Опубликовано 17.09.2013 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Борис Васильев. Биография народа — беспрерывна


Писатель Борис Васильев широко известен по произведениям «А зори здесь тихие», «Не стреляйте в белых лебедей», «Были и небыли», «Вещий Олег», « Князь Ярослав и его сыновья»...Он лауреат Государственных премий, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». В своих книгах, посвященных минувшей войне и более отдаленным периодам российской истории, писатель исследует проблему становления и воспитания национального характера народа.
 
Борис Васильев. Биография народа — беспрерывна


- Борис Львович, в духовной жизни народа, так же, как и в политике или экономике случаются подъемы и спады. Иногда национальный характер может преобразить не только Россию, но и судьбы народов мира. Как это объяснить?

- Я люблю погружаться в нашу русскую историю, в которой есть все: и примеры малодушия «в верхах», и и брожения «в низах». Но много и примеров, достойных подражания. Бывало, и страна показывала силу,, и народ излечивался от социальных и духовных недугов. В своих романах «Вещий Олег» и «Князь Ярослав и его сыновья» я старался показать не только роль личности в истории, но и условия, способствующие или мешающие выдвижению лидера, полководца, главы государства.

- К сожалению, история России полна мифов и ошибок. В некоторых изданиях и в известной песне «Не валяй дурака, Америка» по неграмотности утверждается, что Екатерина II продала Аляску, хотя это случилось через семьдесят лет после нее. А вот в чем была не права императрица, так это в том, что раздала дворянам 800 тысяч государственных крестьян и тем вдвое увеличила число крепостных.

- Крепостное право наложило негативный отпечаток на русский характер, причем как холопов, так и их хозяев. С одной стороны, при Екатерине благодаря указу «О даровании свобод русскому дворянству», после столетий абсолютизма как наследия времен Золотой Орды русское общественное сознание пробивалось к осмыслению личной свободы и прав личности. Николай I уже не лишал родственников декабристов ни родовых привилегий, ни поместий. С другой стороны, сословные перегородки мешали талантам из народа. А уж сколько было трагедий, поломанных судеб, мы знаем по произведениям классиков. Убийство царя-освободителя Александра II перед подписанием им конституции надолго задержало демократический процесс в России, и в какой-то степени эти исторические издержки и слабость государственных институтов позволили большевикам подменить общенародный смысл существования умозрительной социальной идеей, что привело к превращению русского человека в «советского», лишенного корней. Повторилась трагедия крестьянства, и было закабалено свободное дотоле казачество..

- Все-таки, кроме однодворцев, казачества, городского населения, от крепостной зависимости были свободны крестьяне Финляндии и Сибири, и Севера. Историки и классики иногда были склонны преувеличивать крепостнический гнет. Но крепостные составляли до 32 процентов от всего крестьянства. Известный фольклорист Рыбников, записавший героические былины со слов олонецкого крестьянина, жителя Кижей Рябинина, писал о независимости характера северян в сравнении с забитостью толстовских героев.

- Возможно, в отдельных губерниях психология крестьян и других слоев была особой, но когда в советское время искали врагов сначала среди белых, вообще «бывших», потом среди кулаков, то никаких северных и сибирских заповедников, никакого Беловодья не оказалось, где бы ни пострадали самые талантливые и самые трудолюбивые. От рабского вандализма, проявившегося в разрушении дворцов и прекрасных усадеб, затем перешли к тому, что растлило русский народ, поколебало его устои и нравственность. Повсюду, даже там, где , как Вы правильно заметили, не бывало крепостного права, пощла вакханалия разрушения храмов, осквернения святынь. Как поднималась рука на то, что строили свои же предки?

Это не только разрушало веру, но и уродовало национальное самосознание. Существовал ли так называемый советский патриотизм?

Никакое социальное учение не способно породить патриота. Патриотизм — чувство человека, осознавшего себя таковым. Единственной его проверкой является гражданское деяние. Биография нашего народа беспрерывна, и мы прямые потомки тех, кто строил наше отечество и кто защищал его в битвах, коим в нашей истории несть числа.

При смуте и распадах государства проявлялся местный патриотизм. Он еще в Древней Руси мешал киевским великим князьям собирать мощное единое всеславянское государство. Понятие патриотизма родилось одновременно с рождением народа нашего, менялось, переосмысливалось и углублялось на каждой ступени становления и Руси, и России. За всю тысячелетнюю историю мы не утрачивали государственности.

- Вашим любимым героем в русской истории стал Александр Невский — почитаемый в Православии святой, великий полководец и государственный деятель...Что, на Ваш взгляд, преобладало в нем?

- Патриотический подвиг Александра Невского настолько велик, что надо разобраться в судьбе этой личности, явления нашей истории. Как, например, расценить с точки зрения патриотизма то, что еще его отец, Ярослав Всеволодович, не помог родному брату, великому князю Владимирскому Юрию, в сражении с татарами на реке Сити, а потом не поспешил на помощь жителям Козельска? Он первым понял, что татаро-монголы пришли набегом, а ливонцы построят замки, отнимут лучшие земли и насильственно введут католичество. Он сохранил дружину и передал Александру. Вероятно, из-за наветов в далеком Каракоруме отравили прозорливого и мудрого князя. Сегодня мы склоняем головы не перед Даниилом Галицким и вторым сыном Ярослава Андреем, а перед светлой памятью одного из величайших деятелей средневековья, гениального дипломата и знаменитого полководца святого Александра Ярославовича Невского. У него хватило мудрости, выдержки, прозорливости и отваги не только продолжить отцовское дело, но и углубить его настолько, чтобы оно стало необратимым.

Проявив воинский талант и отвагу на Чудском озере, Александр разбил рыцарей Ливонского ордена, остановил их натиск; но мощь Новгорода и Пскова была подорвана. Невский действовал не только мечом, но и с тончайшим расчетом при дальновидной политике. В поисках союзников он братался с наследником золотоордынского престола Сартаком. Когда в 1269 году Ливонский орден начал новое наступление на русские земли, его вместе с русскими встречают и татарские войска. Они помогли объединенному польско-русско-литовскому войску сокрушить Ливонский орден в Грюнвальдской битве.

Таково было первое смутное время на Руси и преодоление удельного раскола при яростной агрессии как с Востока, так и с Запада. Оно, мне кажется, больше соответствует нашему смутному времени, чем Смута начала XVII века и послереволюционный распад в XX веке при большевиках.

- Не возникает ли между этими временами прямых аналогий?

- Наше экономическое положение ныне требует стабилизации, внутренней собранности, а не раскола и противостояния. Во имя спасения Родины нам нужны завтрашние идеалы. Внешние факторы и сегодня играют роль. Сегодня Запад и Восток не грозят огнем и мечом, но борьба за рынки сбыта, сырье, капиталы ведется. Очень важен поиск союзников при приоритете национальных интересов. К сожалению, без яростного сопротивления удельные владыки не сдавались и не сдаются, трактуя патриотизм с выгодных для них позиций. Характерной чертой всех смутных времен является утрата подавляющей массой населения общенародного смысла существования. Обнищание народа и отсутствие реалистической национальной идеи не позволяют пока говорить о решительном переломе, хотя есть признаки промышленного подъема в отдельных отраслях и воля президента восстановить вертикаль власти.

- Народ — становой хребет страны, главный фактор государства, сохранение национального согласия в обществе представляется главной задачей внутренней политики.

- Могущество России всегда опиралось на единый смысл существования, что придавало ее патриотизму совершенно особое звучание: датчанин Даль стал русским писателем и собирателем живого великорусского языка, шотландцу Барклаю-де-Толли Пушкин посвящает стихи «У русского царя в чертогах есть палата...», героизм проявили грузин Багратион и потомок татар Кутузов. Россия — многонациональная страна, и ни при каких обстоятельствах нельзя не учитывать эту ее особенность. К осмысленному чувству патриотизма взывал и на него опирался Александр Невский, вставший перед историческим выбором пути, на котором решалась судьба нашего отечества.

Преодоление экономического отставания и наших духовных утрат требует труда нескольких поколений. «Самоуничижение паче гордости», - говаривали наши предки. Русская культура сначала испытывала иноземное влияние, а потом сама влияла на культуру других народов. Наряду с близкой византийской культурой на Россию воздействовал и католический Запад, где цель всегда оправдывала средства, и исламский Юг, где смерть в бою рассматривалась как особая милость, и кочевой Восток, где воля поглотила самоценность личной свободы. Это все причудливо переплелось в нашем сознании. Татаро-монгольское нашествие и длительный военно-политический союз с Золотой ордой оставили след в душе нашего народа, но не столь глобальный, как об этом принято говорить. Мы сохранили не только свой язык, нравы, обычаи, религию, но и свой антропологический тип.

- Есть мнение, что тиражирование литературной классики в тридцатые годы «амортизировало» репрессии, помогло возрождению народного духа в Отечественную войну, подготовило возрождение веры и открытие храмов в новейшее время.

- Безусловно что-то из советского искусства и литературы, театра подпитывало дух, а что-то мешало. Например, Горький воспел маргинальные элементы, люмпенов. Если маргинальная интеллигенция, лишенная убеждений, в поисках куска хлеба насущного пошла служить советским властям, то горьковские челкаши ринулись сокрушать «до основания» и преуспели в открытой войне с русским крестьянством. Эта масса из маргиналов и люмпенов деревни и города была вне контекста народной нравственности и гражданского долга, не была обременена ни традициями, ни знаниями, ни чувством ответственности за прошлое и будущее Родины. Их подчинили идее, хотя нет и не может быть непреходящих идей, а народы непреходящи и вечны.

Булгаков - прекрасный писатель, но не думаю, что воздействие «Белой гвардии», как и русской классики было тогда велико. Для меня образ патриота-гражданина воплотился не в булгаковском Хлудове, а в шолоховском Григории Мелихове, воевавшем не за идею, а за право быть самим собой.

Поистине всенародный патриотический подвиг в Великую Отечественную войну стал возможен потому, что вспомнили о славе русского оружия и о великих предках наших, даже о золотых погонах. И народ (неистребимая вера в чудеса, в разумность властей, в справедливость — черта чисто национальная) возродился из пепла, как птица Феникс, до надрыва напряг свою силу и волю.

- Фильм по Вашему произведению «А зори здесь тихие» проникновенно лиричен. Подвиг хрупких девушек трогает до слез. Как удалось добиться такого отображения характеров?

- В 1941 году я был в окружении и на себе испытал многое. Это и послужило толчком для написания правдивого произведения о людях, оторванных от штабов и действующих на свой страх и риск. Мне отрадно, что и «Не стреляйте в белых лебедей» удачно экранизирован и поставлен на сцене. В главной роли запомнился Станислав Любшин. Все писатели ищут истину и приближаются к ней, если душа героя обнажена не столько на словах, сколько в поступке, в действии.

- В романе «Были и небыли» вы обратились к истории, к роли России на Балканах. Что, по Вашему мнению, тогда двигало нашими предками?

- Вышло уже четыре книги этой своего рода эпопеи об истории русско-сербских отношений. В освободительной войне на Балканах участвовали мои предки. Ими двигала славянская солидарность. И вообще любовь к истории у меня была настолько сильна, что я хотел стать учителем истории. Вмешалась война. Я окончил Академию бронетанковых войск и был испытателем боевых машин, капитаном по званию. Самые близкие друзья были среди фронтовиков-однополчан, встречи с ними питали мою душу.

- Вы живете в тихом Солнечногорске, но затворником Вас не назовешь.

- Я четырежды был в Америке, несколько раз в Германии, ездил в Испанию, Францию, Англию, Китай. Кстати, и там есть своя классика, но немало и низкосортного, что захлестнуло и нас. Лишь великие традиции, продолженные в искусстве и литературе, согласный труд способствуют возрождению Великого Государства.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 2629

Ключевые слова: писатель, интервью

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930