|
||||||||||||||
Как художники зашифровывают образ Иисуса в картинахИисуса Христа писали лучшие художники мира. Мы все помним «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи, «Погребение Христа» Караваджо, «Христа в пустыне» Крамского и еще сотни шедевров. Сегодня же вместе с командой проекта «ВТБ — России» предлагаем поискать Христа на картинах, которые на первый взгляд не выглядят религиозными. Выясним, на какие детали стоит обращать внимание, чтобы узнать Христа. Оконная рамаВерсию о том, что на знаменитой картине Винсента ван Гога, изображающей ночные посиделки в кафе Арля, может быть еще и намек на Тайную вечерю, выдвинул исследователь Джаред Бакстер. Посетители кафе напоминают апостолов, а уходящий с террасы человек в черном — Иуду: по версии евангелиста Иоанна, он покинул ужин после того, как Иисус заговорил о предателе. Интереснее всего здесь длинноволосый официант. Его белая одежда вызывает ассоциации с туникой Христа. А переплет оконной рамы, на фоне которой стоит официант, похож на крест.
ГвоздикиАмериканец Гари Мельхерс долго жил в Голландии и любил писать бытовые сцены с участием местных крестьян. Он нередко делал это так, что сквозь обыденное вдруг просвечивала вечность. Вот малыш с матерью. Мы ничего о них не знаем, пока не присмотримся к знакам. Женщина приняла такую позу, что за ее головой оказалась желтая тарелка: это же нимб — значит, ее зовут Мария. Остается найти доказательство тому, что имя мальчика — Иисус. Оно слева от тарелки: гвоздики — символ Христа и его страданий. Мадонну и младенца Иисуса с гвоздиками изображали многие художники — Леонардо да Винчи, Рафаэль, Дюрер. Виноградная лозаОкорок, пирог с паштетом, краб, фрукты — этот натюрморт явно не об умеренности. Он пробуждает аппетит и вызывает желание предаться греху обжорства. Но здесь же художник оставляет и напоминание о том, что спасение возможно, если думать не о еде, а о душе. Роскошный завтрак опутан виноградной лозой — это символ Иисуса Христа. В Евангелии от Иоанна приводится притча, в которой сам Христос сравнивает себя с лозой, бога-отца с виноградарем, а своих последователей — с расходящимися от лозы ветвями.
ПодсолнухВ кальвинистской Голландии 17 века католики должны были соблюдать осторожность. Чтобы не привлекать к себе внимания, церкви для совершения молитвы они устраивали прямо в домах, а религиозные картины маскировали под светские. Этот натюрморт с гирляндами из фруктов и цветов выглядит как гимн щедрости природы. А модный бокал как будто совсем не похож на евхаристическую чашу, которая используется в таинстве причастия, когда верующие вкушают белый хлеб и вино — символы тела и крови Иисуса Христа. Но клюющий ягоды воробей, а также соседство пшеничных колосьев и винограда (из которых делают хлеб и вино), — это и есть иносказательные изображения причастия. А расположенный над бокалом подсолнух — символ Христа. Если присмотреться, между бокалом и подсолнухом можно увидеть свечение — еще одно доказательство того, что этот натюрморт имеет религиозный подтекст.
ГранатВ самый центр этой гирлянды помещен раскрытый гранат. Его часто можно увидеть не только в натюрмортах, содержащих второе дно, но и в откровенно религиозной живописи. Например, на картине Боттичелли «Мадонна с гранатом» младенец Иисус держит плод в руке. Зерна граната похожи на капли крови и символизируют искупительную жертву Христа. А множество зерен граната, объединенных вместе под кожурой, напоминает единение верующих в церкви.
РыбаГонения вынуждали первых христиан изобретать секретный язык. Иисуса Христа они придумали называть рыбой. Греческое слово «ихтис» одновременно было аббревиатурой, в которой зашифрована фраза «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». С тех пор изображение рыбы стало распространенным символом Христа. Если в этом натюрморте трактовать рыбу как образ Иисуса, то и другие объекты получают дополнительный смысл. Кошка в христианстве прочно ассоциируется с грехами, соблазнами и даже с дьяволом — от всего этого способна защитить вера. Раскрытая устрица на картине с любовным сюжетом символизировала бы низменные удовольствия, но религиозный контекст наделяет ее совсем другим содержанием. Здесь раскрытая устрица — это человеческая душа, способная отделиться от тела и обрести вечную жизнь. Вполне пасхальная история складывается.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 663 |