В
четверг в Русской Церкви отмечают 15-летие интронизации Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. О том, как менялась Церковь
за это время, с какими вызовами столкнулась, и какие сейчас перед ней
стоят задачи, рассказал в интервью РИА Новости председатель Синодального
отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.
— Владимир Романович, за прошедшие 15 лет когда, по вашему
мнению, Русская Православная Церковь и наше общество в целом
сталкивались с самой серьезной угрозой?
— Верующий человек помнит слова Христа, что врата адовы не одолеют
Церковь. Церковь уже победила раз и навсегда, когда Христос воскрес.
Единственная угроза – это для нас, верующих, – поставить себя вне
Церкви. Что касается общества, то тут существует множество мнений. На
мой взгляд, главная угроза здесь перед любыми благостными перспективами
не потерять памяти о том, что безверие, через которое мы прошли в XX
веке, – это путь к духовной гибели и социальному коллапсу.
— Ситуация на Украине и в странах Прибалтики продолжает
ухудшаться, власти этих государств препятствуют деятельности
канонической православной Церкви. Можно ли сказать, что Русская
Православная Церковь теряет там свои позиции? Если теряет, то что можно
сделать сейчас и в будущем, чтобы остановить этот процесс?
— В странах Прибалтики на православные общины, так или иначе
связанные с Русской Церковью, оказывается давление. Эта политика
является частью так называемой "отмены русской культуры". Политические
силы, которые так громко и шумно праздновали разрушение Берлинской
стены, теперь сами возводят стену между Россией и Западом. Попытки взять
в политические заложники верующих, которые заведомо ничем никому не
угрожают, – это свидетельство слабости и неуверенности в своей позиции.
Про свободу совести и говорить уже не приходится.
— Есть ли у вас надежда в обозримом будущем посетить Украину, ее святыни, помолиться в Киево-Печерской Лавре?
— Строить прогнозы – неблагодарное дело. Но для верующего человека
нет преград, святые Киево-Печерской Лавры в наших сердцах и молитвах,
они в одной с нами Церкви, даже если их святые мощи похищены
раскольниками. Когда святые мощи преподобного Сергия хранились
безбожниками в музее, это не было препятствием для молитв к этому
святому, не умаляло его церковного почитания. И богоборцам, как сейчас,
наверное, раскольникам, тоже казалось, что они будут хранить у себя
похищенное бесконечно долго. А оказалось – всего несколько десятилетий.
— Как Патриарх Кирилл оценивает происходящее сейчас на Святой Земле, в секторе Газа?
— Церковь всегда выступала и будет выступать за мир на Святой Земле,
выражать поддержку Иерусалимскому Патриархату, скорбеть обо всех, кто
стал жертвами этого конфликта. Как Святейший Патриарх заявил недавно на
встрече религиозных лидеров с президентом Путиным, мы должны избежать
ситуации, когда арабо-израильское противостояние будет переноситься на
российскую почву. И думаю, что с этим согласны все религиозные общины
нашей страны.
— Чем можно объяснить всплеск геополитического напряжения,
насилия, войн, гонки вооружений в разных точках планеты, разговоры об
угрозе Третьей мировой, ядерной войны? Воспринимает ли Священноначалие
всерьез такую угрозу, что делается для ее предотвращения?
— Войны и насилие имеют своей причиной греховную человеческую
природу. Наивно думать, что человечество способно своими силами
построить мир без войн и конфликтов. Это, впрочем, не значит, что на
миротворчестве надо поставить крест. Наше время, может быть, более чем
другие времена, характеризуется ложью и пропагандой о причинах войн и
противостояний. Информационные технологии автоматизировали процесс
дегуманизации оппонента и распространения неправды. Разумеется, это
усугубляет конфликт, порождает ненависть в сердце каждого, кто
потребляет "военную пропаганду".
Церковь призывает воинов, верно служа Отечеству, не поддаваться
искушению звериной ненависти к противнику. Даже на линии фронта есть
пространство для милосердия. Именно в этом свидетельстве, в пастырских
трудах военных капелланов Церковь видит свою роль минимизации духовных
последствий войн для личности и приближении мира. И, конечно, в молитве о
справедливом мире.
— Как можно описать период истории Русской Церкви, в котором
мы сейчас находимся, и с какими историческими временами, событиями и
личностями возможны аналогии?
— Конечно, пророк Экклесиаст говорил: "Что было, то и будет; и что
делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем" (Эккл.
1.9.). Но все-таки приведение прямых исторических аналогий –
небесспорный метод. Каждый человек живет в своем времени, он
индивидуален, делает свой выбор, от которого зависит его будущее и
будущее социума, в котором он существует.
— Как изменилось за последнее время
общественное мнение о Русской Церкви, и какова динамика численности ее
прихожан в России и других странах, как бы вы охарактеризовали
изменения?
— Общественное мнение порой меняется быстрее, чем
его успевают измерить. Тогда, когда перестают смотреть какой-то вирусный
ролик или оставлять комментарии под скандальным постом. Церковь
существует в другом ритме. Если человек задумался о своих грехах и
смысле жизни, вспомнил, что был крещен в детстве, и пошел в храм на
исповедь, это никак не повлияет на результаты общественного мнения и
динамику численности. А совершилось великое событие: к Богу приблизилась
душа человека, пусть одна. Но она стоит больше, чем сокровища всего
мира. Церковь призвана сеять семена веры, а когда и как они взойдут,
ведомо только Создателю.
— В России 2024 год объявлен Годом семьи, президент подписал
указ о поддержке многодетных семей, Минпросвещения планирует разработать
для школ курс "Семьеведение". Как вы полагаете, что нужно сделать в
этой сфере, в первую очередь, в ближайший год?
— Государство должно признать, что выживание традиционной семьи
важнее, чем даже глобальное потепление, формирование многополярного мира
и так далее. Исходя из этого должны быть установлены приоритеты, а их
достижение вполне можно измерить – по коэффициенту рождаемости. Пока он
не обнадеживает, а значит нужно делать все что возможно, в экономике,
социальном обеспечении, социальных технологиях. Выкорчеванное за
последние более чем 100 лет дерево семейной жизни нужно посадить заново и
заботиться о нем всеми способами и всеми силами.
— Патриарх Кирилл призвал в школах изучать произведения
лауреатов Патриаршей литературной премии и попросил Минкультуры
содействовать распространению фильмов-призеров фестивалей "Лучезарный
Ангел", "Золотой витязь". Какие усилия и перемены нужны в сферах
образования, воспитания, просвещения, культуры и журналистики, чтобы
люди хотели читать возвышающие книги и смотреть добрые фильмы?
— Очень долгое время считалось, что в сфере человеческой культуры в
самом широком смысле этого слова нужно создать условия конкуренции.
Видимо, чтобы "Война и мир" свободно конкурировала с журналом "Плейбой".
Надеюсь, данная страница нашей истории перевернута, и предложение
Святейшего опирается именно на эту предпосылку.
— Необходимы ли, на ваш взгляд, запреты сочинений и картин, неодобряемых Церковью?
— Церковь – не цензурный комитет, но в отдельных случаях она
выступает как значимый общественный институт, предупреждая, что порок –
это яд для общества и личности. Чтобы услышать это предупреждение, у
общества должна быть способность прислушаться. Эта способность
формируется в семье, школе, вузе. Если там учить, что запрет – это
вообще зло по определению, начиная с Декалога, то запрет в условиях
информационного общества будет малоэффективен.
— Патриарх Кирилл призвал к реализации в полной мере закона о
запрете движения ЛГБТ*, к запрету усыновления детей из РФ в страны, где
существует "гендерная идеология" и разрешена смена пола, к усилению
борьбы с абортами. Почему недостаточно просто духовно-нравственного
просвещения и воспитания, а нужны законодательные запреты, контроль и
наказание, ведь Бог даровал человеку свободу выбирать даже то, что
считается грехом? Насколько более действенны запретительные меры, и не
будут ли они людей отталкивать или загонять в более опасное подполье,
подпольную медицину?
— Человеческая культура как явление построена на табу, которое
является ровесницей цивилизации. Как вдруг, начиная с Нового времени и,
наверное, в наши времена особо убедительно, нам стали доказывать, что
запреты – это главное зло. Позволю себе напомнить, что меньше всего
запретов существовало как раз у первобытных людей. Это наша цель
движения? В варварском состоянии люди не имели письменности и не
разработали корпуса законов, число статей в которых изменяется тысячами,
и каждая содержит модель поведения, включающую и запрет.
Вы правы, Бог дал человеку свободу выбирать, но Спаситель никогда не
призывал отменить законы, чтобы ни у кого не было лишних препятствий
сделать выбор в пользу греха и зла. Любой грех можно оправдать таким
образом.
— Что посоветуете людям, страдающим сегодня физически и психологически от сомнений, беспокойства за будущее?
— Я посоветую всем нам конвертировать свои переживания в труд,
саморазвитие, служение ближним. Церковь с древних пор свидетельствует об
опасности уныния, упадка воле и желания что-либо делать. Мы, верующие,
убеждены, что у человека достаточно сил, и он с Божией помощью способен
преображать мир вокруг себя.
— Каковы основные цели и задачи Русской Православной Церкви в России и за рубежом на ближайшие 5-10-15 лет?
— У нас нет бизнес-плана, какие обычно бывают у транснациональных
корпораций. И 1000 лет назад, и сейчас у нас одна и та же цель и задача –
свидетельство о Христе и приведение людей ко спасению в Нем.
* Движение признано экстремистским и запрещено в России.
РИА Новости