительные изменения. Сами же рокеры поняли, что Церковь против них ничего не имеет, а отдельные высказывания некоторых священнослужителей и мирян - всего лишь их частное мнение». Когда интервью было закончено и эфир отключили, Сева вдруг сказал: «Батюшка, благословите. Вы делаете очень большое дело». - Не так давно прошла презентация рок-оперы «Александр Невский», которую курировал Александр Кисель, глава байк-рок фестиваля «Мото-Малоярославец». В вашей речи на этом мероприятии вы призвали русских людей крепить единство в вере Православной и не стесняться понятия «русский националист», которое «либералы» путают с нацизмом. Отец Сергий: Я считаю себя русским националистом. Понимаю под этим жертвенное служение своей Родине и своему народу. Любовь к своему народу вовсе не означает ненависти ко всем остальным. Господь сотворил всех, и хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания Истины (Первое Послание к Тимофею, глава 2, ст. 4). Россия - страна многонациональная, в ней живут представители разных культур и религий. Христос учил уважать и любить всех людей. Любить - это значит желать, чтобы они познали Истину и наследовали Небесное Царство. Но всё же роль русского и других славянских народов, исповедающих Православную веру, в истории и культуре нашего Отечества исключительна. Все жители России, как русские, так и представители других народов, должны это хорошо осознавать. В Татарстане, например, компактно проживают татары, в основной своей массе исповедающие ислам, и никто не отрицает его значения в истории и культуре Татарстана. Но Татарстан - лишь небольшая часть России. Я за то, чтобы все граждане России, независимо от национальности, уважали культуру и традиции друг друга, и, находясь у нас в гостях, вели бы себя как гости, а не наглые хулиганы. Россия - для русских. Но каждому человеку, с уважением относящемуся к нашей вере и традициям, в ней найдётся место. Мы всегда были гостеприимны. Русскими националистами были все великие люди России: от благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского, до русских философов-славянофилов Ильина и Леонтьева, и все великие русские святители, все преподобные отцы, среди которых Сергий Радонежский и Серафим Саровский, русские новомученики и исповедники. Все святые, в земле Российской просиявшие, говорили о любви к своему Отечеству, были русскими патриотами и националистами. Я, как потомок великих сыновей России, горжусь тем, что я русский и благодарю Бога за то, что родился в России, которую святой праведный Иоанн Кронштадский назвал «Подножием Пресвятой Троицы». - У нас в Эстонии национализм страдает непомерным чванством и презрением к славянам... Отец Сергий: Прибалтийский национализм - пример национализма неразумного. Фанатизм вообще никого не украшает. В России настоящему русскому националисту-патриоту в голову не придёт сказать обидное слово выходцу из Прибалтики. Мы не считаем прибалтийские страны врагами России. Те этнические прибалты, что живут в России уже много лет, воспринимаются нами как такие же русские, только с прибалтийскими фамилиями. Я понимаю и разделяю обиды прибалтов на коммунистов, но не все же те, кто притеснял эстонцев, были русскими, да мы и сами натерпелись от «господ-большевиков». А некоторые из них, оставившие кровавый след в русской истории, были выходцами из Прибалтики, например, «красные латышские стрелки». Коммунистический период в жизни наших народов - наша общая беда. Прибалтийцы в своих странах имеют полное право на доминирующую роль - но для чего же унижать представителей других народов, которые не один век живут бок о бок с прибалтами? Мне кажется, нужно учиться взаимоуважению на основе христианских ценностей, которые едины для наших народов. Наши страны могли бы плодотворно дружить и сотрудничать, и от этого равноправного содружества мы все бы только выиграли. - Вы служите настоятелем в храме Сошествия Святаго Духа на Апостолов ( храм находится на Лазаревском кладбище Москвы ). Я слышал, храм сей посещали прославленные рок-музыканты. Есть ли среди легенд западного рока православные христиане? Отец Сергий: Действительно, гостями нашего храма были Кен Хенсли ( один из основателей Uriah Heep ), Гарри Брукер с современным составом группы Procol Harum, легендарная венгерская группа Omega, голландская группа Physical Fraffity, исполняющая каверы на композиции Led Zeppelin. Кроме них я знаком с Иеном Гилланом, Джо Сатриани, Тарьей Турунен ( уникальной вокалисткой и удивительно скромным человеком ). Все они - верующие люди. Кен Хенсли рассказывал, что вера в Бога спасла его от кокаиновой зависимости, и он с тех пор глубоко верующий человек. Мы состоим в переписке. Иен Гиллан пишет философское сочинение о Боге. Он с большим благоговением принял в подарок из моих рук икону Владимирской Божьей Матери, сказав: «Its fantastic!” Джо Сатриани говорил мне лично: «Значение христианства огромно, оно делает людей чище, лучше и светлее». Музыканты группы Omega после выступления имели всего один свободный день в Москве, и из десятков приглашений они приняли посещение нашего храма. Несколько часов тёплого общения за гостеприимным русским столом привели к тому, что музыканты чуть не опоздали на самолёт. В следующий раз они обещали приехать вместе со своими лучшими друзьями - группой Scorpions. На фестивале «Narva Bike – 2012» я обратился с небольшой проповедью к собравшимся байкерам перед сетом легендарной, очень любимой мною с юности группы Slade. Музыканты молча ждали, пока я закончу своё обращение к молодым людям. После их часового выступления мы немного пообщались. Slade сказали, что для них является большой честью, что к ним пришёл православный священник. Не буду далее рассказывать о других, менее известных музыкантах из Европы, с которыми я познакомился на различных рок-фестивалях. Все они с большим уважением отнеслись к православному священнику. Упомяну только приобретшую в последнее время известность финскую группу Курск, которые прямо объявили себя русофилами. Многие их композиции посвящены России, а любимый поэт лидера группы - М.Ю. Лермонтов. «Культура Финляндии и России неразрывно связаны между собой» - сказали мне в личной беседе музыканты. Что и говорить о наших отечественных музыкантах, многих из которых я знаю лично - о Константине Кинчеве, Борисе Гребенщикове, Артуре Беркуте, Павле Колеснике, музыкантах группы Воскресение и многих других, кто не скрывает своей веры. На фестивалях, где мы обычно встречаемся, они подходят ко мне под благословение. О любви к России, русской музыке и культуре неоднократно высказывались Джон Фогерти (Creedence Clearwater Revival ), Рик Вэйкман, Мик Джаггер ( не исключаю возможности увидеться с ним, например, на «Роке над Волгой-2014», поскольку фестиваль обретает большую международную значимость) и другие известные рокеры мира. Алексей Белов из Парка Горького рассказывал мне о дружбе с легендарным Фрэнком Заппой. Последний раз он посетил Фрэнка за несколько дней до его смерти, и Фрэнк, между прочим, сказал: «Алексей, ни в коем случае не пускайте к себе либералов! Они погубили нашу страну, погубят и вашу. Россия - великая страна с удивительной самобытной культурой. Берегите её!» Знаю многих и многих рокеров, которые считают себя православными, причём Православие является не только их верой и образом жизни, но и пищей для творчества. Взаимоотношения человека с Богом - это тайна, в том числе и тайна исповеди, поэтому я не в праве называть имена и раскрывать некоторые факты биографии этих людей. - Затронем такую болезненную тему: в последнее время на Западе нередки случаи венчания гомосексуальных пар, есть и священники, не скрывающие своей «нетрадиционной» ориентации - например, дочь известного американского писателя Стивена Кинга - лесбиянка-священнослужитель( в унитарианско-универсалистской церкви ), состоит в лесбийском браке. Почему такое стало возможно? Какие силы, по вашему, стоят за массированной гей-пропагандой, за всё усиливающимся продавливанием рекламы гомосексуализма во все сферы жизни общества? Отец Сергий: За гей-пропагандой стоит «бизнес - и ничего личного». Кому-то выгодно ниспровержение традиционных христианских ценностей в европейском обществе, в том числе и в России. Насчёт так называемых «священников-геев» и совершаемых ими так называемых «венчаниях», заявляю: никакого отношения ни к Церкви, ни к Христианству, ни к Таинствам священства таковые не имеют. Это просто самозванцы! Если я назовусь Римским Папой и надену на себя тиару, я отнюдь им не стану. Между прочим, когда либеральные журналисты берут у меня провокационные интервью на эту тему, как правило, в конце, не в камеру, я задаю им следующий вопрос: «Хотели бы вы, чтобы ваши дети также кривлялись на гей-парадах?» На что неизменно следует возмущённый ответ: «Да вы что, батюшка?!» - Долгое время бытовал такой стереотип: рок-музыка - это нечто грязное, разнузданное, безнравственное, удел аутсайдеров и людей с нездоровой психикой. А что же «попса»? Гламурненькая, пушистая «попса» - это для нравственно здоровой миролюбивой молодёжи? Разве могут нанести вред сладкие песенки о несчастной любви, сексе, деньгах и... просто ни о чём? Отец Сергий: Если кто-то любит слушать «попсу» - это их право. Как говориться, «каждый, право, имеет право на то, что слева и то, что справа». Лично я никому не навязываю своих убеждений. Скажу лишь, что я заметил следующую закономерность: свободно и легко выступая перед любой рокерской аудиторией, всегда нахожу, о чём с ней говорить. Перед аудиторией, собравшейся слушать «попсу», выступать с проповедью о Христе затрудняюсь, что сказать, не знаю. Догадываюсь, что хотя среди исполнителей и слушателей «попсы» есть и верующие люди, и их немало, на концерты они собираются, просто чтобы развлечься, приятно провести время. Рок же - музыка думающих и ищущих людей. Лично я в молодости своей ходил на «сейшны», чтобы что-то узнать, что-то пережить, в конечном итоге стать ближе к Истине, то есть к Богу. Рок-музыка объединяет интеллектуалов, это экзистенциальная, драматическая музыка, показывающая прежде всего трагедию жизни маленького человека. В то же время рок - музыка бунта, но хорошего, доброго бунта - против зависимости человека от меркантильных ценностей века сего. И потому, священник, который «в теме», вполне вписывается в формат рок-концерта и может очень многое сделать одним своим присутствием среди рокеров и неформалов. - Что бы пожелали рокерам Эстонии - и особенно молодым? Отец Сергий: Желаю быть последовательными рокерами, что означает - идти своим путём до конца, плыть против течения во что бы то ни стало. Крайне опасаться зомбирования и штампов, особенно относительно духовных предметов. Во всём иметь своё мнение, что впрочем не значит, что не надо прислушиваться к мнению мудрых людей, кем бы они ни были. И ещё: почаще задумывайтесь над словами Христа: «Познайте Истину, и Истина сделает вас свободными (Евангелие от Иоанна, гл.8, ст.32), «Свобода - высшее благо, но нет свободы вне Истины. Я есмь Путь, Истина и Жизнь» - сказал Иисус Христос (Евангелие от Иоанна, гл. 14, ст.). - Спасибо, отец Сергий за интересную беседу. Надеюсь, вы найдёте возможность ещё не раз приехать к нам в Эстонию! Отец Сергий: Благодарю взаимно! Коли Бог даст, непременно побываю в Эстонии и вашем замечательном граде! Виталий Соловьёв: Благодарю за содействие и координацию в выходе этого интервью соратника отца Сергия, Координатора Союза Православных Братств Русской Православной Церкви Юрия Агещева. На фото: Юрий Агещев, Константин Кинчев, отец Сергий.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2430 |