Опубликовано 14.03.2015 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Канон Андрея Критского – хвала покаянию


В первые четыре дня Великого поста все православные стараются освободиться пораньше, чтобы к пяти или шести вечера успеть в храм – на чтение Великого канона Андрея Критского. О смысле и значении канона рассказывает священник Алексий АГАПОВ, настоятель храма Архангела Михаила в городе Жуковском Московской области:
 

 

— Одно из значений слова «канон» - церковное песнопение в честь святого или праздника. Если говорить строже, каноном (в этом смысле слова) называется последовательность песнопений (ирмосов и тропарей), написанных на темы, заданные девятью библейскими песнями. Первая - песнь Моисея после перехода через Чермное море (Исх., 15, 1-19); вторая – его же (Втор., 32, 1-43), в которой пророк напоминает еврейскому народу Закон Божий перед тем как самому умереть, а евреям – войти в Землю обетованную; третья — песнь пророчицы Анны, матери пророка Самуила, воспетая по поводу дарования ей сына (1 Цар., 2, 1-11); четвертая — пророка Аввакума (Аввакум 3, 1-19), которую Церковь традиционно толкует преимущественно как пророчество о Рождестве Христовом; пятая - песнь пророка Исайи (Ис., 26, 9-19), в которой он воспевает Бога в ночи и говорит, что ночь просвещается, как день, светом Божиих повелений, и говорит о будущей земле праведных; шестая — песнь пророка Ионы во чреве кита (Иона 2, 3-10); седьмая и восьмая — разбитая на две части песнь трех отроков в пещи Вавилонской (Дан., 3, 26-36, 53-88); девятая – сразу две новозаветные песни: Богородицы – «Величит душа моя Господа» (Лк, 1, 46-55) и Захарии, отца Иоанна Крестителя (Лк, 1, 68-79), которую он воспел, когда ему после рождения сына был возвращен дар речи.

Эти девять – и есть, собственно, канон (т. е. «узаконенный свод») библейских песней, некогда предписанный к ежедневному богослужебному исполнению. Потом уже на них стали писать тропари, подходящие по смыслу тому или иному празднику или святому. Можно сказать, что сами библейские песни – это основа, неизменяемый скелет канона, а ирмосы и тропари – изменяемая «оправа», в которую Церковь облекает все те же песненные сюжеты, почитая тот или иной праздник. В обиходном чтении дома, да и в храме, тексты библейских песней, как правило, опускаются – и мы читаем только ирмосы и тропари. Но Великим постом в храмах стараются исполнять устав строже, поэтому текст библейских песней появляется в повседневном богослужении. У кого будет возможность приходить в храм в будни, могут обратить на это внимание. Во время Великого поста каждый день поются трипеснцы: в понедельник – 1, 8 и 9 песни канона, во вторник – 2, 8 и 9, в среду – 3, 8 и 9, в четверг – 4, 8 и 9, в пятницу – 5, 8 и 9. В субботу поется четверопеснец – 6, 7, 8 и 9 песни. И, наконец, в воскресенье – весь канон.

Вторая песнь – самая длинная, поэтому уже с древних времен на нее далеко не всегда составлялись тропари, и мы видим, что чаще всего в канонах после первой песни сразу идет третья. Но преподобный Андрей написал тропари и на вторую песнь. Это не единственный канон, в котором есть вторая песнь, но наиболее широко известный. Итак, вторая песнь канона ассоциируется для нас, прежде всего, со службами Великого поста.

Вот, мы сказали: Церковь облекает канон библейских песней в «оправу» праздничных тропарей. Но что за «праздник» такой, когда на дворе – Великий пост? Уж точно речь не может идти о радости! А если не радость – так ведь «праздность» – это разве не греховная лень, противоположность трудолюбию? Но на самом деле – если «зреть в корень» слова – оно означает лишь отход от (или, лучше сказать: исход из) повседневности. То есть празднует человек не только в великой радости, но и в великой скорби, и в сосредоточенном внимании – отстраняясь от привычной обыденности. Именно к такому вниманию призывает нас Церковь во время Великого поста, который для христианина, безусловно, – праздник, «весна душам». И вот, в первые четыре дня этой духовной «весны», мы все особенно стараемся успеть к вечернему богослужению, когда читается Великий канон Андрея Критского.

Канон Андрея Критского – хвала покаянию. Именно для того он и читается в самом начале Великого поста, чтобы сразу задать человеку высокую планку на весь пост, указать главную цель поста – покаяние. Воздержание от скоромной пищи – лишь одно из самых эффективных средств, способствующих покаянию, но если весь пост свести только к этому воздержанию, и поститься не имеет смысла.

Молитвословия Великого канона помогают нам оценить себя по большому счету – перед лицом Бога. И оценка эта даже для великих праведников бывает неутешительной, потому что по сравнению с величием Божиим любая добродетель кажется невесомой. Но сам факт оценки приносит утешение, так как дает нам возможность измениться, а это великое чудо. «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть» (Мф., 6, 27), - задает нам риторический вопрос Господь. То есть мы, казалось бы, ничего не можем сделать с собой, но в то же время человеку, который отваживается на покаяние, то есть на праведную (без самооправдания) оценку самого себя, Господь дарует возможность измениться. И эту возможность восхваляет Великий канон Андрея Критского. В нем такие глубины богословия!..

Обычно, говоря о богословии, мы подразумеваем, что это какая-то научная дисциплина. Она якобы интересна для специалистов, касается концепций Божьего мира или церковной жизни, но никак не соотносится с обычной жизнью простых людей - хотя бы потому, что малодоступна их пониманию. Но во время чтения канона Андрея Критского к высокому богословию могут приобщиться абсолютно все прихожане, пришедшие в храм. Вспомним, например, кондак Великого канона: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися. Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй». Кто здесь к кому обращается? Не душа же к самой себе. Но и не тело пробуждает душу. А обращается к душе то самое «Я», которое выше (или глубже?) самого нашего постижения. Мы часто говорим: «Чужая душа – потемки». Но ведь и своя душа – потемки. Есть в каждом из нас такая глубина, которую знает только Господь. А вот когда мы со всей Церковью поем канон Андрея Критского, мы каким-то образом, через слово, прикасаемся к этому непостижимому, приближаемся к познанию самих себя. И это не интеллектуальное познание, а действенное, силовое! Слова канона наполнены не только разумом и логикой, помогающими человеку умом понять, что он грешен. Они еще наполнены великой силой, и это дает возможность почувствовать свою греховность сердцем, то есть самой сердцевиной своего существа.

Кроме того, очень интересен сюжетный принцип, по которому написан Великий канон. Преподобный Андрей вспоминает различные события, описанные в Священном Писании, и через них ведет нас опять же к покаянию. То есть все Писание в поэтическом осмыслении преподобного Андрея становится свидетельством и, так сказать, руководством к покаянию. Нам хочется изменить свою жизнь, но часто мы не знаем, как это сделать. И вот, читая канон Андрея Критского, мы вспоминаем Священное Писание и одновременно получаем практическое знание о покаянии: какое оно; как узнать его, настоящее, «на вкус»; как не спутать с собственными «комплексами» - плодом плотского мудрования. И это знание о подлинном покаянии - не наше, человеческое, а нечто намного большее: знание Церкви, разум Святого Духа. Принесем ли мы личное покаяние, зависит уже только от желания и волевых усилий каждого человека. Но путь нам в очередной раз указан, возможность дана.

Наверное, красоту поэтического языка словами описать трудно – ее можно ощутить только в храме во время чтения. А вот оценить изощренность ума песнопевца и прикоснуться к ней можно попробовать и сейчас. Вот в пятой песни канона, читаемого во вторник, слышим: «Моисеов слышала еси ковчежец, душе, водами, волнами носим речными, яко в чертозе древле бегающий дела, горькаго совета фараонитска». Что в этом кратком стихе? О, очень многое! Мы вспоминаем о том, как был рожден пророк Моисей; как мать, чтобы спасти его, положила младенца в корзинку (ковчежец) и опустила на воду (Исх., 2, 3); и дальнейшие события: как он был взят дочерью фараона, на воспитание и выращен как сын (Исх., 5-10). И далее на память знающему Писание приходит все, что связано не только с самим Моисеем, но и с жизнью евреев в египетском рабстве. В христианском богословии Египет – не только географическое понятие, но и символ жизни человека в рабстве греху, из которого ему необходимо выйти. Как мы помним, Моисей вывел еврейский народ из рабства. Подобный же исход должен состояться в душе каждого человека. Конечно, этот исход может произойти в любое время, но Великий пост – время самое благоприятное. Это наш ежегодный шанс на благой исход из греховного жития.

Однако, возвращаясь к тропарю канона: что же значат эти вот загадочные слова «Яко в чертозе древле, бегающий дела, горькаго совета фараонитска»? Как искусный художник или иконописец может одним касанием кисти отобразить что-то важное, так и преподобный Андрей одним касанием напоминает нам о другом жителе Египта – Иосифе Прекрасном, жившем задолго до Моисея (с него-то все и началось для евреев в Египте!). «Дело горькое» - это то, что предлагала праведнику супруга его хозяина, фараонова царедворца: она склоняла Иосифа к блуду, а он убежал от нее, за что еще и подвергся клевете (Быт., 39, 7-12). Но и это не все: одновременно «горький совет фараонитский» – повеление фараона (снова в эпоху Моисея) убивать всех еврейских мальчиков (потому-то мать, чтобы спасти младенца Моисея, была вынуждена положить его в ковчежец и отпустить на воду). Но есть и третий смысл слов «горький совет фараонистский» - символический. Это «совет греховный», которым нас мучают мир и диавол.

Толковать Великий канон Андрея Критского можно долго – любой тропарь (то есть, строфа) заключает в себе как исторические события, описанные в Библии, так и глубокий духовный смысл. Но лучше напитать свою душу этими удивительными словами, придя в первые четыре вечера Великого поста в храм. Желаю всем читателям, чтобы у них была такая возможность и чтобы они ее не упустили.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 4    
  Версия для печати        Просмотров: 3839

Ключевые слова: Покаяние, Великий пост, Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930